Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Как я стал велосипедистом

Сегодня - Всемирный день велосипеда (World Bicycle Day).
Он был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в апреле 2018 года (резолюция 72/272).
Соавторами документа стали 56 государств.
С инициативой учреждения этой международной даты выступили представители Туркменистана.


Когда ж еще рассказать вам о том, как я стал велосипедистом, если не во Всемирный День велосипеда? ;))



С велосипедом меня связывает многолетняя дружба, хотя и не постоянная - было у меня аж три велореинкарнации ;))

Мой первый велик - "Орлёнок" - купил мне отец, когда я закончил первый класс.
Увы, фотографий этого велосипеда или меня на нём не сохранилось - так что в качестве иллюстрации приведу выдержки из паспорта этого велосипеда, найденного во всё знающем Интернете ;)



Подростковый велосипед для мальчиков МВЗ В-72 “Орленок” выпускался на Минском мотовелосипедном заводе. Предназначался для езды подростков до 15 летнего возраста.

Вилка — стальная.
Рама:
— закрытая, стальная;
— высота – заниженная, 460 мм;
— база – укороченная, 980 мм;
— просвет дорожный (высота от дороги до оси каретки) — 265 мм;
Колеса:
— коробчатые обода;
— шины, размер – 24″ х 1,1/2″ (533 х 37 мм).
Длина шатунов — 140 мм.
Трансмиссия:
— цепь – роликовая 12,7 х 3,4 на 100 звеньев;
— число зубьев ведущей звезды – 44;
— число зубьев ведомой звезды – 18.

Велосипед окрашивался высококачественными цветными эмалями на масляной основе по грунту, с разноцветными отводками. Такие детали, как шатуны, шестерня каретки, обода колес, руль подвергались гальваническому покрытию слоем хрома и никеля.


Отец вывел меня на грунтовку на окраине Ленинакана, объяснил, что надо крутить руль в ту сторону, в которую наклоняется велосипед, подержал велик, пока я сел на него, и, слегка придерживая, пробежался за мной метров сто - так я и стал велосипедистом!

Со временем я освоил и повороты, и развороты - причем, как сейчас помню, поворачивать налево мне почему-то какое-то время было гораздо проще, чем направо ;))

Однако вскорости я освоил и правые повороты - и началась моя первая, еще детская, веложизнь - катался, в основном, по дворам.
Потом отец купил себе дорожный ХВЗ, и по выходным мы с ним стали выезжать по окрестностям - то на рыбалку, а то посмотреть окрестные армянские монастыри - например, живописнейший Мармашен.

К моменту переезда в Ереван я вырос из "Орлёнка", и он достался меньшому брату.
Мы с ним иногда катались на нём по балкону нашей ереванской многоэтажки ;).

Потом довольно долгий период на велик я садился только эпизодически - когда приезжал летом к родственникам на Мехзавод, брал у дядьёв их дорожный ХВЗ, и рассекал на нём по мехзаводским улочкам или через лес на озеро Паршино ;)

Вторая реинкарнация произошла, когда я закончил институт и остался работать в его отраслевой лаборатории.
Там я познакомился с Мечиком, и он заразил меня своими рассказами о том, как они с его отцом на велосипедах объездили все окрестности Хабаровска, в котором жил Виталя до поступления в институт.
Впрочем, особенно долго меня уговаривать не пришлось, и на первую же зарплату я купил себе "Турист" - недостающую сумму ссудил мне отец, поскольку "Турист" стоил 145 руб,, а моя зарплата была всего 140 руб, да еще и за вычетом подоходного налога и налога за бездетность - "на руки" выходило всего 109 руб, ЕМНИП ;)

Зато велосипед был - не чета "Орлёнку" или Дорожному ХВЗ - аж 4 скорости!



Технические характеристики велосипеда "Турист":
— Высота рамы (расстояние между центральной частью каретки и верхом подседельной трубы) – 540, 560, 580 и 600 мм;
— База (расстояние между центрами втулок колёс) – 1060 мм;
— Шины — бортовые, размер – 622 х 32 мм;
— Число зубьев задних звёзд – 16, 20, 22 и 24;
— Число зубьев передних звёзд – 51;
— Количество передач – 4;
— Цепь – втулочно – роликовая 12,7 / 3,3 мм;
— Шаг велосипеда – 3,11 – 7,94 м;
— Масса туристического велосипеда — без дополнительного оборудования и принадлежностей – 14,5 — 14,7 кг.


Благодаря Мечику вся наша компания довольно быстро села на велосипеды - и практически каждые выходные мы стали выезжать за город - то на Кондурчу, а то и в Сызрань...

Именно Мечику принадлежала идея поехать кататься на велосипедах в Крым.
После первой нашей с ним поездки туда Виталий женился и смог выезжать с нами значительно реже, но тут крымскую эстафету подхватили мы с братом - и за несколько летних поездок в Крым исколесили его практически вдоль и поперёк, от Феодосии до Фороса, даже на Севастополь поглядели издалека, сдуру проскочив сходу пограничный кордон на въезде в погранзону - но затем что-то сдрейфили и проскочили его же обратно ;)).



Помимо Крыма, уже после того как женился я, мы с Мечиком умудрились отпроситься у жен и смотаться на поиски бывшей узкоколейки на Южном Урале ;))



Потом у меня родилась дочь, и на несколько лет стало не до велосипеда - хотя когда она маленько подросла, я вывозил ею покататься по пригородным лесам, усадив на раму своего "Туриста".

Точку в судьбе моего "Туриста" поставил племянник, приехавший отдыхать к нам на лето и умудрившийся за неделю раздолбить проехавший к тому времени тысяч 7 километров "Турист", прыгая на нём с трамплинов ;)

Так что следующие лет десять у меня велосипеда не было, пока в начале 2003-го не купили себе по велосипеду мой брат и его друг-сослуживец, с которым они отправились летом в велопоездку по Байкалу.

По сравнению с нашими "Туристами" это был огромный технологический прорыв - алюминиевая рама, двойные обода, широченные шипастые шины, дисковые механические тормоза и аж целых 24 скорости!
Прокатившись разок на велике брата, я одолжил у несколько охладевшего к велосипеду его друга второй Trek 4300 - и вот в январе 2004 года состоялась моя третья по счету велоинкарнация ;)

Мощность и проходимость Трека позволяла кататься на нём не только летом, но и зимой, по снегу - и мы с братом стали по выходным ездить на великах через Волгу, в Рождествено.



К весне у Вована, владельца одалживаемого мной велосипеда, после зимнего велопробега с моим братом через Жигули по Зимнику, разболелось колено - и он великодушно одолжил своего алюминиевого "коня" мне на всё лето ;).

Стоит ли говорить, что одолженный "конь" не простаивал не только в выходные, но и в будни - по вечерам я успевал сгонять после работы на Лысую или Барсук, и вернуться засветло обратно - вот что значит "правильное" местное самарское, да еще и плюс час летнего, время...
Ладно хоть московское сейчас отменили ;)



Конечно, после такого лета и возвращения велосипеда его стало чертовски не хватать - и в декабре 2004-го я купил себе собственный велик - Univega HT-560/
Велик по тем временам достаточно дорогой, и довольно для того времени "упакованный" - с гидравлическими дисковыми тормозами и 27-скоростной трансмиссией.
Разумеется, ждать лета было невозможно - и в самые ближайшие после покупки выходные мы поехали кататься в окрестности Курумоча, вдоль еще не замерзшей речки Курумки.



Впрочем, желание прокатиться было настолько сильным, что иногда мы отправлялись в курумоч и на ночь глядя, возвращаясь домой к полуночи ;))
Зато впечатлений от ночной велопоездки по лесу, когда дорогу освещает только светодиодный маломощный налобник Petzl, а сверху светится не засвеченный городскими огнями Млечный путь, всегда было море! ;)



Экипировки поначалу никакой не было, и ездил я в своем походном камуфляже - Волга в тот год встала поздно, и чаще всего ездили мы в Курумоч или во Власть Труда, откуда докатывали на великах до Волги по сосновому лесу.



Как только встала Волга - стали ездить в Рождествено - у нас даже появилась ежегодная традиция кататься туда на Рождество, невзирая на погоду ;)



К апрелю 2005 я обзавелся всей необходимой велосипедисту экипировкой, и по вечерам стал гонять к карьеру у печи Ротмана...



В мае  я освоил МДК, открывший мне мир Заволги



Начали мы, конечно же, с традиционного Ширяевского оврага...



Пару лет я ездил традиционными для всех самарских велосипедистов маршрутами - но осенью 2007-го у нас появился маленький, но очень гордый серый пёс ;)

Пока пёс подрастал, я один из двух выходных еще находил время прокатиться, как обычно, по окрестностям на велике - но к весне 2009 года пёс подрос, окреп, возмужал, и был готов сопровождать меня в моих велопоездках ;)

К тому времени мы обзавелись снаряжением для ездового спорта - скиджоринга, и даже опробовали его зимой на лыжах.
Для велосипедной разновидности ездового спорта - байкджоринга - требовалась еще одна деталь - "удочка", назначение которой - не дать попасть потягу под колесо велосипеда.
Начали мы с простой ветки, прикрученной к рулю куском проволоки ;)



Затем я соорудил "удочку" из найденного на свалке хула-хупа - и ездить стало гораздо проще ;)
С Ричем мы заново освоили уже знакомые ему по зиме, а мне - по лету и велику, маршруты; на Лысую гору...



или к "Могиле пионера":



Тем летом мы купили дом, и через год переехали жить за город - Рич к тому времени стал уже достаточно послушным псом, и вместо байкджоринга мы стали практиковать с ним просто совместные велопоскакушки - так мы освоили все ближайшие леса и поля ;)



На следующий год у нас появился еще и рыжий Туй - с ним было уже проще.
Я еду впереди, собаки бегут сзади или сбоку - никакой привязи, полная свобода ;)
Псы стали всегдашними моими помощниками в поиске всяких исторических артефактов - от остатков ракетных позиций времён "холодной войны" до заброшенной ветки Самаро-Златоустовской дороги.



Рыжий оказался отчаянным велосипедистом ;))



Все ближайшие окрестности были нами уже окучены - и мы с псами освоили велособакомобиль:




Увы, сейчас Рич уже не в таком возрасте, что б по жаре бегать за велосипедом - и потому в велопоездки я стал отправляться с дочерью, которой подарил  свой старый велосипед мой брат ;)



Вот такая вот велоэпопея получилась ;)

С праздником всех велосипедистов и сочувствующих! ;))



Источник информации о празднике - www.calend.ru

Tags: байки, велосипед, разное, случай из жизни
Subscribe

Posts from This Journal “велосипед” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “велосипед” Tag