Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Древние технологии - Античные колонны

Античную архитектуру вряд ли можно представить без колонн и колоннад, однако многие ли задумывались, как именно древние мастера изготавливали колонны, какие инструменты и приёмы применяли для этого?




Именно этот вопрос не даёт покоя не только пытливым умам, но и разного рода альтернативщикам, севшим на своего любимого конька - "даже сегодня сделать это невозможно, а уж тогда...",, и, основываясь на отрицании возможностей элементарных технологий выводящих целые теории.

Кому-то следы резцов и долот древних каменотёсов кажутся следами машинной обработки, а потому то и дело альтернативщикам везде чудятся фрезы и токарно-камнерезные станки с ЧПУ или без.

При этом обычно акцент делается на гранитах, как наиболее твёрдых и сложных в обработке материалах, хотя именно гранитов-то в античном строительстве применялось не так уж и много, и при построении масштабных новохронологических теорий зачастую во внимание не принимаются ни реально применявшиеся материалы, ни довольно очевидные следы примитивных инструментов.

Если же взглянуть на огромное количество дошедших до наших дней памятников античной архитектуры, то внезапно оказывается, что древние греки и римляне (в отличие от египтян) не особо жаловали гранит, а свои постройки, в том числе монументальные, за пределами столиц строили не только из мрамора - о чем свидетельствуют вот хотя бы эти развалины древних Помпей:



Следует учесть еще и следы реставраций - которые далеко не всегда выделены настолько очевидно, что позволяют однозначно заключить, оригинальные перед вами камни или новоделы.
Правда, современная реставрация подразумевает нарочитое выделение новоделов и восстановленных частей - глядя вот на эту колоннаду храма Аполлона, построенного во 2-м веке н.э. в турецком Сиде, вы вряд ли ошибётесь, отделяя серо-белые оригинальные фрагменты от желтоватых восстановленных:



Однако далеко не везде и всегда это очевидно - ведь оригинальные камни могли быть покрыты слоем земли разного состава и толщины, и потому тоже могут иметь различный цвет.



Однако именно развалины Сиде, не до конца еще отреставрированные, дают мне обильный материал к размышлениям, поскольку позволяют увидеть то, что обычно скрыто в отреставрированных памятниках Рима или Греции.



На примере построек античного города II века н.э., расположенного достаточно далеко от метрополии и даже от второй столицы Империи - Константинополя, на периферии Малой Азии, мы можем увидеть, что для строительства общественных зданий применялись различные материалы, и даже мрамор использовался нескольких различных оттенков:



В определенный период истории римляне применяли колонны как монолитные, так и составленные из нескольких кусков по высоте - барабанов (см. фото из Помпей выше).



Рассмотрим последовательно процесс изготовления колонн, их установку и сборку.

Прежде всего, надо заметить, что это только кажется, что колонны имеют идеальную цилиндрическую форму - на самом деле их форма отлична от цилиндра, и подчиняется довольно строгим правилам, называемым энтазис:

Энта́зис (от греч. ἔντασις, éntasis — напряжение), утоне́ние — плавное изменение диаметра сечения колонны вдоль продольной оси от максимального в пределах нижней трети ствола до минимального в завершении.
Применялся для создания зрительного эффекта напряжённости и устранения иллюзии вогнутости ствола колонны (фуста).


Кроме того, колонны выставлялись по периметру здания, особым образом отклоняясь от вертикали, по особым правилам, описанным, например, в трудах Витрувия:

4. По окончании и по установке баз устанавливаются колонны: срединные, в предхрамии и с задней части храма — отвесно к их собственной оси, а угловые и те, которые пойдут от них по правой и левой стороне храма, — так, чтобы отвесным был их бок с внутренних сторон, обращенных к стенам целлы; внешние же их стороны должны, как было указано, иметь сужение. Таким образом, этим сужением будут достигнуты правильные очертания в композиции храмов.



Сама поверхность колонн и соотношение её диаметра к высоте также подчинены строгим пропорциям, которые Витрувий выводит из пропорций человеческого тела:


6. Когда они пожелали поставить в этом храме колонны, то, не имея для них правил соразмерности и размышляя, каким бы способом сделать их так, чтобы они были и пригодны для поддержания тяжести и обладали правильным и красивым обличием, они измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шестую его долю, применили это соотношение к колонне и, сообразно с толщиной основания ее ствола, вывели ее в высоту в шесть раз больше, включая сюда и капитель. Таким образом, дорийская колонна стала воспроизводить в зданиях пропорции, крепость и красоту мужского тела.

7. Точно так же, когда затем они задумали построить храм Диане, то, желая придать ему иной вид, они применили тоже ступню, но ступню утонченного женского тела, и сначала сделали колонну толщиною в восьмую долю ее высоты, чтобы придать ей более стройный вид. Под основание ее они в качестве башмака подвели базу, на капители поместили волюты, свисающие справа и слева наподобие завитых локонов, и, словно прической, украсили передние части их киматиями и плодовыми гирляндами, а по всему стволу провели каннелюры, спускающиеся подобно складкам на платье замужних женщин. Таким образом, при изобретении двух различных видов колонн они подражали в одном из них неукрашенной и голой мужской красоте, а в другом — утонченности женщин, их украшениям и соразмерности.

8. Но последующие поколения, пойдя вперед в своих суждениях об изяществе и утонченности и имея вкус к более стройным размерам, установили высоту дорийской колонны в семь диаметров ее толщины, а ионийской в девять. И этот ордер был назван ионийским, потому что впервые был создан ионийцами.

Третий же ордер, называющийся коринфским, подражает девичьей стройности, так как девушки, обладающие вследствие нежного возраста большею стройностью сложения членов тела, производят в своих нарядах более изящное впечатление.




Каннелюры, представляющие собой вертикальные желобки на поверхности колонны, были призваны добавить утонченности декору колонн.
На развалинах храма Аполлона в Сиде лежит множество фрагментов колонн с явно заметными следами обработки каннелюр:

Альтернативщики могут принять эти выемки за следы свёрел или фрез:



На самом же деле более всего эти выемки напоминают следы от обыкновенного ручного инструмента - типа круглого долота или шлямбура:



Что бы выяснить, какой именно формы были долота у древних мастеров, я решил провести собственный эксперимент, взяв пару долот разной формы из тех, что нашел дома:



За несколько ударов по куску известняка (мрамора дома, кроме антикварной столешницы, не оказалось, а столешницу долбить мне стало жаль ;)) удалось выяснить, что плоское долото оставляет такой же плоский след, а вот круглое вполне способно оставить след, чем-то напоминающий след фрезы, и тем больше, чем глубже вгрызается в камень:



Эх, раз, еще раз, еще много-много раз...



И вот - практически идеальная плоскость...




Вот эта довольно глубокая резьба, на мой взгляд, также производилась при помощи круглых долот разного размера:



Теперь самое время выяснить, каким образом вырубались колонны, и нужны ли были для их производства токарные камнерезные станки.

Обратив пристальное внимание на расположение слоёв и примесей в теле колонн, я пришел к выводу, что в основном колонны рубились вдоль слоёв мрамора:



В книге «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» приводятся следующие данные:

В VII в. до н.э. в Греции развивается техника, связанная с освоением нового строительного материала — камня. Монументальные сооружения в метрополии строятся в архаическую эпоху главным образом из мягких пород камня, преимущественно известняка, белого, желтоватого и сероватого цветов. В Малой Азии также применялся и камень более твердых пород: мраморы и реже трахит.

Строительный камень добывался в карьерах. Там же подвергались первоначальной обработке квадры, монолитные стволы и отдельные барабаны колонн; представление о приемах добычи и обработки камня дают остатки древней каменоломни «Кампобелло» в 12 км от Селинунта.

Стволы колонн вырубались в карьере сразу круглыми с учетом их утонения (рис. 11). Для этого прорезали в скале узкие кольцеобразные ходы, очерчивающие потребную массу камня. Добываемые таким образом массивы колонн весили иногда до 18 т.

Для транспортирования эти блоки заделывались в колеса-катки (рис. 12).




Казалось бы - вырубать колонны таким образом без станков невозможно, однако я видел аналогичные технологические примеры собственными глазами в иорданской Петре - набатеи вырубали из монолита не только колонны, но и весь храм целиком:




Для транспортировки при помощи таких катков годятся не только круглые колонны, но и прямоугольные в сечении каменные блоки:

Что же касается расположения слоёв мрамора по длине колонны, на которое я обращал ваше внимание выше - то несмотря на то, что мрамор - метаморфированная осадочная порода, слои которой изначально горизонтальны, последующие тектонические сдвиги зачастую поворачивают их, доводя до практически вертикального состояния - что мы с вами и можем наблюдать в мраморных карьерах, таких, например, как один из заброшенных и затопленных мраморных карьеров на Урале, наглядно демонстрирующий наклон пластов:



Еще один момент, на который я обратил внимание в Помпеях и в Сиде - это отверстия в колоннах, основаниях и капителях.

Увидев эти прямоугольные в сечении отверстия по оси колонн в Помпеях, я подумал, что они могли быть использованы для закрепления колонны в центрах, с тем, что бы каменотёсам было проще, вращая колонну, придавать ей при помощи долот, молотков и шаблонов форму, близкую к фигуре вращения:



Однако подобные же отверстия я обнаружил в капителях колонн в Сиде - капитель эту фигурой вращения вряд ли назовёшь, хотя вращение и тут могло б облегчить работу:



На этой капители заметны довольно грубые следы обработки посадочной поверхности:



Однако, внимательно просмотрев очередной раз фотографии из Помпей, я обнаружил на одной из них основание колонны с торчащим из центрального отверстия штырём - который, очевидно, играл роль направляющего при сборке и установке колонны на основание:



Об этом же говорят и историки архитектуры (Татьяна Забалуева, "Всеобщая история архитектуры и строительной техники." Часть 1):


В Сиде я обратил внимание и на основания колонн - помимо центровочного отверстия, каждое из них имело и радиальные канавки (одну или даже две):






Предполагаю, что они предназначались для удаления песка (или даже льда или снега), который мог применяться для плавной посадки колонны на место, что б в процессе установки смягчить удар при постановке колонны в вертикальное положение.

Перейдём теперь к процессу установки готовой колонны или ее заготовки на место - согласно современным исследованиям (Т. Забалуева) еще со времен постройки египетских храмов для этого применялась технология забутовки для облегчения монтажа, а также подъёмные механизмы рычажно-противовесного типа:






В более поздние времена, в начале н.э., применялись также краны со ступальными колесами, приводимыми в движение людьми либо тягловым скотом.




В сочетании с рычажно-полиспастными простейшими механизмами эта технология позволяла поднимать и перемещать довольно увесистые каменюги, причем не только при строительстве, но и при восстановлении, например, разрушенного в Помпеях землетрясением храма...




Что интересно - зачастую в Помпеях, например, для экономии строили колонны и вовсе из кирпича:



... или сочетали кирпичную кладку с уцелевшими монолитами.



Кирпич затем штукатурился - и комар носа не подточит.
Как видим - никакие фрезерные станки и автокраны для строительства античных сооружений не нужны, а имеющиеся на их элементах технологические следы вполне соответствуют уровню развития тогдашних технологий.


Источники:

Трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре» (Vitruvius "De architectura libri decem") публикуется по изданию Всесоюзной Академии Архитектуры 1936 года. Перевод Петровского Ф.А.

«Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Ф. Маркузон (Москва, Стройиздат, 1973)
Татьяна Забалуева "Всеобщая история архитектуры и строительной техники. Часть 1"
Tags: античные мегасооружения, забытая история, загадки истории, изследования, история, как это было
Subscribe

Posts from This Journal “античные мегасооружения” Tag

  • Великий Шелковый Путь - по Волге в Китай?

    О том, что люди с глубокой древности не только путешествовали, но и торговали на расстояниях в тысячи и тысячи километров, задумываешься всякий раз,…

  • Античные мегасооружения - Крепостные стены Сиде

    Совсем недавно мы с вами уже беседовали на тему загадок крепостных стен античного Сиде - сегодня речь пойдёт о наиболее хорошо сохранившейся их…

  • Древние технологии - Загадка стен Сиде

    Продолжу рассказывать об интересных античных развалинах, которые довелось увидеть в старой античной части турецкого Сиде. Возле Храма Аполлона, на…

  • Римские амфитеатры

    Одними из самых крупных, впечатляющих, и в тоже время наиболее распространённых по всей территории бывшей Римской Империи, простиравшейся от Британии…

  • Гигантские проекты древности - античные каналы

    Впервые о каналах, построенных древними еще во времена античности или даже ранее, я всерьёз задумался во время отдыха в Греции близ городка Неа…

  • Последний день Помпеи

    Вряд ли кому не знакома знаменитая картина Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Карл Брюллов, "Последний день…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

Posts from This Journal “античные мегасооружения” Tag

  • Великий Шелковый Путь - по Волге в Китай?

    О том, что люди с глубокой древности не только путешествовали, но и торговали на расстояниях в тысячи и тысячи километров, задумываешься всякий раз,…

  • Античные мегасооружения - Крепостные стены Сиде

    Совсем недавно мы с вами уже беседовали на тему загадок крепостных стен античного Сиде - сегодня речь пойдёт о наиболее хорошо сохранившейся их…

  • Древние технологии - Загадка стен Сиде

    Продолжу рассказывать об интересных античных развалинах, которые довелось увидеть в старой античной части турецкого Сиде. Возле Храма Аполлона, на…

  • Римские амфитеатры

    Одними из самых крупных, впечатляющих, и в тоже время наиболее распространённых по всей территории бывшей Римской Империи, простиравшейся от Британии…

  • Гигантские проекты древности - античные каналы

    Впервые о каналах, построенных древними еще во времена античности или даже ранее, я всерьёз задумался во время отдыха в Греции близ городка Неа…

  • Последний день Помпеи

    Вряд ли кому не знакома знаменитая картина Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Карл Брюллов, "Последний день…