Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

В этот день много лет назад...

Сегодняшний день ознаменован сразу несколькими космическими событиями:

- 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый в мире орбитальный космический полёт.

- 12 апреля 1981, ровно через 20 лет, в космос стартовал первый в мире пилотируемый многоразовый космический корабль - шаттл "Колумбия".


Об этих знаменательных событиях (по крайней мере, первом из них) знает, наверное, каждый.

Однако в череде этих событий есть и еще одно, произошедшее в этот же день, но оставшееся практически незамеченным:
- 12 апреля 1964 года в космос был запущен второй прототип первого в мире космического перехватчика - советский маневрирующий космический аппарат - спутник "Полет-2".

Запуск первого прототипа - ИСЗ "Полет-1" - был произведен 1 ноября 1963 года с полигона Тюра-Там (Байконур).

ИСЗ типа "Полёт" были способны изменять высоту и плоскость орбиты, имели осколочную боевую часть:
Спутники были созданы в ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея.
КА типа "Полет" имел массу 1959 кг и состоял из цилиндрического приборного отсека и двигательной части, в которой четыре сферических бака с топливом окружали маршевый двигатель.
Аппараты "Полёт" оборудовались двигательной установкой многоразового включения, состоящей из шести двигателей тягой по 400 кГ для выдачи импульсов в продольном и четырех поперечных направлениях, а также ЖРД жёсткой и мягкой стабилизации тягой по 16 и 1 кГ соответственно.
В приборной части находилась боевая часть со шрапнелью, взрыватели на штангах были выведены далеко за приборный отсек.


Маневрирующие спутники “Полет-1” и “Полет-2” были прототипами автоматического спутника - перехватчика ИС (истребитель спутников):

В октябре 1964 года работы по прграмме "ИС" были переданы в КБ С.П. Королева. Спутник остался практически в том виде, как это разрабатывалось вначале, но в качестве ракеты-носителя было принято решение использовать межконтинентальную баллистическую ракету Р-36 конструкции М.К. Янгеля (после доработки эта ракета-носитель получила наименование "Циклон"), отказавшись от дальнейшей разработки ракеты-носителя УР-200. Затянувшаяся передача технической документации из одного КБ в другое заставила приостановить уже начавшиеся в 1963 году испытания, которые были возобновлены только в 1967. Программа летных испытаний нового варианта "Истребителя спутников" была рассчитана на 5 лет и была осуществлена практически полностью.

Разработка РН для космических аппаратов ИС и УС была задана Постановлением СМ СССР от 24 августа 1965 года. В соответствии с постановлением в марте 1966 года был разработан эскизный проект РН 11К67 "Циклон-2А". В августе 1967 года на космодроме Байконур (Тюра-Там) начались летно-конструкторские испытания (ЛКИ) ракеты-носителя 11К67 с космическим аппаратом ИС.

Первый запуск носителя Р-36, снабженного третьей ступенью с двигателем многоразового включения, состоялся 27 октября 1967 года, на орбиту был выведен спутник "Космос-185". Во время полета спутника проводились испытания бортовой двигательной установки. На Западе новый носитель - РН Р-36 получил обозначение F-1-m (manoeuvring - маневрирующий).

В 1968-1970 годах были запущены маневрирующие космические аппараты "Космос-217", "Космос-248", "Космос-374". Первый перехват в космосе состоялся 1 ноября 1968 года спутником ИС ("Космос-252"). В августе 1969 года начались ЛКИ новой РН 11К69 "Циклон-2" с КА ИС системы ПКО.

Впервые в мире в августе 1970 года экспериментальный космический аппарат-перехватчик ИС (истребитель спутников) осколочной боевой частью поразил искусственный спутник земли - мишень. По зарубежным данным КА-перехватчики имеют длину около 6 метров, диаметр корпуса 1,5 метра и вес около 2500 кг. Как сообщается, в то время отечественная система ПКО обеспечивала поражение КА с вероятностью 0,6, а американская всего 0,18.

В августе 1970-го боевому расчету комплекса противокосмической обороны под управлением командира части полковника Евгения Маркова поставили задачу уничтожить космическую цель за данное время - 45 минут. Первоначально в дело вступил Центр контроля космического пространства, его специалисты определили координаты цели. По ним на командно-вычислительном пункте рассчитали алгоритм наведения аппарата-перехватчика на спутник-жертву. После чего с КП автоматически ушла команда на подъем перехватчика. Во время полета движения спутника корректировалось по данным наземной РЛС. На последнем участке полета наведение осуществлялось посредством головки самонаведения. ОБЧ поразила специально выведенный спутник-мишень.

Испытания противоспутниковых систем сопровождались возникновением на околоземной орбите большого количества фрагментов, которые представляли угрозу для космических полетов не только во время взрыва, но много позже него. Если взять спутник "Космос-249", первый спутник уничтоженный на орбите в рамках этой программы, то он распался на 109 фрагментов. Причем по состоянию на 1 января 1998 года 54 фрагмента продолжали находится на околоземной орбите. Количество фрагментов, на которые распадался спутник, а оно варьировалось от 27 (уничтожение спутника "Космос-462" 03.12.1971 года) до 139 (уничтожение спутника "Космос-252" 01.11.1968 года), дает основание предположить, что при этом испытывались, как мощность размещенного на спутнике заряда, так и различные конструкции строения обшивки спутника. То есть исследовалась вероятность поражения цели фрагментами различного размера.

Для оценки возможности стартовых команд по оперативной подготовке пусковых установок для повторных запусков, а также для проверки методики определения исходных данных, необходимых для запусков спутников-перехватчиков, в октябре 1970-го года были проведены очередные испытания ИС. Спутник-мишень "Космос-373" стартовал 20.10.1970 и, как планировалось, перехватвался дважды: КА "Космос-374" и КА "Космос-375".

В 1972 году между СССР и США был подписан договор об ограничении стратегических вооружений и систем противоракетной обороны, который ограничивал и противоспутниковые системы. В связи с этим программа испытаний была свернута. Однако сама противоспутниковая система была принята на вооружение и подверглась существенной модификации. Испытательные полеты по программе противоспутниковых систем возобновились в 1976 году и продолжались до 1978 года. На этой стадии испытаний отрабатывались усовершенствованные бортовые системы спутника, новые системы наведения, новые траектории перехвата целей. После завершения третьей фазы испытаний состоялось еще несколько пусков в течение 1980 - 1982 годов, но эти пуски носили не испытательный характер, а проверялось функционирование боевых систем после длительного хранения. После 1982 года испытательных полетов по программе "Истребителя спутников" не проводилось и в настоящее время эта система снята с вооружения, как морально, так и технически устаревшая.

С 1970 по 1979 г. на комплексе ИС-М была проведена модернизация и 1 июля 1979 года комплекс ПКО ИС-М был поставлен на боевое дежурство. Генеральным конструктором комплекса и последующих его вариантов были А. Савин и В. Ковтуненко.

Последнее испытание боевого спутника ИС состоялось 18 июня 1982 года в рамках крупнейших учений советских стратегических ядерных сил, когда "Космос-1379" перехватил спутник-мишень, имитирующий американский навигационный спутник "Транзит". Всего за время испытаний перехватчиков ИС было выполнено несколько десятков их запусков.



Затем в историю истребителей спутников вмешалась большая политика. а затем и Перестройка - и в коенце концов проект морально и технически устарел и был заброшен. как и очень многое другое из космического наследия СССР - но это уже другая история.

С Днём Космонавтики!
Tags: забытая история, загадки истории, история, как это было, техника
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Счастливая корова и начальник ст. Кинель

    Помните эпизод из фильма "Особенности национальной охоты", в котором егерь Кузьмич отправляет свою корову с одной делянки на другую в…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Пропавшая Падовка

    Среди малых рек бассейна реки Самара река Падовка интересна тем, что совершенно точно известно, где расположен её исток, а вот где находится её устье…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…

  • Граница на замке

    Чем знаменито вот это место, которое я сфотографировал много лет назад во время визита в столицу? Этот день и это место никогда не забудут мои…

  • Первый советский реактивный авиалайнер

    Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт, совершивший первый полёт 17 июня 1955 года, открыл новую эру в советской пассажирской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments