Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Загадочный бронепоезд, принявший бой у ст. Смышляевка

В моих исследованиях событий уже более чем столетней давности, имевших место на нашей самарской земле в июне-октябре 1918 года, мне не раз попадались упоминания различных бронепоездов - и практически каждый раз с ними была связана какая-то загадка.

GroznY.JPG

Сначала это был загадочный бронепоезд "Орлик" чехословацкого легиона, принимавший участие в штурме Самары 8 июня 1916 года - изучая различные фотографии этого "Орлика", я пришел к выводу, что в штурмовал Самару не знакомый всем по фотографиям бронированный монстр "Орлик", а импровизированный блиндированный поезд, построенный чехословаками в Пензе на базе двух бронеавтомобилей, морского орудия и нескольких пулемётов, поставленных на железнодорожные платформы.




Потом мы с вами исследовали историю "настоящего" бронепоезда, также носившего у чехословаков то же самое наименование "Орлик" - однако этот "Орлик", оказавшийся советским бронепоездом "Свобода или смерть!", был оставлен своим "красным" экипажем под руководством А. Полупанова утром 22 июля 1918 года на мосту под Симбирском.

Орлик


А потому принимать участие в штурме Самары он не мог, поскольку в составе советских войск был направлен в Сызрань из Коломны, где находился на ремонте, вдогонку Пензенской группировке чехословаков:

Вслед за уходящими эшелонами чехов были направлены бронепоезда РККА под командованием А.Седякина, А.Полупанова, эшелон Курского бронедивизиона, отряды из состава Западной завесы.

Однако это далеко не полный список загадочных бронепоездов, упоминание о которых мне удалось накопать, исследуя события 8 июня 1918 года, закончившиеся взятием Самары и Кинеля чехословаками.

Мои читатели, возможно, помнят текст вот этой уже не раз мною приводимой докладной записки Н.И.Подвойского, отправленной им в НаркомВоен с описанием обстоятельств оставления Самары большевиками:

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Н. И. ПОДВОЙСКОГО В НАРКОМВОЕН О ПОЛОЖЕНИИ НА ЧЕХОСЛОВАЦКОМ ФРОНТЕ № 620, ст. Уфа 11 июня 1918 г. 3 час. 15 мин.

Сообщаю положение дел на чехословацких фронтах и историю падения Самары. 4 июня чехословаки, после выигранного ими дела, обрушились в сызранскую сторону для нанесения ударов по нашим войскам, беспокоившим тыл, отсюда бой 5, 6, 7 июня. После этого последовали упорные бои за Самару, в результате которых 8 июня в 6 часов утра Самара пала.

Несмотря на наличие водных преград при слиянии рек Самары и Кинель, наши части, дезорганизованные слухами самыми нелепыми, в 18 часов 8 июня оставили ст. Смышляевку.

Одновременно были обнаружены неприятельская пехота и автомобили со стороны Алексеевки, с которыми наш броневой поезд выдержал короткий бой у дер. Смышляевки.

В 20 часов 30 минут был оставлен Предкинельский мост, а затем и ст. Кинель, где были уничтожены стрелка и крестовина.

Ввиду полной неустойчивости наших частей мысль о защите кинельского узла пришлось оставить. Отошедшие отряды немедленно приводятся в порядок; там, по линии железной дороги, приступлеио к организации отрядов из местного населения.



В записке Подвойского мы встречаем упоминание о некоем броневом поезде, вступившем под Смышляевкой в боестолкновение с развивающими наступление на Кинель чехословаками.

Тут надо заметить, что уже упоминавшийся мной выше чехословацкий "Орлик" в докладах красных называется не броневым поездом, а блиндированным:

СООБЩЕНИЕ ПО ПРЯМОМУ ПРОВОДУ ЧЛЕНА ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ Р. И. БЕРЗИНА В НАРКОМВОЕН О ТЯЖЕЛОМ ПОЛОЖЕНИИ В РАЙОНЕ САМАРЫ И МИАССА 3 июня 1918 г. 2 час. 30 мин.
У аппарата Берзин.
Теперь сообщаю сведения обо всем фронте.
Самара. Положение самое отчаянное, много отрядов совершенно разбиты наголову. Теперь чехословаки стоят верстах в 40 от Самары, имеют громадное количество пулеметов и артиллерии, но данным, даже блиндированный поезд. Ежедневно с усиленным боем продвигаются вперед. Наша позиция по линии железной дороги—ст. Жигули—Липяги. Это последний пункт от Самары.
Наши силы с артиллерией и пулеметами, с инженерными войсками—до 1500 человек плюс 440 [человек] уфимской милиции. Чехословаков в три-четыре раза больше. Весь вопрос теперь состоит в том, успеем ли мы их задержать под Самарой при переезде через р. Самару. Месторасположение в стратегическом отношении для нас благоприятное: река в разливе в две с половиной версты, на протяжении около 40 верст имеется только один железнодорожный мост, так что обход исключен. Всю позицию можно поставить под перекрестный артиллерийско-пулеметный огонь, но часть города будет находиться под обстрелом. Но вряд ли войска выдержат натиск.
Яковлев со своим штабом  выехал в Кинель, что с моей точки зрения  очень губительно, и вряд ли выдержит оборону Самара, если со стороны Сызрани не ударите в тыл чехословакам.


То есть - к красным на помощь из Кинеля в сторону Самары был отправлен, по всей вероятности, броневой поезд, а не импровизированный блиндированный?
Но что это был за бронепоезд и кто им командовал?

По данным чехословацких источников с сайта www.valka.cz, публикующего мемуары легионеров, речь в данном инциденте шла об обстреле двумя ротами легионеров 1-го полка большевистского поезда с подкреплением:

1-я и 9-я роты 1-го полка отразили атаку большевистского поезда, который только что прибыл из Кинеля на помощь Самарскому Совету.
После сильного обстрела чехословаками, этот поезд быстро вернулся в Кинель вместе с большевистской подмогой.


Ни слова о том, был ли это блиндированный или, тем более, броневой поезд!
Да и что со стороны чехословаков был задействован "Орлик" - про это тоже  ни слова, а без его мобильной артиллерии вряд ли можно было отбить нападение действительно броневого большевисткого поезда.

Я попытался найти сведения о составе советских войск, имевшихся после отступления из Самары на Кинельском направлении -  но там тоже ни слова о бронепоезде:

СВОДКА ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ О СИЛАХ И ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ, ДЕЙСТВУЮЩИМИ НА ЧЕХОСЛОВАЦКОМ ФРОНТЕ 13 июня 1918 г. к 18 час.

Уфа-кинельское направление. Наши отряды занимают ст. Кротовку. Противник держится пассивно.
Состав наших войск:
арьергардный подрывной отряд—78 человек,
1 Советский полк — 30 человек,
Бугурусланский отряд — около 100 человек,
Абдуллинский отряд—170 человек,
Уфимский отряд—250 человек,
Петроградский отряд—40 человек,
Казанский отряд, направлявшийся на ст. Кинель в количестве около 860 человек, по пути разбежался.
Командует нашими силами в кинельском направлении т. Блохин. По агентурным сведениям, в Кинели находится около двух эшелонов чехословаков. В Самаре, по разным сведениям, от 5 до 12 тысяч человек.



Почему моё внимание привлёк 1 Советский полк в составе 30 человек?
Да потому, что мне попалась фотография из архивов, датированная 1918 годом, где местом съёмки указано - г. Самара - эту фотографию вы можете увидеть в самом начале поста.
Подпись под ней:

Виктор Булла, Бронепоезд Красной Армии. Дата съемки: 1918 год
Эшелон 1-го Советского батальона.
Справа стоит на буфере командир Игнатьев.
Юго-Восточный фронт.



Однако и тут не всё так просто:

Юго-Восточный фронт — оперативно-стратегическое объединение РККА во время гражданской войны. Образован 30 сентября 1919 года директивой Главкома из Особой группы В. И. Шорина (Южного фронта).

Так что тут - одно из двух, или дата съёмки не 1918 год, или сделана фотография не в не г. Самара - потому как снято явно летом, край - в конце мая - начале июня, но никак не в конце сентября.
Напомню, Самара находилась под властью КОМУЧ и чехословаков с 8 июня 1918 по 11 октября того же года.


Если сложить все полученные из разных источников данные, то получается следующее:

  • в 6 утра 8 июня 1918 года Самара пала

  • в 18 часов 8 июня большевисткие отряды оставили ст. Смышляевка.
    Одновременно были обнаружены неприятельская пехота и автомобили со стороны Алексеевки, с которыми наш броневой поезд выдержал короткий бой у дер. Смышляевки.

  • в 20:30 8 июня 1918 года большевики оставили Предкинельский мост, а затем и ст. Кинель, где были уничтожены стрелка и крестовина

  • с вечера 8 июня до 11 июня станция Кинель находилась на нейтральной территории - оставленная большевиками, но еще не занятая чехословаками

  • 11 июня 1918 г. чехословаки заняли Кинель

По данным красной агентуры, в Кинеле к 13 июня находилось два эшелона легионеров.

Что же это был за большевисткий поезд, ушедший от столкновения с частями 1-й и 9-й роты 1 полка, но, тем не менее, явно убавивший у них наступательного пылу - ибо большевикам удалось уйти, разрушив всего-навсего стрелку, и тем не менее - чехословаки два с лишним дня в Кинель не вступали...

Касаемо этого поезда версий много, кто-то говорит, что большевисткий поезд - это "первый боевой поезд Ревякина", в приказе Подвойского же от 8 июня 1918 года командующему Урало-Оренбургским фронтом говорится о "боевиках Ревякина".
Вот что писал мне в своё время Павел Ермолаев:

Вечером 8 июня бронепоезд Ревякина проследовал через Кинель в сторону Самары и вступил в бой с противником на ст.Смышляевка ( восточная окраина Самары), после чего вернулся на ст.Кинель.


Никаких иных упоминаний о Ревякине, кроме как в приказе Подвойского от 8 июня, мне найти не удалось:



Это более чем странно, если речь шла о целом бронепоезде, или "боевом поезде"...

Так что у меня пока что есть только одна версия - импровизированный ппоезд, чем попало вооруженный, подобно изображенному на первом снимке поста - пока что самый первый кандидат на звание того самого "броневого поезда", выдержавшего короткую стычку с легионерами у станции Смышляевка...

Будем искать...

Tags: 1918, гипотезы, гражданская война, давайте разберемся, забытая история, загадки истории
Subscribe

Posts from This Journal “1918” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “1918” Tag