Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Бронеавтомобили чехословацкого легиона

Немалую роль в военных успехах чехословацкого легиона в наших краях, в частности - при взятии Самары, сыграли бронеавтомобили.

О том, откуда они появились у чехословаков, которым по условиям соглашения, подписанного 26 марта 1918 года в Пензе представителями СНК РСФСР, ЧСНС в России и Чехословацкого корпуса, полагалось лишь "известное количество оружия для своей самозащиты от покушений со стороны контрреволюционеров", и пойдёт сегодня рассказ.

27 марта в приказе по корпусу № 35 определялся порядок использования этого «известного количества оружия»:
«В каждом эшелоне оставить для собственной охраны вооружённую роту численностью в 168 человек, включая унтер-офицеров, и один пулемёт, на каждую винтовку 300, на пулемет 1200 зарядов. Все остальные винтовки и пулемёты, все орудия должны быть сданы русскому правительству в руки особой комиссии в Пензе, состоящей из трёх представителей чехословацкого войска и трёх представителей советской власти…»

28 мая 1918 года чехословацким легионерам на станции Пенза удалось захватить поезд, перевозивший три бронированных автомобиля.



В Пензу прибыл эшелон с тремя броневиками.
Поездом управляли красные китайцы, и чехословаки пытались купить у них броневики на «прогулках» после остановки поезда.
Попытка подкупа не удалась, и полковник Швец послал пятую роту, которая окружила поезд и без единого выстрела захватила поезд, под угрозой применения оружия с захваченных броневиков взяв китайцев в плен.
Тем временем чехословацкие эшелоны были обстреляны большевистской артиллерией.
Обстрел вёлся в течение всего дня, но огонь не нанес практически никакого ущерба, поскольку большевики, по всей видимости пьяные или необученные, не смогли попасть в станцию, их снаряды только разбили склады вокруг путей.

Самым крупным из захваченных броневиков оказался автомобиль Гарфорд-Путилов, изготовленный в России на основе американского аналога.
Несмотря на то, что автомобиль был не на ходу, он обладал необычайно грозным оружием в виде пушки обр. 1910 года калибра 76,2 мм, расположенной во вращающейся башне.
Этот автомобиль, носивший имя «Грозный», помог чехословацким легионерам на следующий день захватить Пензу, а затем стал частью импровизированного бронепоезда 4-го полка Чехословацкого легиона.

Бронеавтомобиль "Гарфорд-Путиловский" ("Грозный") в составе импровизированного бронепоезда"Грозный" 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка чехословацкого Легиона.

Фото с сайта valka.cz.

"Гарфорд-Путиловский" ("Грозный") имел на вооружении трёхдюймовое орудие на поворотной платформе:


Броневик на платформе в районе Инзы, 1918 год, фото из чехословацкого архива:




Вторым броневиком был Остин (Austin), временно собранный (как это было тогда принято) из разных частей нескольких поврежденных броневиков - в данном случае 1-й и 2-й серии, и имевший только одну вместо двух пулеметных башен.

Чехи осматривают в Пензе захваченный "Остин" с одной башней:



Он также участвовал в боях за Пензу и позднее под именем «Juráš» стал важной опорой легионеров, также со своим пулеметом став частью бронепоезда.

Импровизированный бронепоезд 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка ("Орлик") с бронеавтомобилем "Austin" Mk-I/2 (однобашенный) на платформе.

Фото из дневника Josefa Hyláka, чешского легионера 4-го стрелкового "Прокопа Великого" полка.

В настоящее время в Чехословакии можно увидеть удачную копию «Juráš», принимающую участие в мероприятиях Чехословацкого легионерского сообщества.

Третьим экземпляром бронеавтомобиля, попавшим в руки легионеров в Пензе, был Fiat Armstrong-Withwort (носивший название "Адский").
Но он прослужил совсем не долго и был полностью разрушен 31 мая 1918 года, когда в составе легионерский поезда «Орлик» принял на себя удар во время столкновения с большевистским составом, пущенным на таран.


Один из броневиков "Орлика", поврежденный "сумасшедшим большевистским локомотивом" у ст. Обшаровка. Фото отсюда:



Во время этого столкновения броневик Fiat Armstrong-Withwort «Адский» был полностью разрушен, а  "Остин" с фото ( Juráš) - только повреждён.

Тем не менее, легионерам вскоре попала в руки сначала еще одна машина этого типа, а затем и вторая - на этот раз стандартные двухбашенные Остин-Путилов.

Легионеры на Дальнем Востоке использовали и другие типы бронеавтомобилей - по крайней мере, один Fiat-Ижорский, уникальный гибрид автомобиля и дрезины Benz, а также "волшебный" (то есть с невероятной проходимостью) автомобиль «Джеффери — Поплавко», в задней части которого было достаточно места для перевозки нескольких пехотинцев.


...летом 1918 года один «Джеффери» из числа действовавших на Восточном фронте был захвачен у красных бойцами Чехословацкого корпуса. Получив имя «Janošík», он в течение 1918—1919 годов использовался против его бывших хозяев

Хотя легионерам, вероятно, принадлежали другие транспортные средства, они не взяли ни одного из них домой; в конце концов они продали их всем белогвардейцам.



Источники:
Tags: 1918, гражданская война, давайте разберемся, забытая история, загадки истории, история
Subscribe

Posts from This Journal “гражданская война” Tag

  • Бумажный "Орлик"

    Я неоднократно писал в блоге о чехословацком бронепоезде "Орлик" (вернее, как минимум двух его разных разновидностях с одним и тем же…

  • Борис Фортунатов - эсер, корнет, буденновец, ученый и писатель-фантаст

    Фигура Бориса Константиновича Фортунатова занимает меня давно, ибо фамилия этого человека чрезвычайно часто встречалась мне в документах, касающихся…

  • Верблюды в Самаре

    Попалась мне тут как-то в Библиотеке Конгресса США (National Photo Company Collection, Library of Congress) шикарнейшая фотография, на которой, судя…

  • 8 и 9 июня 1918 года в Самаре. Впечатления случайного туриста.

    Уже много лет я изучаю различные документы, фотографии, карты, воспоминания и другие материалы, касающиеся обстоятельств взятия Самары…

  • Станковый пулемет системы Максима обр.1910 г.

    Попалась мне тут интересная архивная фотография: Станковый пулемет образца 1910 г. 1915 г. Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО». Ф. 63.…

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…

  • Троцкий в Самаре

    В первый раз Лейба Бронштейн появился в Самаре осенью 1902 года - нелегально, под именем Льва Троцкого, после побега из сибирской ссылки. Троцкий в…

  • Чепаев или Чапаев?

    Героя Гражданской войны и множества советских анекдотов Василия Ивановича все знают как Чапаева, тогда как на самом деле он сам свою фамилию писал…

  • Комендант Трупп и корона "Николая Кровавого"

    Терракотовый Герб города Самары керамиковый же, вышиною не меньше 31-го вершка и шириною не меньше 24 вершка, без глазури, по цене двадцать пять…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments