Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Римские амфитеатры

Одними из самых крупных, впечатляющих, и в тоже время наиболее распространённых по всей территории бывшей Римской Империи, простиравшейся от Британии до Персидского залива и от северного причерноморья до Северной Африки, античных сооружений, наверное, следует считать амфитеатры.

Амфитеа́тр (от греч. άμφιθέατρον — «вокруг», «театр», заимствовано через немецкий или фр. amphithéâtre) — античная постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши.

До настоящего времени в различных странах сохранилось множество этих построек - даже мне удалось повидать их штук шесть или семь.

Первым увиденным мной из достаточно прилично сохранившихся амфитеатров стал амфитеатр в Мирах Ликийских, что на территории современной Турции (Демре), в 2003 году.
Построен он был, как и подавляющее большинство римских амфитеатров, во II веке н.э.


Особенность строения в том, что оно использует рельеф местности - трибуны вырублены в скале, к которой примыкает строение.
Считается, что такой тип строений более присущ греческому влиянию, ибо римский тип амфитеатров подразумевал отдельно стоящие трибуны - впрочем, в дальнейшем мы увидим, что римляне не чурались эклектики ;)

Более подробно об этом строении пишет vladimirdar:
Его диаметр около 110 метров и вместить он мог до 10 тыс. человек (по некоторым данным и до 15 тыс. чел.). Всего в амфитеатре Миры 35 рядов – 29 нижних и 6 верхних, разделенных диазомой (полукруглым проходом между рядами античного театра).

Обычно этот амфитеатр в Мире называют греко-римским. Он полукруглой формы как греческие. В римских амфитеатрах архитекторы обычно делали дальние ряды немного выше, чтобы зрителям было хорошо видно сцену, здесь же, как и во всех подобных строениях Малой Азии римского периода этого не наблюдается. Также здесь нет принятого в римских амфитеатрах разделения зрительских мест «для богатых » и простых граждан. Таким образом, этот исторический памятник скорее греческий, чем римский по своей стилистике. Очевидно в Мире не приветствовалось кичиться своим богатством и властью, нежели, к примеру, в римской столице. Сцена и часть зрительских мест-ступеней высечены в скальном массиве. Этот театр был публичным центром древнего ликийского города Мира. Здесь проходили не только театральные постановки, но и жертвоприношения, публичные суды, казни. Есть некоторые сведения, что здесь проходили гладиаторские бои и даже подобие имитации морских сражений с наполнением сцены водой.


Однако Мироликийский амфитеатр не был первым, который мне удалось посетить - за пару лет до него я, конечно, не смог обойти своим вниманием единственный античный театр Крыма, нынешней России и всех стран бывшего СССР - древнегреческий театр в Херсонесе Таврическом, когда-то занимавшем часть территории современного Севастополя.

Поскольку до нашего времени этот театр дошел со значительными потерями, и потому мой список амфитеатров открыл не он ;)

Книга Е. Крикуна «Архитектурные памятники Крыма», выпущенная в 1977 г. симферопольским издательством «Таврия», несмотря на то, что это было единственное сооружение данного типа на территории страны, уделяет этому театру всего несколько строк:



Сохранилось от оригинального амфитеатра немного:

По склону балки в скале вырубили восемь секторов зрительских мест - театрона с рядами каменных скамеек.
Каждый сектор имел двенадцать рядов скамеек, между секторами проходили лестницы.
Несколько ступеней одной из лестниц центрального сектора театрона сохранились до настоящего времени.

Херсонесский театр неоднократно перестраивался; значительные изменения коснулись его в I в. н.э., когда в городе размещались римские войска. В это время в театре устраивались бои гладиаторов, травля диких зверей, что потребовало защиты зрителей. Орхестра расширилась, вместо первого ряда зрительских мест был сооружен высокий барьер с металлической решеткой. Таким образом, театр мог быть и местом для традиционных представлений, и цирком. На театральном участке были найдены фрагменты надписей в честь организаторов и победителей музыкально-литературных состязаний и алтари, посвященные Немезиде, - богине справедливости, покровительнице гладиаторов, актеров и атлетов.
Херсонесский театр просуществовал до IV в. н.э. Принятие христианства привело к разрушению языческих храмов, общественных зданий. Не избежал этой участи и античный театр. Его превратили в каменоломню, а затем в свалку.
В VI веке на его месте возвели крупный храм...


Сам амфитеатр был реконструирован археологами в конце XX века, однако выглядит он довольно новодельно, на мой взгляд, и потому я тогда даже не стал фотографироваться на его фоне, предпочтя проскений с сохранившейся колонной ;))



Следующим римским амфитеатром, который я посетил, стал Амфитеатр в бывшем древнеримском городе Тарракон (Tarraco) - нынешняя Таррагона, Испания



Процитирую одну из статей об этом амфитеатре:
Римский амфитеатр появился в Таррагоне в 1—2 в. н. э. и был расположен поблизости от форума этой провинциальной столицы. Амфитеатр размерами 130 на 102 м вмещал до 15 тыс. зрителей. Находился он почти у самого моря, и во 2 в. здесь проходили гладиаторские бои. До наших дней дошли остатки большой надписи, которая датируется периодом правления Элагабалуса (3 в. н. э.), расположенной на подиуме.




В 259 г., во время преследования христиан императором Валерианом, городской епископ Фруктуус и его деканы, Аугуриус и Эвлогиус, были сожжены заживо в этом амфитеатре.

Но после того, как христианство стало официальной религией в империи, театр потерял свои оригинальные функции.
В последующие годы часть камней, из которых он был сложен, была использована для того, чтобы построить базилику в память о трёх сожжённых мучениках. Их могилы в арене театра были раскопаны, а к церкви пристроили специальные погребальные мавзолеи, куда поместили останки.


Остатки этих могил и сейчас еще видны:



Как вы можете заметить, при постройке этого амфитеатра также был использован рельеф местности - часть зрительских мест была вырублена в склоне...



... другая же часть сложена из необработанного камня на растворе:



При строительстве использовалось несколько различных технологий - как обработка скального монолита, так и каменная кладка, причём как необработанным, так и обработанным камнем...



Использовался даже римский бетон - в одной из залитых бетоном ступеней для зрителей сохранился обломок деревянного опорного столба, использовавшегося, по-видимому, для установки навеса от солнца:




Не мог я не увидеть, конечно, и самый раскрученный из всех амфитеатров - Амфитеатр Флавиев в Риме (Италия).



Вряд ли найдётся человек, не слыхавший об этом самом крупном и знаменитом амфитеатре, известном больше под названием Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный).

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев.
Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом.

Еще один римский амфитеатр мне довелось увидеть в Помпеях, в которых сохранилось аж 2 театра и один амфитеатр.



Я посетил самый старый из сохранившихся римских каменных театров - Большой театр (но не московский, а помпейский ;)):

В эпоху ранней республики для театральных представлений сооружались временные деревянные театры. Самым ранним сохранившимся каменным театром был Большой театр в Помпеях, примыкавший к Треугольному форуму. Построенный в III—II вв. до н. э., он был расширен и реконструирован в 75 г. до н. э. Эти две стадии строительства показывают процесс формирования театра римского типа.


1 — Треугольный форум; 2 — Большой театр; 3 — Малый театр (Одеон); 4 — храм Изиды; 5 — портик театра, позже казарма гладиаторов

Первоначально Большой театр был еще близок к греческому типу, сохранившему связь с природой и изолированность отдельных элементов. Расположенные полукругом места для зрителей — театрон — были устроены на ступенях, врезанных в холм. Орхестра, в которую можно вписать круг, еще греческого типа, а сцена представляла собой отдельное здание. За сценой находился обширный четырехсторонний портик, служивший фойе (впоследствии преобразованный в перистиль казармы гладиаторов).




При реконструкции театра по его краям соорудили сводчатый коридор (крипту), ставший опорой для пяти дополнительных рядов мест. Концы полукружия облицованных камнем зрительских мест и сцена соединялись сводами, над которыми возникли места для почетных зрителей — трибуналия.

Тем самым разрозненные прежде части театра слились в единое целое — характернейшая черта римского театра.

Здесь же наметилась и другая его особенность — заполнение театра и освобождение его от зрителей через субструкции. Пять тысяч человек, заполнявшие Большой театр, могли проходить не только через главные входы у сцены, но и через крипту с ее тремя выходами.


Еще одной из архитектурных особенностей этого театра является отделка некоторых зрительских мест драгоценным мрамором:



Видимо, места первого класса ;))




Амфитеатр в набатейской Петре - один из самых загадочных в моей коллекции амфитеатров ;).
Даже сведения о количестве мест в нём противоречивы:



Греческая культура имела большое влияние на набатейцев, о чем свидетельствует амфитеатр на 8000 мест неподалеку от Эль-Хазне.
Есть театры и в окрестностях Петра, но меньшего размера.
Высеченные в скале широкие скамьи составляют обширный зрительный зал с очень хорошей акустикой.


Сведений о датах построек в Петре так и вовсе крохи. Есть мнение, что амфитеатр в Петре был построен римлянами во II веке (Бродский Б.И. 'Романтические ведуты' - Москва: Советский художник, 1966 - с.246 ):

Во II веке Петра становится центром римской провинции Аравия, заново отстраивается и даже воздвигает в честь императора Траяна великолепную триумфальную арку. Опять потянулись через Сик вереницы верблюдов, и опять наполнилась гортанными криками, клятвами и божбой котловина, окруженная скалами розового и красного цвета. И опять мимо высеченных в скалах гробниц потянулись колонны закованных в цепи рабов.

Римляне построили еще два рынка, и их стало в Петре три; в пологом склоне скалы они вырубили амфитеатр, и проезжие купцы могли любоваться спектаклем или гладиаторскими боями.


После разрушительного землетрясения в IV в. н.э. город был оставлен своими жителями.



И, наконец, амфитеатр в Памфилийском Сиде, Турция



Строение возведено во 2 веке н. э. на месте еще более древнего эллинского театра. Здесь выступали актеры и гладиаторы, сражавшиеся между собой или с дикими хищниками. За ними наблюдали 16 тыс. зрителей, но до наших дней дошел только первый этаж трибун, опирающихся на мощные арки, второй ярус не уцелел. Однако и в нынешнем виде сооружение производит весьма сильное впечатление.

22 сохранившихся ряда зрительских мест плавно спускаются к орхестре, круглой площадке в центре, огражденной крепкой стеной для защиты от диких зверей. Внутреннее пространство можно было заполнить водой и устраивать в бассейне морские сражения. Артисты выступали на подиуме перед трехэтажной скеной, аналогом современных кулис. Там находились комнаты, где переодевались актеры и гладиаторы, в подвале — клетки для животных.



В силу ряда обстоятельств внутрь это огромного амфитеатра, крупнейшего в Турции, я не пошел ;)

Говорит ли такое количество сохранившихся в разных странах амфитеатров за реальность античной истории, или все эти грандиозные строения могли быть подделаны какими-то мифическими реорганизаторами истории - судить вам, я так свой вывод уже давно сделал ;)
Tags: античные мегасооружения, забытая история, загадки истории, история, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “античные мегасооружения” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Posts from This Journal “античные мегасооружения” Tag