Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Государственная защитная лесная полоса Камышин - Волгоград

Два с половиной года назад я уже рассказывал о Сталинском плане преобразования природы, в рамках которого для повышения урожайности зерновых культур в степных и лесостепных районах СССР было развернуто грандиозное по своим масштабам строительство полезащитных лесополос и прудов для орошения сельхозугодий.

В силу специфики имевшегося у меня тогда фактического фотоматериала акцент в том посте был сделан мной на защитных лесонасаждениях на полях колхозов и совхозов, хотя Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР» от 20 октября 1948 г. предусматривало, помимо них, также и строительство Государственных защитных лесных полос.

Волею судеб самолёт, на котором я возвращался из отпуска, пролетал над одной из таких, наиболее масштабных, лесополос, входящих в систему крупных государственных защитных лесных полос - и потому сегодня речь пойдёт о Государственной защитной лесной полосе Камышин - Сталинград - именно так она именовалась в упомянутом Постановлении:

Совет Министров Союза ССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют:

I. По созданию системы крупных государственных защитных лесных полос

1. В целях преодоления губительного влияния суховеев на урожай сельскохозяйственных культур, предохранения от выдувания плодородных почв Поволжья, Северного Кавказа, центрально-черноземных областей и улучшения водного режима и климатических условий этих районов признать необходимым создание в течение 1950 - 1965 годов следующих крупных государственных лесных полос:

Государственной защитной лесной полосы от Саратова до Астрахани по обоим берегам реки Волги шириной по 100 метров и протяженностью 900 километров;

Государственной защитной лесной полосы в направлении Пенза - Екатериновка - Вешенская - Каменск на Северном Донце, на водоразделах рек Хопра и Медведицы, Калитвы и Березовой, состоящей из трех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 600 километров;

Государственной защитной лесной полосы в направлении Камышин - Сталинград, на водоразделе рек Волги и Иловли, состоящей из трех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 170 километров;

Государственной защитной лесной полосы в направлении Чапаевск - Владимировка, состоящей из четырех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 580 километров;

Государственной защитной лесной полосы в направлении Сталинград - Степной - Черкесск, состоящей из четырех полос шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 300 метров и протяженностью 570 километров;

Государственной защитной лесной полосы в направлении горы Вишневая - Чкалов - Уральск - Каспийское море по берегам реки Урал, состоящей из шести полос (3 по правому и 3 по левому берегу) шириной по 60 метров каждая с расстоянием между полосами 100 - 200 метров и протяженностью 1080 километров;

Государственной защитной лесной полосы Воронеж - Ростов-на-Дону по обоим берегам реки Дон шириной по 60 метров и протяженностью 920 километров;

Государственной защитной лесной полосы по обоим берегам реки Северный Донец от гор. Белгород до реки Дон шириной по 30 метров и протяженностью 500 километров.

Создание указанных государственных защитных лесных полос возложить на Министерство лесного хозяйства СССР.

Обязать Министерство лесного хозяйства СССР приступить с 1949 года к работам по посадке государственных лесных полос.


То, что теперь можно рассмотреть с борта самолета, летящего на высоте 11 200 метров, и выглядящее как три узких лесополосы - на самом деле представляет собой три полосы леса шириной по 60 метров каждая. а расстояние между ними - ни много, ни мало - 300 метров:



Как вы можете видеть, лесополосы высажены с учетом рельефа местности, на самом высоком от Волги месте, и в целом повторяют контур надпойменной террасы.



На следующем снимке мы можем видеть тракторозаводский район Сталинграда Волгограда.

Глядя на зигзаги, которые выписывает здесь государственная полезащитная лесная полоса, мне в голову сразу же пришла мысль о возможном ёе двойном назначении как минимум в этом месте - ведь именно тут шли ожесточенные оборонительные бои осенью 1942 года...




Конечно же, я решил проверить эту свою гипотезу по возвращении домой, наложив положение лесополос (зеленый цыет) на схему городских боёв в Сталинграде:



Увы - гипотеза не подтвердилась, лесополоса идёт мимо бывших оборонительных рубежей - что, впрочем, отнюдь не означает, что её планирование не могло учитывать и возможное двойное назначение "на всякий случай".

Теперь немного о том, что сталинским Постановлением предписывалось сажать при создании этой лесополосы:

2. При создании государственных защитных лесных полос рекомендовать следующие древесные и кустарниковые породы:

а) для государственной защитной лесной полосы по берегам реки Волги:

на участке Саратов - Сталинград: по правому берегу: главные - дуб, береза и ясень; по левому берегу: главные - дуб, тополь и ясень; по правому и левому берегам: сопутствующие - вяз обыкновенный, вяз мелколистный, клен остролистный, клен татарский; кустарниковые - акация желтая, жимолость татарская, шиповник, ива и лох узколистный;




Конечно, с высоты более 11 километров и на удалении примерно в столько же не рассмотреть, что сейчас растёт в этой лесополосе - но сам факт того, что лесополоса до сих пор сохранилась, хотя и не поддерживается уже несколько десятилетий, говорит о глубокой научной проработке планов по их посадке, несмотря на то, что сроки для этого были отпущены достаточно сжатые:

4. Обязать Министерство лесного хозяйства СССР с участием Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина произвести в 1949 - 1950 годах изыскания, составить технические проекты насаждения лесных полос и представить их на утверждение Совета Министров СССР в следующие сроки: на лесные полосы Саратов - Астрахань (по берегам реки Волги), Пенза - Екатериновка - Вешенская - Каменск, Чапаевск - Владимировка, Камышин - Сталинград, Воронеж - Ростов-на-Дону (по берегам реки Дон), Белгород - река Дон (по берегам реки Северный Донец) - к 1 января 1950 г., на лесные полосы Сталинград - Степной - Черкесск и гора Вишневая - Чкалов - Уральск - Каспийское море - к 1 января 1951 г.

5. Обязать Министерство лесного хозяйства СССР совместно с Министерством сельского хозяйства СССР разработать и внести на утверждение Совета Министров СССР не позднее 1 января 1950 года предложения о выделении земель и об изменениях в землепользовании колхозов и других хозяйств в связи с насаждением государственных защитных лесных полос.

6. Обязать Министерство сельского хозяйства СССР и Министерство лесного хозяйства СССР организовать экспедиции для отвода земель под лесные полосы в составе 12 отрядов с общим количеством до 120 специалистов.

7. Обязать Министерство лесного хозяйства СССР:

а) для осуществления руководства работами по насаждению крупных лесных полос организовать три территориальных управления:

в г. Сталинграде - по лесонасаждениям по берегам Волги на участке от Камышина до Астрахани лесополос Камышин - Сталинград и Сталинград - Черкесск;

Нет никакого сомнения в том, что этот план "вождя народов" сработал, изменив не только урожайность и снизив риски неурожаев от суховеев, но и значительно смягчив климат в степной и лесостепной зонах бывшего СССР.

Tags: СССР, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, история, как это было, сделано в СССР
Subscribe

Posts from This Journal “сделано в СССР” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments