Пережить подобное приключение мне довелось, когда мы жили в Ереване.
Отец долго ждал получения 4-х комнатной квартиры на 9 этаже дома редкой в то время серии - сеймостойкой 14-тиэтажки, три высоченных по тем временам башни которых возвышались рядом с новеньким СпецАвтоЦентром ВАЗ на самой северо-западной окраине тогдашнего Еревана, в новом тогда еще 15-м квартале.
Фотографий этого дома у меня, увы, нет - но зато я нашел наш бывший дом на GoogleStreetView - вот он, чуть правее центра снимка, почти такой же, как и много лет назад, только изрядно с годами приукрашенный ;)):
Сейчас этот дом носит адрес 2 Mazmanian St, Yerevan 0088, Армения, а находится он вот тут:
Интернет знает всё - таким образом мне довольно легко удалось выяснить, когда точно произошло описываемое далее событие:
IV Ереванское землетрясение произошло 25 февраля 1978 года и имело силу 5-6 баллов.
В общем, была суббота, довольно раннее февральское утро (8:25) 1978 года.
Родители и братья мои по каким-то своим делам отсутствовали, а я лежал на диване и читал книжку.
Вдруг мне показалось, что какой-то великан со всей дури ударил гигантским молотом снизу то ли по дивану, на котором я лежал, то ли по перекрытию нижнего этажа.
Удар был настолько мощным, что меня аж слегка подбросило.
Буквально сразу я сообразил, что это не что иное, как землетрясение, и, не мешкая, ломанулся из комнаты в коридор.
Надо сказать, что квартира была довольно большая, все комнаты имели выход на опоясывающий дом по периметру балкон, и от угловой комнаты, в которой находился я, мне надо было миновать три комнаты, что бы добраться до выхода на лестничную клетку и к лифтам.
Что во время землетрясения нельзя пользоваться лифтами, знал в Армении каждый - а потому надо было еще и пересечь всю ширину дома, дабы добраться до лестничной клетки, выходившей торцами лестничных площадок на всё тот же балкон, и пробежать по ним 16 пролётов, миновав 16 разворотов на 180 градусов.
Всё это мгновенно промелькнуло у меня в голове, когда я пытался выйти из комнаты и пройти по коридору метров 7, отделявших меня от входной двери.
Тут надо сделать маленькое лирическое отступление, дабы рассказать о конструкции нашего сеймостойкого дома, ибо это немаловажно в контексте дальнейшего повествования.
Наш дом представлял собой железобетонный каркас, или скелет, состоявший из квадратных в сечении колонн, изготовленных из высокопрочного железобетона на предварительно напряженном арматурном каркасе.
Сечение колонн было около полуметра на полметра, пролёты между колоннами - от двух метров в центре здания до метров 4 по его периметру.
На эти колонны были "навешены" железобетонные стеновые блоки, помещавшиеся в промежутках между колонн и крепившихся сварными арматурными прутами к колоннам.
На них же опирались и монолитные межэтажные перекрытия.
Таким образом, дом не представлял собой монолитную конструкцию, а был выполнен в виде трёхмерной несущей железобетонной сетки, ячеи которой закрывались подвижными навесными панелями.
К тому моменту, как я добрался от дивана к выходу из комнаты, дом начал от удара стихии раскачиваться.
Вам когда-либо доводилось передвигаться по трюмным коридорам теплохода, движущегося по штормовому водохранилищу в сильную качку?
Ну так вот - впечатления были примерно похожими, разве что визуально было заметно, что полуметровые колонны из сверхпрочного железобетона гнутся, стены заметно изменяют геометрию, походя на параллелограммы, и всё это сопровождает жуткий низкий скрежет изгибающегося железобетона...
Впрочем, длилось это не очень долго - секунд 7 - 10, наверное, за которые здание успело совершить, как мне показалось, 3 или 4 затухающих колебания туда-сюда, на нашей высоте (напомню - 9 этаж, примерно метров 25) размахом примерно в метр - полтора.
Впрочем, у страха глаза велики, но то, что вестибулярный аппарат колебания явственно ощущал, а после довольно долго еще раскачивалась, как бешеная, люстра - это факт ;).
Пока качало дом, я успел добраться только до входной двери.
Как только я до нее добрался - колебания успокоились, и я попытался рассуждать здраво и логично, насколько это вообще было возможно в подобной ситуации ;))
Мне было известно, что при землетрясении зачастую бывает несколько толчков (и даже несколько десятков или сотен), но максимальной амплитуды достигает, как правило, только первый - все остальные (так называемые афтершоки) обычно менее мощные.
Первый толчок прошел, дом поскрипел и стоит, трещин не видно, шума падающих конструкций - тоже.
Смысл тогда бежать вниз 16 лестничных маршей, да еще и зимой? ;))
В общем, пораскинув мозгами, решил не одеваться и на улицу не идти - сходил только, глянул с балкона, как там окрестности и народ - и то, и другое было как обычно ;)
В принципе, я и по собственным впечатлениям мог сразу предположить, что сила землетрясения - балла 4, максимум - 5, и страху на меня нагнала высота и гибкость конструкции нашего антисейсмического дома.
Позднее моя знакомая девчонка с 14 этажа нашего же дома рассказывала, каково ей было на 14 этаже - но мы были молодые, глупые, и только поржали над этим её приключением.
Дом достойно выдержал испытания, хотя конструктивно должен был выдержать и до 8 баллов, насколько я в курсе ;)
Он и до сих пор, как видите, стоит в компании еще трёх таких же (еще один был достроен уже после описываемых событий).
Хорош он был и видами, которые открывались взорам тех, кто умудрялся пробраться сквозь решетки на его крышу - виды были и правда шикарные.
С одной стороны, на горизонте вставали Большой и Малый Арараты - символы Армении (находящиеся на территории Турции, к слову ;)).
С другой стороны на горизонте маячил потухший четырёхглавый стратовулкан Арагац - впрочем, его-то и с нашего балкона было видно...
Фотография советских времён из поста calendulae Ереван в 1978 году - примерно так же выглядел Арарат и с крыши нашей 14-этажки, на которую мы, пацаны, иногда тайком забирались, просочившись между прутьями решетки:
3. Ереван. Фото А.Богданова
крупнее
Более мощных землетрясений мне повезло избежать - и главным везением в серии удач моей жизни я полагаю то, что 7 декабря 1988 года в Ленинакане меня не было...