Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Как не остаться голодным на острове Голодный

Что такое туризм?
Это побольше взять, подальше унести и там съесть.

(с) Туристская поговорка

Много лет назад, в середине 80-х, когда мы с друзьями купили по байдарке, образовалась у нас традиция ездить отдыхать на остров Голодный, что неподалёку от впадения в Волгу реки Сок, через довольно широкий волжский рукав от Большой Царевщины.

Почему остров прозвали Голодным - бог весть, скорее всего, за то, что, как и многие другие волжские острова, возник он сначала в виде голой песчаной отмели, и только спустя много лет появились на нём заросли ивняка (которыми тоже, вообще-то, сыт не будешь ;)).
Впрочем, одна из причин, по которым этот остров мог быть так назван, будет освещена мною ниже ;))

В середине 1980-х в глубине острова, особенно на его южном конце, росли могучие осокори, а выше по течению, с южной стороны, остров покрывал невысокий, заливаемый по весне половодьем, ивняк.
Самая же южная оконечность острова представляла собой мелководье с далеко уходящей вверх по течению песчаной косой.


Остров Голодный с г. Верблюд, 12.06.2005 г.

На острове в те времена было довольно много отдыхающих, приплывавших к нему на распространенном в те времена личном транспорте - алюминиевых лодках (в основном самарских "Прогрессах" и казанских "Казанках") с подвесными моторами "Вихрь" (тоже выпускавшимся тогда в Куйбышеве).
Были это или рыбаки, или отдыхающие - и предпочитали они для организации стоянок среднюю или нижнюю части острова, где росли деревья и в жару была какая-никакая тень.

Мы же на своих байдарках любили останавливаться на самой крайней юго-западной, но еще покрытой низкорослым ивняком, части острова, поближе к прокалённой солнцем и промытой прозрачной и чистой волжской водой, длинной песчаной косе.

Пески этой части острова были особенными - из-за довольно сильного навала течения песок тут был идеально чист и крупнозернист, и, прокалённый солнцем до такого состояния, что днём по нему невозможно было ходить босиком, прохладными вечерами при каждом шаге издавал красивый музыкальный скрип ;)

Вот за этот скрип, практически полное безлюдье этой части острова (при достаточной плотности рыбаков и отдыхающих в средней и нижней его части), а также за тёплую и идеально чистую воду на косе, мы и любили этот остров и эту косу, и с 1987 по 89 год проводили на нём практически каждые выходные, начиная с мая по сентябрь.




Надо сказать, что турист 1980-х не был похож на современного - никакого высокотехнологичного снаряжения, обычные брезентовые палатки весом килограммов под 8, байдарки с брезентовой декой весом в 36 кг, обычные брезентовые рюкзаки системы Абалакова, пенопленовые складные коврики и стёганые спальные мешки на ватине ;).

Соответственно, вместе с комплектом запасной одежды (никакого флиса, полара и гортекса - брезент, шерсть, ватин ;)), едой на двое-трое суток, примусом "Шмель" с запасом бензина и спасательными жилетами на круг выходило килограммов под 60, а то и больше.
Если ехали мы с братом, то выходило еще ничего - 36 кг байдарка и 24-26 кг рюкзак и палатка, два места - тащить можно, кто устал - можно поменять 36 кг на 24 и отдохнуть ;))

Добирались до острова так - из дома тащили свои два тюка за спинами до остановки "полтинника" (автобус № 50) - примерно с полкилометра, затем заталкивались в автобус и ехали до Красной Глинки, где выгружались, пёрли еще примерно с полкилометра тюки до волжского берега, собирали там байдарку, грузили в неё поклажу - и на веслах отправлялись вверх по течению до острова - по воде выходило около 7 километров против течения.

На эти 7 км обычно уходило час - полтора, в зависимости от волны, ветра, умелости матроса или наличия пассажира (-ки) ;)) - вполне хватало времени засветло догрести до острова в пятницу вечером, если заранее собрать барахлишко и не мешкать, вернувшись с работы.

Туда же подтягивались и наши друзья на своих байдарках - поскольку "чиста мобил" тогда не было, да и обычных телефонов -тоже, то просто оговаривалось место и время встречи - впрочем, место все, побывавшие хоть раз, и так знали.

Обратно возвращались вечером в воскресенье - по течению до лодочной станции на Красной Глинке можно было догрести примерно за полчаса - минут за сорок, потом примерно час уходил на сушку (или хотя бы подвяливание) байдарки и её упаковку.

Дальше начиналось самое интересное - потяжелевшую от влаги байдарку надо было затащить в горку, на автобусную остановку, затолкать, конкурируя с усталыми и злыми дачниками, поклажу в автобус - и "полтинник" домчит почти до дома, всего-то останется протащить на обгоревших на солнце плечах свои тюки еще какие-то полкилометра до дома ;))


Особый шарм придавал довольно часто неработающий в доме лифт - но кого это тогда пугало? ;))

36 кило на плечи - и по лестнице на девятый этаж, это всего-то каких-то 16 лестничных маршей ;))

В один из выездов на Голодный я и познакомился на Верблюде, куда мы с братом погребли с раскалённого уже с утра острова охладиться в прохладных штольнях, со своей будущей женой, на Голодный же стал возить потом на байдарке и дочь, начиная лет с неполных двух.

Ездили втроём - жена тащила дочку, я - всё остальное, предварительно упаковав в байдарочный тюк и еду, и бензин с примусом, и спальные мешки ;))

Тючок получался килограммов под 50 с гаком (при моих "боевых" 64 кг ;)), и самая хитрость была закинуть его в переполненный обычно автобус - впрочем, народ от летящего тюка понятливо шарахался в стороны ;))

Одевать такой мешок - тоже совсем не простая задача, с непривычки и в одиночку вовсе не у всякого получится - но у нас был опыт и определенная, наработанная опытом, техника ;)).

Тюк ставился к какой-либо опоре - прислонялся к стенке или столбу, я садился на корточки возле него, прислонялся спиной к тюку и одевал на плечи лямки.

Затем одной рукой, используя вторую как противовес (а если было за что зацепиться - и как рычаг ;)), наклонялся вперёд и наваливал тюк на себя (иногда жена помогала) - и, когда центр тяжести системы я+тюк оказывался, наконец, между ступнями, а тюк - на спине, просто вставал, не забыв прихватить палатку - её я носил в руках отдельно ;))
Делов-то - встать из глубокого приседа с собственным весом за плечами ;))

По нынешним меркам - измывательство над собой и мазохизм чистой воды, но в то время всё это воспринималось совершенно просто и естественно, зато ребенок плавал с родителями на байдарке и не в телевизоре или мониторе, а воочию видел красоты родного края ;))

Когда в 97 году купили машину - выбираться стало малость попроще ;))
Разве что в упакованном виде байдарка в ВАЗовском багажнике не помещалась, и пришлось научиться её распаковывать и упаковывать чуть не на время ;))

Ради чего это всё, спросите?
Да за ради видов великолепных и возможности побольше взять, подальше унести и там съесть ;))

Как-то раз верность этой туристской поговорки решил проверить Виталя Мечик - он не смог поехать на остров с нами пятничным вечером, потому как у него оказались какие-то важные дела в субботу - но божился, что обязательно, как только с ними разделается, приплывёт на своей байдарке на наше обычное место.

Мы всю субботу прождали Виталю, а его всё не было. Поужинав, мы уже забрались в палатку спать, когда примерно в половине двенадцатого были разбужены громкими Виталиными воплями - он весь день мотался по делам, не успел даже пообедать, освободился довольно поздно, и что б хотя бы доехать на "полтиннике" до Красной Глинки, отказался и от ужина, боясь не успеть на последний автобус - и после семикилометровой гребли по темноте был чрезвычайно голоден, и потому орал, как верблюд, загнанный в холодный водопад ;))

Ну что ж - раз уж поспать все равно не удалось, а у Витали из съестных припасов была только ложка ;)), пришлось вставать и пытаться сварить страдальцу чего-нибудь поесть.

Решено было по-быстрому сварить гречку с тушенкой - готовили мы тогда на примусе "Шмель", и буквально через пару минут котелок с будущей кашей уже стоял на весело жужжащем примусе, а вокруг неё приплясывал от нетерпения голодный Виталя.

Котелок тогда у меня был один на все случаи жизни - у него было полукруглое днище, более подходящее для готовки на костре, поскольку на примусе он стоял не очень устойчиво - но времена были суровые, совецкие, и другого котелка тогда у меня не было, а потому справлялся с этим.

Долго ли, коротко ли - но вот каша уже сварилась, и понадобилось слить лишнюю воду, с количеством которой мы промахнулись по причине темноты и заспанности.

Вода была слита, горячий котелок водружен обратно на примус, а я отправился пошуровать в рюкзаке, что б найти банку тушенки - и тут раздался нечеловеческий вопль - это Виталя в огромном прыжке попытался поймать падающий с примуса на песок котелок.
Видимо, во время сливания лишней воды через щель между котелком и крышкой каша прилипла к одной из сторон котелка, что и стало причиной опрокидывания и без того неустойчивого полукруглого котелка.

Почти вся каша оказалась на песке - но это не огорчило Виталю, который, прорычав, что еще 20 минут он не выдержит, но голодным на Голодном острове не останется, схватил свою ложку и начал поедать гречку прямо с песка, к тому же нахваливая мои кулинарные способности ;))
Вот так - черпая аккуратно, что б не нагрести песка, гречку из кучки, а тушенку - прямо из банки, Виталя и доел практически всю кашу, оставив на песке Голодного лишь нанослой гречки толщиной в одно зернышко ;))

Ну а теперь - слайды! (с) бородатый анекдот

Вот вид на гору Верблюд во время одного из наших семейных вояжей на остров в июне 1998 года - вода еще высоко стояла, возле острова в воде торчит принесённое половодьем дерево ;)



А вот вид немного выше по течению - видно Ширяевский овраг и Ширяево - в те времена мне ничего не стоило, взяв пассажира, в одно лицо догрести до него против течения ради удовольствия купить деревенского молочка у местных ;).
Снято было в 2000-м



С появлением авто и плавать до острова стало проще - доезжал до турбаз в районе Царевщины, договаривался с персоналом, оставлял машину возле будки охраны - и тащить байдарку было не очень далеко, и плыть всего через протоку, а не против течения 7 км ;))

Теперь, читая иногда некоторых родителей, которые, желая примкнуть к какой-либо околотуристической направленности активности, беззастенчиво трясут организаторов на предмет доставки их тушек к месту проведения мероприятия, я немного недоумеваю ;))

Кто хочет - ищет пути, кто не хочет - оправдания ;))

Tags: СССР, байки, география живьём, случай из жизни, туризм
Subscribe

Posts from This Journal “байки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “байки” Tag