Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

На велосипеде к Падовскому ретраншементу

Следящие за моими исследованиями Падовского ретраншемента читатели блога уже в курсе, что Падовский ретраншемент - тыловое земляное укрепление, входившее в состав Ново-Закамской линии и, по моему мнению, числящееся у самарских археологов как "36. Фельдшанец XVIII в. Станция Безымянка", находилось, по результатам моих собственных исследований, на месте нынешнего мазутохранилища и мазутонасосной станции №1 на территории Безымянской ТЭЦ, и до настоящего времени не сохранилось.

Этот вывод был сделан мной на основе анализа старых карт и спутниковых снимков, я поделился им с признанным специалистом по Ново-Закамской линии профессором Э.Л.Дубманом - и тому моя гипотеза показалась интересной и достойной более внимательного изучения, поскольку о точном расположении Падовского ретраншемента на местности не знал даже он.

Наложение контура ретраншемента с карты 1934 г (белая линия), линии вала и рва, различимого на снимке 1965 года (синяя лиия), и трека моей поездки (голубая линия) представленно на иллюстрации ниже.



Как вы понимаете, я изначально особенно и не предполагал обнаружить какие-либо следы существования ретраншемента, ибо на современном космоснимке достаточно ясно видно, что остатки укреплений, еще различимые на космоснимке 1965 года, полностью "ушли" под строения и сооружения БТЭЦ, к тому же обнесенной хорошо различимым со спутника забором.

Но, как говорится, надежда умирает последней ;)), и посему в субботу я на велике отправился по пр. Кирова в сторону БТЭЦ для окончательного и бесповоротного закрытия для себя данного вопроса ;)

Итак, во второй половине дня в субботу я начал свой велотрип, оседлав своего двухколёсного коня на пл. Кирова.
Быстренько домчавшись по его асфальту до поворота на нужную мне дорогу, идущую параллельно железнодорожной ветке вдоль забора БТЭЦ, я свернул на эту когда-то заасфальтированную, но сейчас покрытую толстым слоем цементной пыли, дорогу.



Ориентируясь по заранее нанесенному на карту контуру бывшего укрепления, я поехал по ней, но вскоре дорога упёрлась в территорию бетонного узла, и я решил двигаться дальше по железнодорожным путям, идущим вдоль забора БТЭЦ, аки паровоз ;)



Впереди, до отмеченного мной на карте несуществующего ретраншемента, меня ждало около 380 метров железнодорожной колеи - ехать, кроме как по шпалам, было больше негде ;)

Ехать по шпалам местами было совершенно невозможно, но часть пути я таки преодолел в седле ;))

90-градусная панорама, снятая через триста метров, когда я, увидев начало еще одной, тупиковой ветки, переместился с более наезженной на неё - и к забору ближе. и рельсы ржавые, и с тылу тепловоз не подкрадётся, ибо тупик ;)



Отчасти моя авантюра носила характер квеста с элементами дополненной реальности - ибо я был почти уверен, что без технологий XXI века мне не удастся не только увидеть хоть что-либо, напоминающее о существовавших тут когда-то укреплениях, но и понять, в каком именно месте они когда-то были, а посему заранее подготовился.

Вооружившись спутниковыми снимками, смартфоном с GPS-ГЛОНАСС и соответствующими программами и приложениями, я перед поездкой отрисовал контуры интересующего меня объекта в виде многоугольника, который загрузил в смартфон в виде маршрута, и потому мог видеть ретраншемент на экране смартфона в процессе своего трипа ;)

Вот здесь, в правой части кадра, практически сразу за забором, начинался фланк бастиона - но нет ни единого намёка ни на ров, ни на вал...



Точность нанесения мной на карту остатков вала, различимого на космоснимке 1965 года, с учетом погрешностей привязки и определения координат смартфоном я оценивал приблизительно в +/- 30 метров - что позволяло мне, глядя на забор БТЭЦ...


... достаточно чётко представлять, что я стою приблизительно посередине куртины бастионного фронта, направленного в восточную сторону, и должен бы видеть справа и слева от себя бастионы, буде от них что-либо сохранилось бы:




Вместо куртины же я вижу только здание мазутонасосной станции.
По идее, левый бастион ретраншемента выдавался за линию нынешнего забора или максимально приближался к ней (смотря какова точность моей привязки) примерно там, где железнодорожная ветка начинает поворачивать влево ...



 - но это я вижу только на своей карте ;)



Предполагая. что привязка может быть немного не точной, в поисках каких-либо следов земляных укреплений я решаю свернуть вправо - судя по снимку 1965 года. там шла какая-то траншея, или, может быть, дорога, спускающаяся с обрыва от укрепления в сторону лугов:




Но нет - сейчас и от неё не осталось никаких следов. Всё завалено грунтом пополам с современным строительным мусором, что никак не может относиться к XVIII веку:



Дальше в сторону Самарки насыпан и вовсе огромный вал - судя по карте, за ним метрах в 50-60-ти находится пруд-охладитель.



Выбираюсь из кустов обратно к оставленному у насыпи железной дороги велосипеду - и вовремя.
Оказывается. по этим путям еще иногда и ездят ;))

В общем, всё абсолютно ясно - даже с внешней стороны забора очевидно, что перед расширением по сравнению с 1965-м годом территории БТЭЦ и строительством мазутохранилища и мазутонасосной станции местность была основательно выровнена бульдозерами, что лишний раз подтверждает мой выезд и более ранние космические снимки.



Тут даже археологические раскопки вряд ли помогут что-либо обнаружить...

Tags: Падовский ретраншемент, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования, исторический вал, история, ново-закамская оборонительная линия
Subscribe

Posts from This Journal “Падовский ретраншемент” Tag

  • Падовский ретраншемент в 1925 году

    Как вы помните, в первом своём посте о Падовском ретраншементе я упоминал о попадавшемся мне нарисованном от руки плане ретраншемента - так вот, мне…

  • Падовский ретраншемент на немецкой аэрофотосъёмке 1943 г

    Мой недавний пост про обнаружение точного местоположения Падовского ретраншемента вызвал большой интерес у читателей моего блога, и, продолжая…

  • Падовский ретраншемент

    О Падовском ретраншементе я впервые услышал, когда заинтересовался Историческим валом - оборонительными сооружениями Ново-Закамской оборонительной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Posts from This Journal “Падовский ретраншемент” Tag

  • Падовский ретраншемент в 1925 году

    Как вы помните, в первом своём посте о Падовском ретраншементе я упоминал о попадавшемся мне нарисованном от руки плане ретраншемента - так вот, мне…

  • Падовский ретраншемент на немецкой аэрофотосъёмке 1943 г

    Мой недавний пост про обнаружение точного местоположения Падовского ретраншемента вызвал большой интерес у читателей моего блога, и, продолжая…

  • Падовский ретраншемент

    О Падовском ретраншементе я впервые услышал, когда заинтересовался Историческим валом - оборонительными сооружениями Ново-Закамской оборонительной…