Всё началось с комментария
Что меня в этом плане удивило - это отличие от использованного мной при поисках оставшегося от крепости на местности плана 1857 года:
План села Красносамарского Бузулукского уезда малышевской волости 1857 года:

... на котором кружочками и линиями были обозначены контуры, как я предполагал, бывшей Красносамарской крепости:

"План кр. Красно-Самарской" на первой картинке поста изображает две линии крепостных стен - внешнюю, примерно соответствовавшую виденному мной ранее плану, и внутреннюю.
Но, что еще более меня заинтриговало, на этом "Изобр. 14" две части периметра внешней линии обороны были явно выделены двойными линиями, и существенно отличались по начертанию от общего плана внешних укреплений!
Более того - именно эти выделенные участки, как мне показалось, совпадали с отрезками валов, обозначенных на современных картах:

... и обнаруженных нами на местности остатков вала и рва:
Даже западный вал, который я ранее считал более поздним и не относящимся ко времени сооружения крепости, во время нашего посещения заросший коноплёй в человеческий рост и практически трудноразличимый:
... тоже показался мне совпадающим с нанесенным на план крепости двойной линией.
Всё это навело меня на мысль, что сохранившиеся до нашего времени валы и рвы - это то, что и было построено в 1736-37 годах, а затем строительство крепости в первоначально запланированном виде было так и не завершено - потому и остальных участков рва и вала нет.
Правда, этому несколько противоречили материалы о том, что крепость таки была достроена, и имела прямоугольную форму:
Она была четырехугольной, примерно 300 на 400 метров, слегка вытянутой вдоль берега реки. С внешней стороны обнесена стеной из бревен, собранных в столбы.
Крепостные ворота были с двух сторон.
С внутренней стороны у ворот располагались батарея, караульный дом, конюшня, цейхгауз (вещевой склад), и продовольственный склад.
На северо-западной стороне еще одна батарея.
Третья - у западной стороны, рядом с ней караульный дом и пороховой погреб, на восточной стороне - четвертая батарея.
Для разрешения возникшего противоречия я начал искать источник информации, из которого была взята эта схема с "Изобр. 14" - и я его таки нашёл!
Это оказалась книга Фёдора Фёдоровича Ласковского "Карты, планы и чертежи къ I, II части матерiяловъ для исторiи инженернаго искусства въ Россiи", Изд. Императорской Академии Наук, СПб., 1858-1861 г.г..
Скачав 3 и 4 тома этого издания и проштудировав их, я выяснил следующее:
[Красносамарскую крепость] Кирилов избрал главным пунктом на линии, назначив в ней быть таможне для судов, приходивших с волги, и местом пребывания комиссии до окончательной постройки Оренбурга.
На этом основании крепостную ограду с напольной стороны предположено было составить из 5-ти фронтов (а,б,в,г,д,е) правильного бастионного начертания, при наружном боке в 180 саж.;
сверх того, для обеспечения хлебопашества и выгона табунов от набегов Киргизов и Башкирцев, полагалось окружить находившийся тут лес, на протяжении более 20-ти вёрст, палисадною оградой с батареями.
Татищев, вступив по кончине Кирилова (1737 г.) в управление оренбургскою комиссией, нашел более выгодным перенести управление в г. Самару; вследствие чего Красносамарск лишился приданного ему значения, а вместе с тем и большей части своего населения.
Все эти перемены естественным образом должны были отразиться и на крепостную ограду: начатая до этого времени заменена была другою (а, ж, з, и), гораздо меньшаго размераЮ сообразно оставленному в ней гарнизону; причем и ей дано было полигональное начертание.
Профили крепостец вообще были двоякого рода: земляныя умеренных размеров, одетыя плетнём, и заплоты, что зависело от свойств грунта земли и изобилия в лесном материале.
Между тем оказавшиеся недостатки в расположении оград некоторых крепостец на линии, а также и увелившееся население в других, потребовали существенных изменений в оных, что и побудило местное начальство представить в 1751 году несколько по этому предмету проектов.
Упомянем здесь о главнейших.
В кр. Красно-самарской предложено было усилить прежнюю ограду небольшими бастионами (к, к), располагая их по углам ея, и в них поместить кавальеры.
Все эти новыя постройки предполагалось сделать из заплота.
Была ли реализована эта перестройка - в книге не написано.
Гарнизон Красносамарской крепости по 1755 год составлял 1 роту драгун, 1 и 1/2 роты пехоты, 50 казаков. В 1755 году гарнизон был сокращен, и в крепости остались только казаки.
Теперь осталось только проверить мою гипотезу о том, что на плане из книги Ласковского внешние бастионы не зря изображены двумя разными способами, и что оба сохранившихся и показанных на картах вала принадлежали к недостроенной части крепости.
Для начала мне нужна была подходящая спутниковая фотография, на которой был бы отчетливо виден рельеф местности - и я таки нашел такую, сделанную 28 января 2018 года:
После недолгих мучений с совмещением плана (весьма, надо сказать, вольно нарисованного, особенно касательно ориентации по сторонам света - хотя, возможно, виновата миграция магнитных полюсов), удалось получить вот такой результат:
Здесь синим цветом выделены обозначенные на современных картах и видимые на местности валы со рвами, желтым - обведенный по схеме Ласковского контур внешних (первоначального плана) бастионов крепости, красным - поздняя редакция плана, полностью реализованная в виде заплотов, зеленым - обозначенные на схеме дороги в Самару и Борскую крепость.
Дороги я решил проверить. потому как не раз замечал, что их расположение меняется не так часто, и люди веками и тысячелетиями ездят по одним и тем же дорогам.
На совмещении схемы с космоснимком видим, что, несмотря на погрешности, удалось достаточно точно попасть как в части сохранившегося вала и рва недостроенного бастиона, так и в обе бывшие улицы крепости, а также в до сих пор сохранившуюся дорогу на Борскую крепость.
Более тщательный анализ нанесенных на карту контуров стен со схемы позволил разглядеть на космоснимке и контуры внутреннего контура стен - то есть, контуры действительно существовавшей в XVIII веке Красносамарской крепости - я обвёл их на следующем космоснимке фиолетовым:
Разглядел я и еще один редан на контуре стен, отсутствующий на схеме, но явно читаемый на космоснимке.
Увы и ах - то ли схема грешит погрешностями, то ли я не очень тщательно совмещал, то ли береговая линия. на которую я ориентировался. за три столетия сильно изменилась - но контур крепости со схемы не попал в еле заметные следы на космоснимке. Тем не менее, совмещение было явно полезно, поскольку стало понятно, что примерно и где искать.
Полагаю, теперь вопрос о расположении стен Красносамарской крепости можно считать закрытым.
То, что я ранее принимал за сохранившиеся части укреплений, на самом деле является той их частью, которую начали строить в 1736 году и успели построить до смерти Кирилова и переноса Татищевым базы оренбургской экспедиции в Самару.
Остальная часть так никогда и не была достроена, а сама крепость "ужалась" в размерах и гарнизоне.
На схеме Ласковского построенная часть рва и вала очевидно нарисована не верно - возможно, рисовавший ею делал это со слов или по памяти.
Был ли построен западный фас крепости - не ясно, космоснимок и местность ответа на этот вопрос не дают - ибо место, где были расположены эти укрепления, ушло под более позднюю застройку.
Слева, то есть - с западной части крепости, мимо западных ворот, по-видимому, проходила дорога из Мочинской слободы с бродом или переправой через реку Самара в районе существующего и сегодня моста:
Вот так выглядит эта дорога на карте Самарской губернии 1867 г. Рихтера и Станевича:
www.etomesto.ru |
По-видимому, где-то в районе переправы были раньше и пристани на Самарке - примерно здесь, под стенами крепости.
Впрочем, наиболее вероятно, что они были несколько выше по течению...
Возможно, вот эти бугры на берегу - всё, что осталось от юго-западного бастиона крепости, прикрывавшего пристани:
К каким сооружениям крепости можно было бы отнести вот эти насыпи - однозначно непонятно:
Вот этот холмик попадает на место, обозначенное на схеме буквой "к" внутри бастиона "б": - возможно, это то, что осталось от кавальеры бастиона:
Примерно где-то здесь, за линией крайних домов села, проходил заплот западной стены:
Возможно, что там, где проходит сегодня линия электропередач, в XVIII веке шла дорога к Мочинской слободе - её обочины до сих пор густо зарастают коноплёй:
Эти насыпи, отмеченные на современных картах, вероятно, и есть те самые кавальеры, о которых писал Ф.Ф. Ласковский :
На сегодня у меня всё.
Источник:
Фёдор Фёдорович Ласковский, "Карты, планы и чертежи къ I, II части матерiяловъ для исторiи инженернаго искусства въ Россiи", Изд. Императорской Академии Наук, СПб., 1858-1861 г.г.