Думаю, не ошибусь, если предположу, что словосочетание детская железная дорога вызывает у всех совершенно различные ассоциации.
Для кого-то это - игрушечная железная дорога с заводным или электрическим (на батарейках) локомотивом, которую было так интересно собирать в детстве на полу, гоняя с друзьями паровозики по кругу.
Кто-то из самарцев, возможно, сразу вспомнит о детском аттракционе "Паровозик" в парке им. Щорса - о нём я уже писал как-то в байке про то, как я паровоз голыми руками останавливал ;))
Однако в СССР в своё время существовали почти настоящие железные дороги, по которым ходили настоящие (хоть и узкоколейные) паровозы и тепловозы - а детскими они именовались потому, что не только катали детишек, но и приобщали их к миру железнодорожного транспорта, позволяя мальчишкам и девчонкам поработать настоящими проводниками, контролёрами, билетёрами, и даже обходчиками путей, стрелочниками и помощниками машинистов.
Конечно, это дозволялось детишкам постарше, примерно среднего и старшего пионерского возраста - а обычные шкеты-дошколята, одного из которых в возрасте примерно лет 6 вы и видите на заглавном фото поста рядом с паровозом Фт-4-028 тогда еще не открытой железной дороги, могли поглядеть на работу старших товарищей, прокатившись пассажирами.
Насколько я могу судить по собственным воспоминаниям и исследованиям сайта, посвященного детским железным дорогам, эта детская железная дорога была открыта в городе Ленинакане в 1969 году - хотя построена она была несколькими годами ранее, а задумывалась так вообще в 1936 году.
Дорога длиной 2,7 км проходила по краю Черкесского ущелья, у стен Красного форта. Вокзал одной из
В своём распоряжении дорога имела танк-паровоз послевоенной финской постройки
Паровоз Фт4-028 ведёт поезд Ленинаканской ДЖД.
Фото В. Мельникова, 1980 год.
Мои детские воспоминания о ленинаканской железной дороге начинаются с здания вокзала, построенного из красного вулканического туфа, которое к моменту нашего приезда в Ленинакан где-то в 1968-м еще достраивалось на искусственно созданной террасе, шедшей по краю ущелья «Черкези дзор», на дне которого протекал ручей, впадавший в реку Ахурян, а чуть выше и северней от вокзала находилась бывшая Александропольская крепость (ошибочно названная выше Красным фортом), в которой тогда служил мой отец.
Фотографию здания бывшего уже к тому времени вокзала мне удалось найти на сайте Детские железные дороги:
Здание вокзала почти не пострадало при землетрясении.
Фото Всеволода Путника. Март 2005 года.
В моих же воспоминаниях станция выглядела примерно так же, как фото ниже, сделанном до декабрьского землетрясения 1988 года - на этом перроне отец и сфотографировал меня :рядом с паровозом лет за 20 до того, как была сделана эта фотография
Станция ДЖД до землетрясения.
Фото В. Миронова, 1988 год
В настоящее время от этой железной дороги, частично разрушенной во время землетрясения и так и не восстановленной, практически ничего не осталось - разве что грунтовка, проходящая по террасе на склоне оврага, вырубленной для железнодорожных путей...
Когда-то здесь проходил путь ДЖД.
Фото Всеволода Путника. Март 2005 года.
Часть бывшего пути ленинаканской детской железной дороги еще просматривается на космических снимках - разве что я не нашел места. где располагалась вторая конечая станция - память не сохранила её расположения. а спутниковый снимок ничем помочь не смог.
Вероятно, она была где-то на месте сегодняшнего форелевого хозяйста, расположенного под "Северным фортом" Александропольской крепости (в нём. к слову, и располагался круглый форт из красного камня, в отличие от практически такого же по форме. но сложенного из черного камня Южного форта):
В конце 60-х - середине 70-х в Северном (Красном) форте располагался какой-то военный склад, и вся его территория была обнесена по стенам колючеё проволокой и охранялась часовыми.
Насколько я понимаю, дорога проработала до декабря 1988, после землетрясения же долгое время было не до неё, а потом и СССР рапался...
В 1990 году, ставший ненужным, паровоз был вывезен энтузиастами в Переславский железнодорожный музей, где его отреставрировали и привели в рабочее состояние. В настоящее время он используется в составе экскурсионных поездов.
В таком виде паровоз был доставлен в музей.
Фото из коллекции Н.А. Ермолаева, 1990 год.
В 2005 году на месте бывших путей еще находились остатки вагонов подвижного состава
Остальному подвижному составу повезло меньше.
Фото Всеволода Путника. Март 2005 года.
- но, судя по историческим снимкам Google Earth, уже к октябрю 2009 года и они пропали...
В бывшем же здании вокзала ленинаканской детской железной дороги ныне помещается гостиница Voske Blur...
Вот такая вот незавидная судьба оказалась у этой замечательной дороги из моего детства...
Источник:
Сайт Детские железные дороги