Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Узкоколейка Орлова-Давыдова

В окрестностях села Бахилова Поляна на Самарской Луке до наших дней сохранилась насыпь первой в России лесовозной узкоколейной дороги.
Вот что пишут о ней на сайте "Узкоколейные железные дороги Самарской области":

Дорога проходила от села Бахилова Поляна в глубь лесного массива Жигулей, принадлежала графу Орлову-Давыдову.

Остатки насыпи этой узкоколейки были использованы позднее сначала для строительства в конце 40-х немецкими военнопленными ответвления так называемой гудронной дороги, а затем уже асфальтированного участка к пионерлагерю с громким названием «Жигулевский Артек», некогда принадлежавший Жигулевскому комбинату строительных материалов.
Всё это былое великолепие находится в довольно неоднозначном месте - рядом с кладбищем Бахиловой Поляны, уже на территории Жигулёвского заповедника.

Этот начальный участок бывшей узкоколейки попал на панораму, в конце 1990-х снятую нами с Малой Бахиловой горы:


О судьбе и современном состоянии бывшего пионерлагеря вы можете прочесть здесь, мы же продолжим рассказ об узкоколейке.
Узкоколейка уходила вверх по оврагу Ломовой в глубь Жигулей (на панораме - справа налево) до урочища "уч. № 105 лесхоза".

В настоящее время остатки насыпи этой узкоколейки полностью находятся на территории Жигулевского заповедника им. Спрыгина, и закрыта для посещения.

Остатки насыпи бывшей узкоколейки обозначены на многих картах - например, на карте Генштаба ВС СССР:

Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:100 000 (обозначена разобранной, обозначена не полностью).

Протяженность узкоколейки, измеренная мной по карте, составляет 9.5 км.
В верховьях оврага под трассу узкоколейки в скале были вырублены откосы.

В некоторых источниках эта узкоколейная железная дорога упоминается как первая в России лесовозная узкоколейная железная дорога.
Находилась на землях графа В. П. Орлова-Давыдова, построена по его инициативе.
Возможно, открыта в 1880-х годах, вначале представляла собой рельсовый путь узкой колеи с конной тягой.

В 1914 г. часть рельсов была снята на хозяйственные нужды. По неподтверждённым данным, узкоколейная железная дорога была разобрана в 1917 году.


Впрочем, есть и иные мнения на этот счет - например, блогер kraeham считает иначе:

... на западе поселок [Бахилова поляна] прикрывает гора Калиновая, вдоль которой по берегу Волги в поселок входит «дорога» – «Морквашка» (Морквашинская дорога).
Раньше, когда это место было частью поместной «дачи» Орловых-Давыдовых, Морквашка уходила через поселок и Бахиловский овраг между Змеиной и Мешаной горой в Малиновый дол, представляя собой доско-рельсовую дорогу для доставки к Бахиловской пристани леса и известняка.

В начале XX века узкоколейка стала железной и просуществовала до начала 1950-х годов.

Горный отрезок этой дороги от Бахиловского оврага через урочище Гудронный позже стал именоваться Немецкой дорогой (Гудронной), построенной немецкими военнопленными для осуществления работ на нефтяных месторождениях.

Есть и третье мнение, объединяющее в себе оба уже озвученных:

Для вывоза леса с лесосек была построена узкоколейка и по Бахиловскому оврагу и его отрогу Ломовому оврагу.
В 1914 году дорогу частично разобрали, а после революции её сменила доско - рельсовая дорога, просуществовавшая до 1950-х годов.
Сюда же вела и «Морквашка» узкоколейная железная  дорога, соединяющая Бахилову Поляну и село Моркваши (ныне микрорайон города Жигулевска).


Так или иначе - в доско-рельсовом или железнодорожном варианте узкоколейка существовала как минимум с начала до середины XX века.

Несмотря на то, что сама железнодорожная колея была разобрана, трасса бывшей узкоколейки использовалась еще несколько десятилетий для вывоза древесины - на карте 1949 года трасса узкоколейки упиралась в участок №105 лесхоза:




В 1840 году на Волжский берег была вывезена графом Орловым-Давыдовым (предку которого Екатерина II подарила изрядный кусок Самарской Луки, составивший графскую Жигулёвскую вотчину) группа крестьян из Курской губернии. Эти переселенцы основали сначала хутор Старое Отважное на месте нынешнего посёлка Зольное, а позднее обширное село Отважное на месте нынешнего города Жигулёвска.

В дальнейшем в устьевой части долины Бахилова Поляна был основан одноименный посёлок, главным занятием жителей которого стали лесозаготовки.
О размахе рубок в графской вотчине можно судить по тому, что именно здесь была проложена первая в России узкоколейная лесовозная железная дорога.


В конце спуска с Бахиловского серпантина, возле деревенского кладбища, начинается та сама узкоколейка. уходя от проезжей дороги вправо по оврагу, в глубь заповедника.



Увидев ответвление от основной дороги вправо, перекрытое шлагбаумом - знайте, именно здесь брала своё начало. возможно, самая первая в России узкоколейная лесовозная дорога:



Сейчас о ней практически не осталось ни данных, ни следов на местности,  а те, что есть - широким массам недоступны, поскольку посещение заповедника запрещено и карается штрафом.

Tags: Самарская Лука, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, история
Subscribe

Posts from This Journal “заброшенные объекты” Tag

  • Заброшенная стартовая позиция ЗРК C-125

    Недавно я рассказывал о множестве заброшенных позиций ЗРК С-75, располагавшихся в окрестностях Куйбышева для обеспечения противовоздушной обороны…

  • Две Мордовых поляны

    Урочище под названием Мордова поляна известно многим самарским краеведам, туристам, велосипедистам, лыжникам и просто жителям Красноглинского района…

  • Заброшенные позиции ЗРДН С-75

    Я уже не раз обращался в этом блоге к артефактам времен "холодной войны", связанным с советской системой противовоздушной обороны. Первые…

  • Забытый склад ГСМ в 1968 году

    Совсем недавно я вам рассказывал о заброшенной дороге на когда-то существовавший возле станции Спиридоновка склад ГСМ Бобровского аэродрома. За…

  • Заброшенная дорога на забытый склад ГСМ

    Много лет назад, когда только-только стали появляться спутниковые снимки высокого разрешения на наши Палестины, образовалась у меня традиция долгими…

  • Судьба "Красного Перекопа"

    53.291874, 50.163531 - координаты места, где до осени 2008г (или лета 2010 г. по другим источникам) находились останки 2 колесных буксиров:…

  • О заводах НКАП, перебазированных на Безымянскую промплощадку

    Ни для кого сегодня не секрет, что основу (правда, бывшей уже) промышленной мощи Самары времен СССР составляли эвакуированные в начале Великой…

  • Колесников овраг

    Среди самарских топонимов довольно часто упоминаются овраги - это и всем известные Постников овраг (в советское время - овраг Подпольщиков),…

  • Неизвестный кирпичный завод Летягина на выгонных землях

    Сегодняшний пост сподвиг меня написать коллега kraeham, написавший мне письмо: ...в госархиве, разбирая окладные книги по Летягиным,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments