До этого снимки тоже были - но их разрешение было всего 15 метров на пиксел, так что появление снимков разрешением в 0.9 м на пиксел стало огромным прорывом.
За это время спутниковая навигация стала настолько доступной и привычной, что уже вообще никого не удивляет, и теперь вряд ли найдётся хоть один человек, который ни разу не пользовался спутниковыми снимками высокого разрешения сам или не видел, как это делают другие.
Всего лишь 10 лет назад спутниковая навигация вообще и навигация по спутниковым снимкам в частности была уделом лишь немногих энтузиастов.
Я заинтересовался этой темой вплотную еще весной 2003 года, когда купил свой первый GPS-навигатор eTrex Legend.
Даже доступные в то время Low-Res снимки с разрешением в 15 метров на пиксель вместе с GPS- навигатором позволили мне сделать огромный шаг вперёд по сравнению с теми инструментами и технологиями ориентирования и навигации, которыми я пользовался до этого - бумажными картами, компасом, линейкой и курвиметром:
Используя карты и снимки низкого разрешения, для достаточно протяженных маршрутов и определённых типов рельефа вполне можно было построить маршрут для велопокатушки или автопутешествия, особенно если сочетать их использование с отсканированными и привязанными к координатам картами.
Сначала я просто рисовал маршрут по спутниковому снимку, а затем выгружал его в GPS-навигатор и ехал - навигатор на руле велосипеда позволял достаточно легко и быстро найти заросшую за десятилетия просеку даже на вот такой опушке леса:
Навигатор выводил на начало просеки с точностью до нескольких метров - зная. когда надо нырнуть в чащу, спустя несколько минут поисков я выезжал на вполне приличную дорогу, по которой можно было даже ехать ;):
Это было удобно, но требовало все возможные варианты маршрута планировать и отрисовывать заранее.
Мне же хотелось иногда иметь спутниковый снимок под рукой, во время поездки - можно было. конечно же, распечатать снимок и взять его с собой, но:
- во-первых, черно-белый снимок низкого разрешения при печати становится не очень хорошо читаемым:
- во-вторых, наличие распечатанного снимка никак не решает проблемы определения собственного местоположения как на снимке, так и на местности.
Поэтому я решил приобрести появившиеся тогда Pocket PC (Карманный персональный компьютер, или КПК), и скрестить его с уже имевшимся у меня GPS-навигатором:
Этим решением, хоть и не очень элегантным - использовались 2 устройства, связанные между собой кабелем - я убил тогда сразу двух зайцев:
- получил прямо в поле или лесу цветной спутниковый снимок
- всегда точно знал, в какой точке на снимке я нахожусь ;)
Как видите, и разрешение экрана Pocket PC, и разрешение самого Low-Res спутникового снимка были не ахти - но, тем не менее, они отлично помогали ориентироваться в любую погоду - имея GPS на руле и Pocket PC со спутниковыми снимками в кармане рюкзака. я легко смог обнаружить в лесу заброшенное много лет назад кладбище венгерских военнопленных, положение которого я выяснил по старой советской карте.
Появление же Hi-Res-снимков позволило существенно повысить и вероятность обнаружения различных интересных артефактов, и значительно увеличить точность выхода к ним.
Впрочем, как это, например, случалось во время поисков исчезающего озера в Елгушах или заброшенного почтового тракта, не всегда могут помочь даже спутниковые снимки высокого разрешения ;))
Следующий огромный шаг, который Google сделал для упрощения жизни любителей спутниковой навигации, многие могли и вовсе не заметить - однако меня, как любителя велосипеда, всегда волновал не только сам проложенный маршрут и его протяженность, но и подъёмы и спуски на нём - а эту информацию может дать только вертикальный профиль.
Вслед за снимками высокого разрешения Google дал широким массам доступ к данным спутников дистанционного зондирования Земли (SRTM, или, по-русски, ДЗЗ).
Благодаря огромному массиву данных о высотах различных точек земной поверхности относительно уровня моря (вернее, референсного эллипсоида) у любого появилась возможность увидеть не только план нарисованного маршрута в горизонтальной плоскости, но и получить его вертикальный профиль:
На базе этого моего увлечения спутниковой навигацией возник и проект, призванный облегчить участь любителей велосипедных покатушек, которому я посвятил более 10 лет, и в его рамках я не раз рассказывал и о том, как и зачем велосипедистам нужно планировать маршруты, и про то, что это даёт велосипедистам, лыжникам и другим любителям активного образа жизни ;))
GPS-навигатор на руле стал моим постоянным спутником - именно он помог мне спланировать маршрут к обнаруженной на космическом снимке заброшенной позиции ЗРК С-125:
... или найти заброшенный 8 зенитно-ракетный дивизион С-75:
Конечно, прогресс не только в целом технический, но и мой личный, не стояли на месте ;))) - и со временем на смену КПК пришли планшеты и смартфоны, которые не только частично лично для меня заменили те функции, которые ранее выполняли GPS-навигатор и Pocket PC, но и дали возможность воспользоваться новым, доселе мной не опробованным функционалом.
Планшет, например, мы активно использовали для навигации в незнакомых городах и странах, а смартфон помог мне однажды зафиксировать факт обнаружения угнанной и затем сожженной на льду реки Самара автомашины:
Смартфон помог быстро подготовить материалы для обращения к властям - им я не только сделал фотографии находки, но и зафиксировал координаты места обнаружения - ведь смартфоны пишут в EXIF каждой фотографии геотеги с координатами места съёмки.
По результатам рассмотрения моего обращения автомобиль был эвакуирован со льда реки, тем самым не нанеся вреда экологии.
Вот уже много лет лично для меня поиск и обнаружение каких-либо интересностей на Hi-Res-снимках, планирование маршрута их посещения, а затем и следование на реальной местности по нарисованному по космоснимку маршруту стало одним из моих любимых хобби, освещением результатов которого я иногда мучаю и вас ;))
И всего этого, наверное, не было бы, если б не появление спутниковых снимков высокого разрешения.
Тех, кого вдруг заинтересовала тема навигации по спутниковым снимкам и картам при помощи GPS-навигаторов или смартфонов, отсылаю к моим ранним постам, собранным под тегом навигация.