Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

"Свобода или смерть!"

Мы мирные люди,
но наш бронепоезд...
(с) М. Светлов

В преддверии очередной годовщины РККА (язык не поворачивается называть этот праздник иначе) давайте вспомним об удивительной истории бронепоезда № 4, с января по 22 июля 1918 года бывшего у красных, а затем ставшем знаменитым "Орликом" чехословацкого корпуса.
Об чехословацком периоде этого бронепоезда я уже писал, исследуя метаморфозы чехословацкого бронепоезда "Орлик", теперь пора вспомнить и о красноармейском периоде в жизни этого бронепоезда.

С января 1918 года и до 22 июля того же года этот бронепоезд носил название "Свобода или смерть!" и номер 4, а в честь своего командира, матроса-черноморца Андрея Васильевича Полупанова, был известен также под именем "Полупановцы".


Бронепоезд "Свобода или смерть" и его экипаж :

Источник фото: 500ru.ru

Даже сама история появления этого бронепоезда загадочна.
Начать хотя бы с того, что пишет автор одной книги 1982 года издания, повествующую о подвигах отряда Полупанова:

«В ночь на 26 января 1918 года отряд моряков под командованием Полупанова на станции Киев-1 с боем захватил петлюровский бронепоезд «Слава Украины» (скорее всего он назывался «Слава Украине»).
За этот бронепоезд Петлюра заплатил немцам 40 тысяч пудов хлеба и 20 вагонов сала. На паровозе имелась медная доска, говорящая о том, что сам кайзер посылает крепость на колесах для разгрома большевиков. Надпись сняли, а орудия и пулеметы повернули против врага».


Оставим этот эпический эпизод на совести его автора, и вместе с автором книги "История бронепоездов" просто предположим, откуда мог появиться в Киеве бронепоезд:

Загадочный бронепоезд, невесть откуда взявшийся под Киевом (скорее всего это был бронепоезд русской армии, находившийся на ремонте), матросы прибрали к рукам и использовали при штурме города. Вскоре ему придумали новое название — «Свобода или смерть!».

На Украине была открыта новая страница и в боевой биографии уже упоминавшегося выше мотоброневагона «Заамурец». Он участвовал в боях против гайдамаков, но вскоре был захвачен анархистами. После недолгого пребывания под черным флагом анархии, «Заамурец» вновь оказался в рядах Красной Армии.

Мотоброневагон "Заамурец" в 1920 году перед уходом в Китай:


Весной восемнадцатого года мотоброневагон вошел в состав красноармейского бронепоезда № 4 «Полупановцы», он же «Свобода или смерть».


Часть бронепоезда "Свобода или смерть", в которую на тот момент входил и мотоброневагон "Заамурец", была захвачена чехословацким легионом 22 июля 1918 года под Симбирском, на мосту через Волгу:

During the Russian Civil War the Zaamuret was first used by the Reds, and was then captured by The Czech Legion in Simbirsk on 22 July 1918. It was then a part of the Bolshevik armoured train No. 4, Polupanov. The Czechs renamed this armoured train, Orlik.

Во время гражданской войны в России "Заамурец" сначала использовался Красными, и был захвачен Чехословацким Легионом в Симбирске 22 июля 1918. В то время это была часть большевистского бронированного поезда № 4, "Полупанов". Чехи переименовали этот бронированный поезд в "Orlik".


Как видим, на чехословацком снимке на мосту не только мотоброневагон, но и бронепаровоз и пара бронеплощадок:



Попав в окружение, команда бронепоезда, сняв орудийные замки, попыталась разобрать рельсы на мосту и сбросить бронепоезд с моста в Волгу - но эта попытка удалась лишь частично или вовсе не удалась:

Белое кольцо замкнулось. Матросы в последний раз прочли надпись на борту бронепоезда: «Свобода или смерть». Несколько матросов прошли на большой волжский мост и стали развинчивать рельсы. В молчании снимали орудийные и пулеметные замки. Молча пожали друг другу руки. Открыли регулятор. Бронепоезд тронулся… Первая знаменитая площадка сорвалась и тяжело рухнула с огромного моста вниз.

Еще один источник пишет:
«17 июля оба бронепоезда, на которые очень рассчитывали в обороне города местные партийцы, оставили Мелекесс. В результате боя под Бряндино войсковые части Комуча (антисоветского «правительства» созданного в Самаре после захвата города белочехами) обошли красный заслон, сумели подорвать блиндированный поезд мелекессцев.

22 июля в 9 утра Симбирск был занят войсками белых, диверсионные группы которых подорвали железнодорожные пути на маршруте отхода бронепоезда. Полупановцы отступили к вокзалу - на Киндяковку, выслав оттуда вперед по пути следования отряд пехоты и бригаду ремонтников, чтобы держать железнодорожные пути в надлежащем состоянии. Пытались прорваться к Инзе, вслед за штабом армии, но диверсанты дело свое знали туго, путь был перебит основательно. Полупанов принял решение пустить свою бронированную «игрушку» с насыпи у моста через Волгу...»



Вот что написал об этих событиях сам Полупанов в своих мемуарах с тем же названием «Свобода или смерть», изданных в 1939 году:

«Утром 22 июля готовились снова пойти в атаку, но в это время получили известие, что части симбирского гарнизона оставляют позиции и отходят в разных направлениях, что со стороны станции Чердаклы к Волге продвигаются белочехи.
Атаку мы начали, но она быстро захлебнулась. Нам грозило окружение. Поэтому решили отойти и укрепиться между Винновской рощей и городом. Когда не стало чем стрелять, команда начала отходить к городу.
Бронепоезд стоял под прикрытием холма, в лощине. Возле первой бронеплощадки собрались бойцы. Некоторые стоят, другие присели на траву. Усталые, изможденные и суровые лица: каждый понимает, что подходит конец...
Мы заняли круговую оборону, отбивались от наседавших врагов. Рядом с нами — взорванный мост, широкая Волга... С каждым часом усиливается угроза захвата бронепоезда белыми. Совместно с Самокишем, Васильевым, Гимельштейном, Кравчуком принимаем решение: уничтожить его.
В молчании снимаем замки орудий, разбираем пулеметы. Пустеют вагоны и бронеплощадки. Обращаюсь к Захарову:
— Александр Степанович, сослужи, голубчик, последнюю службу...
Машинист крутит ус, ладонью закрывает глаза, отворачивается.
— Избавь, ради бога, от такого дела!
Тогда зову Селецкого:
— Спусти поезд в Волгу!
Парень тупо смотрит на меня, словно не понимая приказа. Затем, опомнившись, кричит:
— Есть спустить в Волгу! — и направляется к паровозу.
Состав тяжело трогается с места. Бойцы снимают бескозырки, фуражки. В последний раз читают проплывающие мимо дорогие слова: «Свобода или смерть!». Пулеметчик Вася, прихвативший в вагоне свою гармонь, со злостью бросает ее, падает на землю вниз лицом. Плечи трясутся, как в лихорадке.
— Братцы! Погибнем вместе с бронепоездом! — слышу чей-то истерический крик, а затем выстрел.
Оглядываюсь — Леонид Петров падает замертво.
— Трус! — кричу в лицо мертвому Леньке и, повернувшись к другим бойцам:
— Не сметь этого делать!
Селецкий спрыгивает с паровоза, когда состав уже входит на мост. Гудит первая уцелевшая ферма...На миг бронеплощадка повисает в воздухе, затем падает вниз. За нею с грохотом и железным скрежетом летят паровоз, вагоны...
Огромные фонтаны и мириады брызг поднимаются вверх. Расступается и вновь смыкается бурлящий водоворот, расходится широкими кругами...»


Далее история бронепоезда становится еще более загадочной - чехословаки то ли подняли затонувший, по свидетельству Полупанова, бронепоезд, то ли, скорее всего, захватили его брошенным - во всяком случае, фотографии чехословаков свидетельствуют в пользу второй версии:



Состав был отремонтирован и модернизирован - после того, как были израсходованы все 57-мм снаряды к пушкам Норденфельда, орудия "Заамурца" заменили стандартными трехдюймовками образца 1902 года.



С новой артиллерией, «Заамурец», ставший теперь именоваться «Orlik I», патрулировал Транссибирскую железнодорожную магистраль, сражался с красными партизанами на Дальнем Востоке, откуда с остатками Белой армии ушел в Китай.

"Орлик" с прицеплённым "Заамурцем" патрулирует железную дорогу

Как пишет Тимофеев В.А. в своих воспоминаниях:
В 1956 году в Евпатории умер командир легендарного бронепоезда «Свобода или смерть!» Андрей Васильевич Полупанов.
Он оставил нам волнующий рассказ о своей революционной деятельности. Эта небольшая книжечка была впервые издана в 1939 году Военно-морским издательством и затем неоднократно переиздавалась.


Источники:
Tags: 1918, гражданская война, забытая история, загадки истории, история
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Счастливая корова и начальник ст. Кинель

    Помните эпизод из фильма "Особенности национальной охоты", в котором егерь Кузьмич отправляет свою корову с одной делянки на другую в…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Пропавшая Падовка

    Среди малых рек бассейна реки Самара река Падовка интересна тем, что совершенно точно известно, где расположен её исток, а вот где находится её устье…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…

  • Граница на замке

    Чем знаменито вот это место, которое я сфотографировал много лет назад во время визита в столицу? Этот день и это место никогда не забудут мои…

  • Первый советский реактивный авиалайнер

    Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт, совершивший первый полёт 17 июня 1955 года, открыл новую эру в советской пассажирской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Счастливая корова и начальник ст. Кинель

    Помните эпизод из фильма "Особенности национальной охоты", в котором егерь Кузьмич отправляет свою корову с одной делянки на другую в…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Пропавшая Падовка

    Среди малых рек бассейна реки Самара река Падовка интересна тем, что совершенно точно известно, где расположен её исток, а вот где находится её устье…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…

  • Граница на замке

    Чем знаменито вот это место, которое я сфотографировал много лет назад во время визита в столицу? Этот день и это место никогда не забудут мои…

  • Первый советский реактивный авиалайнер

    Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт, совершивший первый полёт 17 июня 1955 года, открыл новую эру в советской пассажирской…