Следящие за моими исследованиями Падовского ретраншемента читатели блога уже в курсе, что Падовский ретраншемент - тыловое земляное укрепление, входившее в состав Ново-Закамской линии и, по моему мнению, числящееся у самарских археологов как "36. Фельдшанец XVIII в. Станция Безымянка", находилось, по результатам моих собственных исследований, на месте нынешнего мазутохранилища и мазутонасосной станции №1 на территории Безымянской ТЭЦ, и до настоящего времени не сохранилось.
Этот вывод был сделан мной на основе анализа старых карт и спутниковых снимков, я поделился им с признанным специалистом по Ново-Закамской линии профессором Э.Л.Дубманом - и тому моя гипотеза показалась интересной и достойной более внимательного изучения, поскольку о точном расположении Падовского ретраншемента на местности не знал даже он.
Наложение контура ретраншемента с карты 1934 г (белая линия), линии вала и рва, различимого на снимке 1965 года (синяя лиия), и трека моей поездки (голубая линия) представленно на иллюстрации ниже.
Как вы понимаете, я изначально особенно и не предполагал обнаружить какие-либо следы существования ретраншемента, ибо на современном космоснимке достаточно ясно видно, что остатки укреплений, еще различимые на космоснимке 1965 года, полностью "ушли" под строения и сооружения БТЭЦ, к тому же обнесенной хорошо различимым со спутника забором.
Но, как говорится, надежда умирает последней ;)), и посему в субботу я на велике отправился по пр. Кирова в сторону БТЭЦ для окончательного и бесповоротного закрытия для себя данного вопроса ;)
Итак, во второй половине дня в субботу я начал свой велотрип, оседлав своего двухколёсного коня на пл. Кирова.
Быстренько домчавшись по его асфальту до поворота на нужную мне дорогу, идущую параллельно железнодорожной ветке вдоль забора БТЭЦ, я свернул на эту когда-то заасфальтированную, но сейчас покрытую толстым слоем цементной пыли, дорогу.
Ориентируясь по заранее нанесенному на карту контуру бывшего укрепления, я поехал по ней, но вскоре дорога упёрлась в территорию бетонного узла, и я решил двигаться дальше по железнодорожным путям, идущим вдоль забора БТЭЦ, аки паровоз ;)
Впереди, до отмеченного мной на карте несуществующего ретраншемента, меня ждало около 380 метров железнодорожной колеи - ехать, кроме как по шпалам, было больше негде ;)
Ехать по шпалам местами было совершенно невозможно, но часть пути я таки преодолел в седле ;))
90-градусная панорама, снятая через триста метров, когда я, увидев начало еще одной, тупиковой ветки, переместился с более наезженной на неё - и к забору ближе. и рельсы ржавые, и с тылу тепловоз не подкрадётся, ибо тупик ;)
Отчасти моя авантюра носила характер квеста с элементами дополненной реальности - ибо я был почти уверен, что без технологий XXI века мне не удастся не только увидеть хоть что-либо, напоминающее о существовавших тут когда-то укреплениях, но и понять, в каком именно месте они когда-то были, а посему заранее подготовился.
Вооружившись спутниковыми снимками, смартфоном с GPS-ГЛОНАСС и соответствующими программами и приложениями, я перед поездкой отрисовал контуры интересующего меня объекта в виде многоугольника, который загрузил в смартфон в виде маршрута, и потому мог видеть ретраншемент на экране смартфона в процессе своего трипа ;)
Вот здесь, в правой части кадра, практически сразу за забором, начинался фланк бастиона - но нет ни единого намёка ни на ров, ни на вал...
Точность нанесения мной на карту остатков вала, различимого на космоснимке 1965 года, с учетом погрешностей привязки и определения координат смартфоном я оценивал приблизительно в +/- 30 метров - что позволяло мне, глядя на забор БТЭЦ...
... достаточно чётко представлять, что я стою приблизительно посередине куртины бастионного фронта, направленного в восточную сторону, и должен бы видеть справа и слева от себя бастионы, буде от них что-либо сохранилось бы:
Вместо куртины же я вижу только здание мазутонасосной станции.
По идее, левый бастион ретраншемента выдавался за линию нынешнего забора или максимально приближался к ней (смотря какова точность моей привязки) примерно там, где железнодорожная ветка начинает поворачивать влево ...
- но это я вижу только на своей карте ;)
Предполагая. что привязка может быть немного не точной, в поисках каких-либо следов земляных укреплений я решаю свернуть вправо - судя по снимку 1965 года. там шла какая-то траншея, или, может быть, дорога, спускающаяся с обрыва от укрепления в сторону лугов:
Но нет - сейчас и от неё не осталось никаких следов. Всё завалено грунтом пополам с современным строительным мусором, что никак не может относиться к XVIII веку:
Дальше в сторону Самарки насыпан и вовсе огромный вал - судя по карте, за ним метрах в 50-60-ти находится пруд-охладитель.
Выбираюсь из кустов обратно к оставленному у насыпи железной дороги велосипеду - и вовремя.
Оказывается. по этим путям еще иногда и ездят ;))
В общем, всё абсолютно ясно - даже с внешней стороны забора очевидно, что перед расширением по сравнению с 1965-м годом территории БТЭЦ и строительством мазутохранилища и мазутонасосной станции местность была основательно выровнена бульдозерами, что лишний раз подтверждает мой выезд и более ранние космические снимки.
Тут даже археологические раскопки вряд ли помогут что-либо обнаружить...