Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

По старинному соляному тракту

Про старинный солевозный тракт и ответвления от него в наших краях я слыхал давно - но вот прокатиться по нему всё как-то руки (или ноги?) не доходили, и только моя велопоездка в Бариновку прошлым летом позволила совместить приятное с полезным и увидеть, наконец, места, по которым более полутора столетий назад тянулись телеги солевозов.
Ныне по части бывшего солевозного тракта проходит автодорога местного значения, связывающая Спиридоновку, Домашку и Бариновку - по ней я и прокатился.



У подножия этой небольшой возвышенности и проходила когда-то солевозная дорога:



Трафик по бывшей дороге солевозов ныне небольшой, и только изредка можно увидеть несколько автомобилей сразу:



В книге об истории с. Алексеевки, написанной на основании исторических очерков И.П. Афанасьева, я прочёл:

...в 1811г. по предложению полковника Струкова был установлен солевозный путь в 360 верст от Самары до Илецкой защиты.

Дорога эта пролегала «от города Самары через Струков мост и дальше степью до села Домашка, на Бариновку, через Сырт между Утевкой и Трофимовкой, между Кулешовкой и Зуевкой, мимо села Георгиевка, через Патровку, мимо Землянок (Алексеевку), на Андреевку, Гаршино».
Некоторых из перечисленных сел тогда еще и не было, или они только зарождались.


Найти этот тракт на карте оказалось весьма непросто, но зато в процессе поиска обнаружилось много другой, гораздо более интересной, информации.
На карте Стрельбицкого 1871г дорога, совпадающая с описанием из книжки, обозначена только от Никольского (Домашки) на Бариновку и далее между Утёвкой и Трофимовкой:



Об этом солевозном тракте можно прочесть и у некого А.Малиновского:

Впервые в Самару этим соляным путём, проложенным в 1811 году полковником Струковым, доставил соль управляющий промыслом Петр Рычков во второй половине XVIII века.
Расстояние от Самары до Илецка было 360 верст.

Та часть тракта, по которой я прокатился, проходит по пойме реки Самара, и рельеф имеет практически плоский - что, как я полагаю, очень хорошо не только для велосипедистов, но и для лошадок солевозов.



В Самаре предполагалось хранить постоянный запас в 2 с половиной миллиона пудов, для чего были построены склады.
Через Самарку выстроили мост, называвшийся Струковым мостом - через него везли соль.
В Самаре было устроено и соляное правление, а в Илецкой Защите - контора.

Предполагалось вывозить каждое лето до трёх миллионов пудов соли.
Два миллиона до Самарской пристани, один - до села Домашки, а далее - по Самарке на Волгу и выше по Волге до Рыбинска.

Оказалось, что село Бариновка основано в 1822-1825 годах солевозами из Тамбовской и Курской губерний.
В то время солевозы приглашались со стороны.
Было учреждено сословие пришлых крестьян-солевозов в десять тысяч человек.

На попутных речках (Вятлянке, Съезжей и др.) были построены мосты, на сыртах вырыты пруды, через каждые 25 верст - колодцы.
Придорожная полоса была шириной 220 метров - впрочем, местность во многих местах позволяла сделать её и гораздо шире:



Соляная дорога сыграла свою роль и в заселении самарских степей: старые села (Домашка, Утевка и др.) пополнились людьми, а некоторые впервые были основаны солевозами.

Дорога в Домашку ныне достаточно живописна благодаря расстилающимся по сторонам полям подсолнечника:





Намеченных размеров вывоза соли так и не достигли.
Солевозов вместо 10 000 едва набралось 3 000.

Дорога была тяжелой - 30 дней пути, норма вывозки - 300 пудов (4,8 тонны) за лето на одного человека - непосильна, а заработок невелик - по 40 копеек за пуд.

Кроме того, крестьян постоянно обирали податями и штрафами. Возчики бунтовали, жаловались в Санкт-Петербург. Но на промысле был военный суд, он судил служащих и рабочих промысла и казенных солевозов.
Был там и каземат для осужденных. Однако, это не спасало, и год от года соли в Самару привозилось все меньше и меньше.



Журнал «ВОЛГА-БИЗНЕС» №1’12(209) в статье Глеба Алексушина "Солевые промыслы Григория Струкова" писал:

... что касается организованного им [Григорием Струковым] солевозного пути, то в 1860х гг. бариновские чумаки соль по ней еще возили.

В 1860 - 1870 гг. усилился подвоз более дешевой чипчанской и баскунчакской соли по Волге и железной дороге, а илецкую все больше доставляли с помощью гужевого транспорта.

Потребность в ней постоянно снижалась, но в 1874 г. соляная дорога упоминалась действующей, хотя ее предлагали упразднить – неоправданными становились ремонты ее мостов, полотна и другой инфраструктуры. В районах частной и общественной земли дорога по бокам запахивалась.

Но она не умерла, став скотопрогонной.
Из оренбургских степей в Самару и Сызрань ежегодно прогоняли до 30 тыс. голов крупного и 100 тыс. мелкого рогатого скота.
Большая придорожная полоса полностью обеспечивала скот подножным кормом. При медленном движении скот хорошо поправлялся, прибавлял в живом весе.


Скот и поныне пасётся на бывшей придорожной полосе солевозного/скотопрогонного тракта:



На карте Бузулукского уезда 1912 г. дорога обозначена как торговый тракт.



В 1920е гг. о ней еще помнили.
Меж Утевкой и Трофимовкой был высохший Соляной пруд, посевы называли «у Соляной дороги», но сама она уже была распахана.

У с. Зуевка и в наше время есть Соляные лог и пруд, а в с. Бариновка – улица Большая Солянка.




Несмотря на то, что и перевозка соли гужевыми повозками, и прогон скота табунами уже давным-давно канули в Лету, часть старинного тракта до сих пор служит людям для передвижения.



Теперь пара слов о сёлах, в судьбе которых солевозный тракт сыграл значительную роль - Домашке и Бариновке.

В 1850 году Домашка входила в состав Покровской волости Бузулукского уезда под названием Село Никольское, Домашкино тож

В советское время в селе был создан колхоз им. Антонова, центральный зерноток которого ныне выглядит вот так:



Окрестности села весьма живописны:



Село Бариновка, также входившее, как и Никольское-Домашкинское, в состав Покровской волости Бузулукского уезда, своего названия не меняло, а главной его достопримечательностью, безусловно, следует считать единственную сохранившуюся в наших краях ветряную мельницу:




Источники:
Tags: велосипед, заброшенные объекты, забытая история, изследования, история
Subscribe

Posts from This Journal “изследования” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Posts from This Journal “изследования” Tag