Ныне по части бывшего солевозного тракта проходит автодорога местного значения, связывающая Спиридоновку, Домашку и Бариновку - по ней я и прокатился.
У подножия этой небольшой возвышенности и проходила когда-то солевозная дорога:
Трафик по бывшей дороге солевозов ныне небольшой, и только изредка можно увидеть несколько автомобилей сразу:
В книге об истории с. Алексеевки, написанной на основании исторических очерков И.П. Афанасьева, я прочёл:
...в 1811г. по предложению полковника Струкова был установлен солевозный путь в 360 верст от Самары до Илецкой защиты.
Дорога эта пролегала «от города Самары через Струков мост и дальше степью до села Домашка, на Бариновку, через Сырт между Утевкой и Трофимовкой, между Кулешовкой и Зуевкой, мимо села Георгиевка, через Патровку, мимо Землянок (Алексеевку), на Андреевку, Гаршино».
Некоторых из перечисленных сел тогда еще и не было, или они только зарождались.
Найти этот тракт на карте оказалось весьма непросто, но зато в процессе поиска обнаружилось много другой, гораздо более интересной, информации.
На карте Стрельбицкого 1871г дорога, совпадающая с описанием из книжки, обозначена только от Никольского (Домашки) на Бариновку и далее между Утёвкой и Трофимовкой:

Об этом солевозном тракте можно прочесть и у некого А.Малиновского:
Та часть тракта, по которой я прокатился, проходит по пойме реки Самара, и рельеф имеет практически плоский - что, как я полагаю, очень хорошо не только для велосипедистов, но и для лошадок солевозов.
В Самаре предполагалось хранить постоянный запас в 2 с половиной миллиона пудов, для чего были построены склады.
Через Самарку выстроили мост, называвшийся Струковым мостом - через него везли соль.
В Самаре было устроено и соляное правление, а в Илецкой Защите - контора.
Оказалось, что село Бариновка основано в 1822-1825 годах солевозами из Тамбовской и Курской губерний.
Было учреждено сословие пришлых крестьян-солевозов в десять тысяч человек.
На попутных речках (Вятлянке, Съезжей и др.) были построены мосты, на сыртах вырыты пруды, через каждые 25 верст - колодцы.
Придорожная полоса была шириной 220 метров - впрочем, местность во многих местах позволяла сделать её и гораздо шире:
Соляная дорога сыграла свою роль и в заселении самарских степей: старые села (Домашка, Утевка и др.) пополнились людьми, а некоторые впервые были основаны солевозами.
Дорога в Домашку ныне достаточно живописна благодаря расстилающимся по сторонам полям подсолнечника:
Намеченных размеров вывоза соли так и не достигли.
Солевозов вместо 10 000 едва набралось 3 000.
Дорога была тяжелой - 30 дней пути, норма вывозки - 300 пудов (4,8 тонны) за лето на одного человека - непосильна, а заработок невелик - по 40 копеек за пуд.
Кроме того, крестьян постоянно обирали податями и штрафами. Возчики бунтовали, жаловались в Санкт-Петербург. Но на промысле был военный суд, он судил служащих и рабочих промысла и казенных солевозов.
Был там и каземат для осужденных. Однако, это не спасало, и год от года соли в Самару привозилось все меньше и меньше.
Журнал «ВОЛГА-БИЗНЕС» №1’12(209) в статье Глеба Алексушина "Солевые промыслы Григория Струкова" писал:
... что касается организованного им [Григорием Струковым] солевозного пути, то в 1860х гг. бариновские чумаки соль по ней еще возили.
В 1860 - 1870 гг. усилился подвоз более дешевой чипчанской и баскунчакской соли по Волге и железной дороге, а илецкую все больше доставляли с помощью гужевого транспорта.
Потребность в ней постоянно снижалась, но в 1874 г. соляная дорога упоминалась действующей, хотя ее предлагали упразднить – неоправданными становились ремонты ее мостов, полотна и другой инфраструктуры. В районах частной и общественной земли дорога по бокам запахивалась.
Но она не умерла, став скотопрогонной.
Из оренбургских степей в Самару и Сызрань ежегодно прогоняли до 30 тыс. голов крупного и 100 тыс. мелкого рогатого скота.
Большая придорожная полоса полностью обеспечивала скот подножным кормом. При медленном движении скот хорошо поправлялся, прибавлял в живом весе.
Скот и поныне пасётся на бывшей придорожной полосе солевозного/скотопрогонного тракта:
На карте Бузулукского уезда 1912 г. дорога обозначена как торговый тракт.
В 1920е гг. о ней еще помнили.
Меж Утевкой и Трофимовкой был высохший Соляной пруд, посевы называли «у Соляной дороги», но сама она уже была распахана.
У с. Зуевка и в наше время есть Соляные лог и пруд, а в с. Бариновка – улица Большая Солянка.
Несмотря на то, что и перевозка соли гужевыми повозками, и прогон скота табунами уже давным-давно канули в Лету, часть старинного тракта до сих пор служит людям для передвижения.
Теперь пара слов о сёлах, в судьбе которых солевозный тракт сыграл значительную роль - Домашке и Бариновке.
В 1850 году Домашка входила в состав Покровской волости Бузулукского уезда под названием Село Никольское, Домашкино тож
В советское время в селе был создан колхоз им. Антонова, центральный зерноток которого ныне выглядит вот так:
Окрестности села весьма живописны:
Село Бариновка, также входившее, как и Никольское-Домашкинское, в состав Покровской волости Бузулукского уезда, своего названия не меняло, а главной его достопримечательностью, безусловно, следует считать единственную сохранившуюся в наших краях ветряную мельницу:
Источники:
- ПО СОЛЕВОЗНОМУ ТРАКТУ. Статья на сайте МБУК "Центральная библиотека" Соль-Илецкого городского округа
- А.Малиновский, Избранное. В 2-х томах, Том 2