Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Ленинаканская детская железная дорога

Длинные выходные начала этого года не прошли даром - я наконец-то смог тщательно покопаться в семейном фотоархиве, и нашёл-таки одну фотографию для иллюстрации давным-давно задуманного мной поста о ленинаканской детской железной дороге:

IMG_4008.JPG


Думаю, не ошибусь, если предположу, что словосочетание детская железная дорога вызывает у всех совершенно различные ассоциации.
Для кого-то это - игрушечная железная дорога с заводным или электрическим (на батарейках) локомотивом, которую было так интересно собирать в детстве на полу, гоняя с друзьями паровозики по кругу.

Кто-то из самарцев, возможно, сразу вспомнит о детском аттракционе "Паровозик" в парке им. Щорса - о нём я уже писал как-то в байке про то, как я паровоз голыми руками останавливал ;))

Однако в СССР в своё время существовали почти настоящие железные дороги, по которым ходили настоящие (хоть и узкоколейные) паровозы и тепловозы - а детскими они именовались потому, что не только катали детишек, но и приобщали их к миру железнодорожного транспорта, позволяя мальчишкам и девчонкам поработать настоящими проводниками, контролёрами, билетёрами, и даже обходчиками путей, стрелочниками и помощниками машинистов.

Конечно, это дозволялось детишкам постарше, примерно среднего и старшего пионерского возраста - а обычные шкеты-дошколята, одного из которых в возрасте примерно лет 6 вы и видите на заглавном фото поста рядом с паровозом Фт-4-028 тогда еще не открытой железной дороги, могли поглядеть на работу старших товарищей, прокатившись пассажирами.

Насколько я могу судить по собственным воспоминаниям и исследованиям сайта, посвященного детским железным дорогам, эта детская железная дорога была открыта в городе Ленинакане в 1969 году - хотя построена она была несколькими годами ранее, а задумывалась так вообще в 1936 году.

Дорога длиной 2,7 км проходила по краю Черкесского ущелья, у стен Красного форта. Вокзал одной из станций – основательное здание с башенкой в традиционном стиле армянской архитектуры. Рядом с ним, прижавшись одной стеной к горному склону, разместилось локомотивное депо.

В своём распоряжении дорога имела танк-паровоз послевоенной финской постройки Фт4-028, четыре пассажирских вагона PAFAWAG и тепловоз ТУ2.



Паровоз Фт4-028 ведёт поезд Ленинаканской ДЖД.
Фото В. Мельникова, 1980 год.


Мои детские воспоминания о ленинаканской железной дороге начинаются с здания вокзала, построенного из красного вулканического туфа, которое к моменту нашего приезда в Ленинакан где-то в 1968-м еще достраивалось на искусственно созданной террасе, шедшей по краю ущелья «Черкези дзор», на дне которого протекал ручей, впадавший в реку Ахурян, а чуть выше и северней от вокзала находилась бывшая Александропольская крепость (ошибочно названная выше Красным фортом), в которой тогда служил мой отец.

Фотографию здания бывшего уже к тому времени вокзала мне удалось найти на сайте Детские железные дороги:


Здание вокзала почти не пострадало при землетрясении.
Фото Всеволода Путника. Март 2005 года.


В моих же воспоминаниях станция выглядела примерно так же, как фото ниже, сделанном до декабрьского землетрясения 1988 года - на этом перроне отец и сфотографировал меня :рядом с паровозом лет за 20 до того, как была сделана эта фотография


Станция ДЖД до землетрясения.
Фото В. Миронова, 1988 год


В настоящее время от этой железной дороги, частично разрушенной во время землетрясения и так и не восстановленной, практически ничего не осталось - разве что грунтовка, проходящая по террасе на склоне оврага, вырубленной для железнодорожных путей...




Когда-то здесь проходил путь ДЖД.
Фото Всеволода Путника. Март 2005 года.

Часть бывшего пути ленинаканской детской железной дороги еще просматривается на космических снимках - разве что я не нашел места. где располагалась вторая конечая станция - память не сохранила её расположения. а спутниковый снимок ничем помочь не смог.

Вероятно, она была где-то на месте сегодняшнего форелевого хозяйста, расположенного под "Северным фортом" Александропольской крепости (в нём. к слову, и располагался круглый форт из  красного камня, в отличие от практически такого же по форме. но сложенного из черного камня Южного форта):



В конце 60-х - середине 70-х в Северном (Красном) форте располагался какой-то военный склад, и вся его территория была обнесена по стенам колючеё проволокой и охранялась часовыми.

Насколько я понимаю, дорога проработала до декабря 1988, после землетрясения же долгое время было не до неё, а потом и СССР рапался...

В 1990 году, ставший ненужным, паровоз был вывезен энтузиастами в Переславский железнодорожный музей, где его отреставрировали и привели в рабочее состояние. В настоящее время он используется в составе экскурсионных поездов.



В таком виде паровоз был доставлен в музей.
Фото из коллекции Н.А. Ермолаева, 1990 год.


В 2005 году на месте бывших путей еще находились остатки вагонов подвижного состава



Остальному подвижному составу повезло меньше.
Фото Всеволода Путника. Март 2005 года.

- но, судя по историческим снимкам Google Earth, уже к октябрю 2009 года и они пропали...



В бывшем же здании вокзала ленинаканской детской железной дороги ныне помещается гостиница Voske Blur...



Вот такая вот незавидная судьба оказалась у этой замечательной дороги из моего детства...


Источник:
Сайт Детские железные дороги
Tags: Ленинакан, СССР, заброшенные объекты, забытая история, история, как это было, сделано в СССР, случай из жизни, техника
Subscribe

Posts from This Journal “Ленинакан” Tag

  • Голова обвязана, Кровь на рукаве...

    Голова обвязана, Кровь на рукаве, След кровавый стелется По сырой траве... (с) Песня о Щорсе, 1935 Сегодняшняя байка из моего армянского…

  • Американская "жевачка" в СССР глазами очевидца

    Как известно, до середины 1970-х жвачка (или, как тогда произносили дети, главные её потребители - "жевачка") в СССР считалась…

  • 30 лет назад страшное землетрясение разрушило Ленинакан и Спитак

    Ровно 30 лет назад, 7 декабря 1988 года на северо-западе Армении произошло землетрясение, которое за 30 секунд стерло c лица земли города Спитак и…

  • А белый лебедь на пруду...

    А белый лебедь на пруду Качает павшую звезду, На том пруду... (с) Лесоповал Сегодня в своей традиционной рубрике байки я хочу поведать…

  • Мой первый автомобиль

    Моим первым в жизни автомобилем был "Москвич", и с ним связана забавная история. Было это, судя по моей физиономии, где-то в середине…

  • Посланец АДА

    Жизнь в приграничном городке Ленинакан во времена СССР была не скучной - про пролёт пары натовских истребителей-нарушителей, который мне довелось…

  • Два "Фантома"

    Увидеть достаточно близко американские истребители мне доводилось дважды. Крайний раз это был Northrop F-5 Freedom Fighter в музее Жертв Войны в…

  • Забытые игрушки из детства - хол

    Навеяло постом френда icumsa про Поколение PREVIOUS - нахлынула ностальгия, и вдруг вспомнилась весьма популярная во времена оно забава…

  • Ленинакан

    До 1975 года я жил в городе, тогда носившем имя Ленинакан, а ныне - Гюмри. Город сильно пострадал от знаменитого Спитакского землетрясения 1988…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

Posts from This Journal “Ленинакан” Tag

  • Голова обвязана, Кровь на рукаве...

    Голова обвязана, Кровь на рукаве, След кровавый стелется По сырой траве... (с) Песня о Щорсе, 1935 Сегодняшняя байка из моего армянского…

  • Американская "жевачка" в СССР глазами очевидца

    Как известно, до середины 1970-х жвачка (или, как тогда произносили дети, главные её потребители - "жевачка") в СССР считалась…

  • 30 лет назад страшное землетрясение разрушило Ленинакан и Спитак

    Ровно 30 лет назад, 7 декабря 1988 года на северо-западе Армении произошло землетрясение, которое за 30 секунд стерло c лица земли города Спитак и…

  • А белый лебедь на пруду...

    А белый лебедь на пруду Качает павшую звезду, На том пруду... (с) Лесоповал Сегодня в своей традиционной рубрике байки я хочу поведать…

  • Мой первый автомобиль

    Моим первым в жизни автомобилем был "Москвич", и с ним связана забавная история. Было это, судя по моей физиономии, где-то в середине…

  • Посланец АДА

    Жизнь в приграничном городке Ленинакан во времена СССР была не скучной - про пролёт пары натовских истребителей-нарушителей, который мне довелось…

  • Два "Фантома"

    Увидеть достаточно близко американские истребители мне доводилось дважды. Крайний раз это был Northrop F-5 Freedom Fighter в музее Жертв Войны в…

  • Забытые игрушки из детства - хол

    Навеяло постом френда icumsa про Поколение PREVIOUS - нахлынула ностальгия, и вдруг вспомнилась весьма популярная во времена оно забава…

  • Ленинакан

    До 1975 года я жил в городе, тогда носившем имя Ленинакан, а ныне - Гюмри. Город сильно пострадал от знаменитого Спитакского землетрясения 1988…