Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Крепость Красный Яр

Крепость Красный Яр - одна из нескольких крепостей Новой Закамской оборонительной линии, построенной в 1730-х годах и волею судьбы почти сразу же потерявшей военное значение.

Как и многие другие сооружения Новой Закамской черты, эта крепость неплохо сохранилась, хотя еще во времена СССР внутри нее был построен стадион.

Стоя на крепостном валу куртины, нельзя не заметить превосходную, несмотря на почти 300-летний возраст, сохранность земляной насыпи бастионов и куртин:

Красноярская крепость - типичная крепость бастионной системы укреплений - должна была прикрывать поселение гарнизона оборонительной линии - ландмилицкую слободу.
В альбоме иллюстраций к труду Ф. Ф. Ласковского "Материалы для истории инженернаго искусства в России", ч. III, Спб., 1865 приведена схема укреплений крепости Красный Яр и её положение относительно ландмилицкого поселения и самого вала оборонительной линии:



Все крепости и ландмилицкие поселения линии были типовыми и имели одинаковые характеристики:









Современный вид на крепость Красный Яр со спутника:



На спутниковом снимке отлично различимы 4 бастиона и треугольный равелин, а также стадион внутри крепости и мототрек, пересекающий крепостной равелин.

Интересна история строительства крепости.

Проф. Э. Л. Дубман в своей монографии "Новая Закамская линия: судьба, проект, строительство."  (2-е изд., испр. и доп. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. - 196 с) приводит документальные свидетельства, описывающие этапы строительства.

Сохранившиеся архивные документы отмечают, что первоначально крепость при впадении в Сок Кондурчи, при так называемом Красном Яру, была заложена осенью 1731 года.
12 октября сообщалось, что на устье р. Кондурчи заложена крепость и поставлен палисад, при этом надо отметить, что первоначально строительные работы начались на правом, низменном, берегу Сока.
Работы продлились всего три недели, и крепость не была достроена.

Процитирую упомянутую выше монографию Э.Л. Дубмана:

...в конце лета 1732 года, у руководителей [Закамской] экспедиции возникли серьёзные сомнения в правильности выбора места под это оборонительное сооружение.
В донесении в Сенат от 21 августа Ф.В. Наумов сообщил мнение И. Бибикова о том, что крепости лучше быть на левом берегу, т.е. в урочище Красный Яр "откель зачата линия к Алексеевску".
Вместе с тем капитан-поручик показал весьма взвешенный и серьёзный подход к решению данного вопроса.
Его аргументация в пользу переноса крепости состояла, во-первых, в том, что в новом месте крепость будет действительно привязана к линии и, во-вторых, "там вода лучше".
...
Там же, где в прошлом году был "заложен палисадник крепости место хотя и удобно, но за поемными лугами привязать к линии неудобно".
...
Строительство Красноярской крепости, которое, казалось бы, следовало вести в 1733 г., отложили на будущее.


...
Старые укрепления были заброшены.
Новая Красноярская крепость была заложена в 1734 г. на противоположном берегу Сока.
Здесь только земли было "вынуто" более 10 330 кубических сажен. Внутри крепости рабочие устроили обширный "деловой двор", состоящий из кузницы, магазина для инструментов и материалов, избы, сарая и других сооружений.



По проекту 1734 г. в Красноярском поселении предполагалось расселить 5 конных и 1 пехотную роту ландмилиции в составе 44 унтер-офицеров, 18 писарей и барабанщиков и 604 рядовых - всего 666 человек.

Позднее, в 1735 году. когда началось расселение ландмилиции, в красноярской крепости гарнизон несколько уменьшили, и разместили 4 роты Сергиевского конного (408 чел.) и 1 роту Алексеевского пехотного полков (156 чел.).

Поселение находилось в тылу крепости и с трех сторон прикрывалось валами и рвами, а с четвёртой, тыловой, стороны - рекой.
Роспись изб для ландмилиции, построенных в укрепленных пунктах к концу 1735 г., определяет "при красноярской крепости на 6 рот - 64 избы".
По данным конца 1725 г. количество отмежеванной к поселениям земли составило:
...
- к Красноярской крепости на 666 человек - 23 208 десятин.


Однако военная судьба Закамской линии оказалась чрезвычайно короткой.

13 апреля 1736 г. в Сенат поступило донесение Румянцева с мнением; "что б недостроенную Закамскую линию строением оставить".
Аргументы генерал-лейтенанта сводились к следующему.
Когда окончательно "Оренбург и прочие городки ... построены и совсем офундованы будут, то оная линия останется в закрытии".


Окончательно судьба этого оборонительного рубежа, размещенной на ней ландмилиции и артиллерии, была определена на совещании Соймонова, Татищева и других руководителей более низкого ранга, состоявшемся в Самаре 15 декабря 1737 г.
Был прямо поставлен и положительно решен вопрос о его ненужности и переводе с него ландмилицких полков на Оренбургскую линию.
Это решение утверждалось императорским указом от 15 февраля 1738 г.


...
В 1737 г. крепость использовали для временного расселения прибывших в самарское Заволжье во главе с Анной Тайшиной калмыков.
В 1739 здесь же был поселен со своим улусом некрещеный калмыцкий владелец Дондук Даша. Для "смотрения" за ним и его людьми в крепость была определена рота драгун.

...
Время стёрло оборонительные сооружения Оребургской (Самарской) линии. Её укрепления сейчас практически не видны. А земляные валы и рвы, крепости, фельдшанцы и редуты Новой Закамской линии до сего времени поражают впечатление случайного наблюдателя, местных жителей, исследователей этой грандиозной эпопеи.

Вот так выглядит внутренность Красноярской крепости с одного из 4-х бастионов сохранившегося до сего времени крепостного вала:



Панорама крепости с куртины



Вид на равелин с крепостной куртины



180-градусная панорама с крепостного фронтира



И, наконец, несколько карт разных лет, на которых изображена крепость, и по которым можно проследить эволюцию её названий:

Ландкарта Новой Закамской линии - Кр. при Красном Яре:



План Самарской линии крепостей 1771 года, на котором обозначена и Закамская линия - Крепость Красноярская:



План Генерального Межевания Самарской губ. (ПГМ), 1808 года выпуска - Красноярская крепость



И, наконец, карта РККА 1918 года - просто "стар. укр.", что должно означать, очевидно "старинные укрепления":



Конечно,  эти старинные земляные укрепления выглядят далеко не так эффектно, как стены их ровесника - например, Петропавловской крепости, но, безусловно, имеют примерно такую же историческую ценность, и вполне могут быть раскручены как туристическая достопримечательность Самарского края.
Пока же исторический вал и сохранившиеся сооружения редутов и крепостей интересны разве что историкам да редким энтузиастам...

Tags: забытая история, загадки истории, исторический вал, история, ново-закамская оборонительная линия
Subscribe

Posts from This Journal “ново-закамская оборонительная линия” Tag

  • Вспомним про Падовский ретраншемент?

    Этот пост был опубликован 4 года назад!

  • Ново-Закамская линия весной

    Тема различных укреплений Ново-Закамской оборонительной линии, начинающейся неподалеку от Кинеля и проходящей через всю Самарскую область,…

  • На велосипеде к Падовскому ретраншементу

    Следящие за моими исследованиями Падовского ретраншемента читатели блога уже в курсе, что Падовский ретраншемент - тыловое земляное укрепление,…

  • Падовский ретраншемент в 1925 году

    Как вы помните, в первом своём посте о Падовском ретраншементе я упоминал о попадавшемся мне нарисованном от руки плане ретраншемента - так вот, мне…

  • Падовский ретраншемент на немецкой аэрофотосъёмке 1943 г

    Мой недавний пост про обнаружение точного местоположения Падовского ретраншемента вызвал большой интерес у читателей моего блога, и, продолжая…

  • Падовский ретраншемент

    О Падовском ретраншементе я впервые услышал, когда заинтересовался Историческим валом - оборонительными сооружениями Ново-Закамской оборонительной…

  • Самарский УР или Ново-Закамская линия?

    В прошлом посте я вскользь упомянул об обнаруженном нами в воскресенье загадочном рукотворном объекте на Самаро-Кинельской стрелке - посреди…

  • Ново-Закамская линия

    О Ново-Закамской линии написано довольно много, об отдельных ее укреплениях писал не однажды и я. Наиболее полно и широко история создания и…

  • Кинельский редут

    Кинельский редут - одно из оборонительных сооружений Ново-Закамской оборонительной линии, известной также как "исторический вал". Это до…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Posts from This Journal “ново-закамская оборонительная линия” Tag

  • Вспомним про Падовский ретраншемент?

    Этот пост был опубликован 4 года назад!

  • Ново-Закамская линия весной

    Тема различных укреплений Ново-Закамской оборонительной линии, начинающейся неподалеку от Кинеля и проходящей через всю Самарскую область,…

  • На велосипеде к Падовскому ретраншементу

    Следящие за моими исследованиями Падовского ретраншемента читатели блога уже в курсе, что Падовский ретраншемент - тыловое земляное укрепление,…

  • Падовский ретраншемент в 1925 году

    Как вы помните, в первом своём посте о Падовском ретраншементе я упоминал о попадавшемся мне нарисованном от руки плане ретраншемента - так вот, мне…

  • Падовский ретраншемент на немецкой аэрофотосъёмке 1943 г

    Мой недавний пост про обнаружение точного местоположения Падовского ретраншемента вызвал большой интерес у читателей моего блога, и, продолжая…

  • Падовский ретраншемент

    О Падовском ретраншементе я впервые услышал, когда заинтересовался Историческим валом - оборонительными сооружениями Ново-Закамской оборонительной…

  • Самарский УР или Ново-Закамская линия?

    В прошлом посте я вскользь упомянул об обнаруженном нами в воскресенье загадочном рукотворном объекте на Самаро-Кинельской стрелке - посреди…

  • Ново-Закамская линия

    О Ново-Закамской линии написано довольно много, об отдельных ее укреплениях писал не однажды и я. Наиболее полно и широко история создания и…

  • Кинельский редут

    Кинельский редут - одно из оборонительных сооружений Ново-Закамской оборонительной линии, известной также как "исторический вал". Это до…