Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Падовский ретраншемент

О Падовском ретраншементе я впервые услышал, когда заинтересовался Историческим валом - оборонительными сооружениями Ново-Закамской оборонительной линии, остатки земляных укреплений которой неплохо сохранились в наших краях.

Для начала поясню, что же такое ретраншемент:
РЕТРАНШЕМЕНТ — (фр., от retrancher укреплять, обносить окопами). Военное укрепление, располагавшееся позади главной позиции для усиления внутренней обороны.

Это тыловое по отношению к самой Ново-Закамской линии, начинающейся выше по течению р. Самара у Кинельского редута, сооружение располагалось где-то у впадения в р. Самара реки Падовка - но где точно, мне было неизвестно, а тщательный поиск чего-то похожего на земляные укрепления по берегам р. Самара в шести верстах от Кинельского редута на спутниковом снимке ничего не давал....

Процитирую сам себя:
Падовский же ретраншемент, судя по карте, находился гораздо ниже по течению р. Падовка, практически на берегу р. Самара, в 6 верстах.
Доныне от Падовского ретрашемента, ИМХО, не сохранилось никаких следов.


Долгое время точное положение этого оборонительного сооружения (на старых картах иногда обозначаемое Подовским) мне, как и многим другим, было неизвестно, ибо выяснить, где на местности оно находилось, по ландкарте Закамской черты, фрагмент  которой приведён ниже, довольно затруднительно:

Тем не менее, многие годы, в течение которых я интересуюсь историей и современным  состоянием укреплений Ново-Закамской линии, я не оставлял надежды обнаружить когда-либо точное местоположение Падовского ретраншемента, в былые годы именовавшегося также Земляным городком - вот что пишет об этом Военно-Статистическое обозрение Российской Империи (ВСОРИ, Самарская губ., 1853):




Однако проф. Э. Л. Дубман в своей монографии  "Новая Закамская линия: судьба, проект, строительство."  (2-е изд., испр. и доп. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. - 196 с) приводит документальные свидетельства того, что Падовский ретраншемент был построен в первой половине XVIII века, в ходе строительства Ново-Закамской линии.


В ходе строительства линии в устье притока Самары, небольшой речки Падовки, на стороне ближней к городу было сооружено временное земляное оборонительное сооружение - Падовский ретраншемент.

Полигон его составлял 60 сажен (128 м), укрепления были «отделаны» дерном, въезд прикрывали «палисадные ворота» и подъемный мост.

Ретраншемент не имел своего постоянного гарнизона. Он служил для размещения временных постов, разъездов казаков и отставных солдат Самары и Алексеевска. По мнению руководства экспедиции, это укрепление могло использоваться для отражения набегов кочевников во время сенокоса и выпаса табунов.

Ф. Ф. Ласковский, рассматривая этот участок линии, пишет, что он "был еще защищен сомкнутым бастионным окопом, называвшимся Подовским ретраншементом".
Определенное недоумение вызывает само обозначение оборонительного сооружения - “ретраншемент”.

Обычно в практике военного инженерного искусства так называют вспомогательную фортификационную постройку для усиления внутренней обороны, расположенной впереди полевой позиции или долговременного укрепления (франц. retrancher — отделить, укрепить). В нашем случае он был создан как самостоятельное оборонительное сооружение и входил в состав Новой Закамской линии.


Отыскав упоминавшийся Э.Л.Дубманом труд Ф.Ф. Ласковского, я убедился в том, что он тоже относит Падовский ретраншемент к сооружениям Закамской черты

Ф. Ф. Ласковский, Материалы для истории инженернаго искусства в России, ч. III, Спб., 1865, стр 91:
Часть вала между р. Самарой и Сокою служила к прикрытию г. Самары, лежащего при впадении р. Самары в Волгу, а вместе с тем заключала позади себя обширный плацдарм на левом фланке закамской линии, который со стороны р. Самары был еще защищен сомкнутым бастионным окопом, называвшимся Подовским ретраншаментом.


Падовский ретраншемент, в основном, был построен, по свидетельству Э.Л. Дубмана, в течение осени 1734 года:
... при возведении Падовского ретраншемента при р. Падовке между Самарой и Алексеевским с 3 сентября по 12 октября, на протяжении 27 дней, были заняты самарские и алексеевские солдаты и казаки, отработавшие 4320 трудодней. В среднем, каждый день здесь участвовало в строительстве по 160 человек.
...
Наконец, между Самарой и Алексеевским на устье р. Падовой (Падовки) был устроен ретраншемент. Работы на нём в основном были завершены в этом же [1734] году; земляные укрепления обложены дерном, устроены ворота и подъёмный мост. Строительство ретраншемента, предназначенного "для отражения во время сенокосу и выпаса табунов самарских и алексеевских" нападений, означало то, что в состав линии было включено пространство по р. Самаре: от Кинельского редута до Волги.

В следующем, 1735, году:
...видимо, завершились работы и на Падовском (его иногда называли Кинельским) ретраншементе.

Без поселения остался и Падовский ретранжемент.
В эти поселения посылались попеременно отряды ландмилиции из близлежащих посёлков при Алексеевской крепости.
Падовский ретранжемент должны были защищать разъезды из Самары...

Вот практически и всё, что долгое время мне было известно об этом оборонительном сооружении.
Попадалась как-то нарисованная от руки схема расположения остатков земляных укреплений, которые еще сохранились в довоенном Куйбышеве - но и всё на том, к тому же саму схему я так и не нашел - канула в глубинах терабайт жестких дисков ;))...

Новый импульс поискам придала публикация френда gregorko - в своём блоге в посте САМАРА 1934 ГОДА НА КАРТЕ представившего карту Куйбышева и прилегающих к нему окрестностей 1934 года.

Карта заинтересовала меня загадочным крестообразным значком в правой нижней четверти - вот я его даже красным цветом выделил:



Не знаю, кто бы что подумал, глядя на этот странный крестик - но я сразу же понял, что это - остатки рвов и валов Падовского ретраншемента!

Дело было за малым - привязать эту карту к современному космоснимку - и вуаля, станет довольно точно известно, где же искать пропавший ретраншемент!

Ориентир для привязки был неплохой - железная дорога.

Однако река Самара за прошедшее с 1934 года время довольно сильно изменилась, и для уточнения координат привязки я просмотрел еще несколько карт, в числе которых мне попался и "План Самарской городской дачи 1898 г." - на нём также обнаружился знакомый "крестик" бастионных укреплений:


Сняв координаты с этих двух карт - 1898 и 1934 года - я начал тщательно рассматривать современные спутниковые снимки примерно в том же районе - и поначалу мне показалось. что вот этот вот странной конфигурации канал и есть затопленный ров ретраншемента:



Однако некоторые нюансы несовпадения части объектов на картах и размеров самого сооружения заставили уточнить привязку, а потом я решил убедиться, что не ошибся, сравнив современные "рвы" со спутниковым снимком Самары (Куйбышева) 1965 года.

Там, где мне чудился "ров" (правее линии железной дороги) никаких рвов не оказалось - зато чуть ниже и правее перенесенного с карты 1934 года "крестика" я увидел отчетливые очертания "окопа" бастионного типа!
Видите?



А вот так?



С учетом погрешности привязки "на коленке" - вроде бы он, Падовский ретраншемент!



Ну а теперь - самое интересное - где же эти рвы и валы сейчас?
Вот где:



Увы и ах - чуда не случилось, еще существовавшие в середине 1960-х остатки земляных укреплений Падовского ретраншемента, как я и предполагал ранее, ныне не сохранились, и находятся, судя по снимку, на территории Безымянской ТЭЦ, на территории мазутохранилища и мазутонасосной станции №1



Так что единственная фотография, на которой можно рассмотреть Падовский ретраншемент - это спутниковый снимок Куйбышева 1965 года:

www.etomesto.ru
Tags: Падовский ретраншемент, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования, исторический вал, история, ново-закамская оборонительная линия
Subscribe

Posts from This Journal “ново-закамская оборонительная линия” Tag

  • На велосипеде к Падовскому ретраншементу

    Следящие за моими исследованиями Падовского ретраншемента читатели блога уже в курсе, что Падовский ретраншемент - тыловое земляное укрепление,…

  • Падовский ретраншемент в 1925 году

    Как вы помните, в первом своём посте о Падовском ретраншементе я упоминал о попадавшемся мне нарисованном от руки плане ретраншемента - так вот, мне…

  • Крепость Красный Яр

    Крепость Красный Яр - одна из нескольких крепостей Новой Закамской оборонительной линии, построенной в 1730-х годах и волею судьбы почти сразу же…

  • Падовский ретраншемент на немецкой аэрофотосъёмке 1943 г

    Мой недавний пост про обнаружение точного местоположения Падовского ретраншемента вызвал большой интерес у читателей моего блога, и, продолжая…

  • Самарский УР или Ново-Закамская линия?

    В прошлом посте я вскользь упомянул об обнаруженном нами в воскресенье загадочном рукотворном объекте на Самаро-Кинельской стрелке - посреди…

  • Ново-Закамская линия

    О Ново-Закамской линии написано довольно много, об отдельных ее укреплениях писал не однажды и я. Наиболее полно и широко история создания и…

  • Кинельский редут

    Кинельский редут - одно из оборонительных сооружений Ново-Закамской оборонительной линии, известной также как "исторический вал". Это до…

  • Пригород Алексеевск

    Про поиски следов крепости в пригороде Алексеевск я писал более двух лет назад на своём старом сайте. Не так давно часть информации с сайта - все…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “ново-закамская оборонительная линия” Tag

  • На велосипеде к Падовскому ретраншементу

    Следящие за моими исследованиями Падовского ретраншемента читатели блога уже в курсе, что Падовский ретраншемент - тыловое земляное укрепление,…

  • Падовский ретраншемент в 1925 году

    Как вы помните, в первом своём посте о Падовском ретраншементе я упоминал о попадавшемся мне нарисованном от руки плане ретраншемента - так вот, мне…

  • Крепость Красный Яр

    Крепость Красный Яр - одна из нескольких крепостей Новой Закамской оборонительной линии, построенной в 1730-х годах и волею судьбы почти сразу же…

  • Падовский ретраншемент на немецкой аэрофотосъёмке 1943 г

    Мой недавний пост про обнаружение точного местоположения Падовского ретраншемента вызвал большой интерес у читателей моего блога, и, продолжая…

  • Самарский УР или Ново-Закамская линия?

    В прошлом посте я вскользь упомянул об обнаруженном нами в воскресенье загадочном рукотворном объекте на Самаро-Кинельской стрелке - посреди…

  • Ново-Закамская линия

    О Ново-Закамской линии написано довольно много, об отдельных ее укреплениях писал не однажды и я. Наиболее полно и широко история создания и…

  • Кинельский редут

    Кинельский редут - одно из оборонительных сооружений Ново-Закамской оборонительной линии, известной также как "исторический вал". Это до…

  • Пригород Алексеевск

    Про поиски следов крепости в пригороде Алексеевск я писал более двух лет назад на своём старом сайте. Не так давно часть информации с сайта - все…