Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Ст. Кинель в начале XX века

Мои читатели наверняка обратили внимание, что при поисках нивелирной марки Корпуса Военных Топографов упоминалось "водоёмное здание ст. Кинель", сиречь - водонапорная башня.
Две таких башни до сих пор стоят на станционной территории, но, по моему убеждению, ни одно из них не является тем водоёмным зданием, которое упоминается в качестве носителя нивелирной марки.

Настало время пояснить, почему я в этом так уверен.

Дело в том, что еще при поиске материалов по заброшенной железнодорожной ветке Смышляевка-Кинель я обнаружил множество разных проектных документов и фотографий, относящихся к строительству Самаро-Златоустовской железной дороги, часть из которых относилась и к ст. Кинель - их я и хочу представить вам сегодня.

Вокзал ст. Кинель в конце XIX века выглядел вот так:

Есть еще один снимок с того же самого ракурса:



Как я уже говорил в одном из предыдущих постов, современное здание вокзала ст. Кинель было позднее достроено с двух концов пристройками, значительно удлинившими первоначальное здание - но центральная его часть, построенная в  1880-х, сохранилась практически без изменений, чему свидетельство - фотография, сделанная мной в прошедшее воскресенье.

Вокзал ст. Кинель 02.12.2018 г.


Посмотрим теперь, что еще сохранилось на станции, помимо здания вокзала.
Первым делом, конечно - про водоёмное здание станции, проект которого представлен на рисунке ниже:

Проект Водоемного здания ст. Кинель (справа)


По воспоминаниям моего друга Алексея, он еще застал в детстве башни такого типа:

Про водонапорные башни. Была старая еще. На картинке обвел. Фотографий не нашел даже похожих. Не в виде цилиндра, а 2 объединенных цилиндра, "стянутых" этаким кирпичным пояском.
Я лазил лет в 10 возле нее, конечно, не помню, был ли вмурованы какие нибудь метки




Как видим, до настоящего времени это водоёмное здание не сохранилось, а на его месте теперь лишь пустырь...

Теперь немного об истории станции.

8 сентября 1888 г. в присутствии министра Путей Сообщения, генерал-адъютанта К.П. Посьета движение от станции Кинель до станции Уфа, протяженностью в 452 версты было открыто.

Вместе со строительством дороги росла и развивалась станция Кинель.
К 1888 г. ей был присвоен II класс, она стала узловой, работающей на направлениях Кинель – Самара, Кинель – Похвистнево, Кинель – Бузулук.

В соответствии с требованиями к крупным сортировочным станциям, они должны были иметь самые большие паровозные и вагонные депо, в связи с чем в 1887 г. начальник работ по сооружению Самаро-Уфимской дороги К.Я. Михайловский заключил договор с подрядчиком о строительстве паровозного здания на станции Кинель.

В депо были построены три канавы и шесть стойл для паровозов, что обошлось казне в 34 410 рублей. Оно, как и было указано в договоре, вступило в строй 10 июля 1888 года.

Проект депо станции Кинель


Депо Кинель было оборотным для паровозов Бузулукского, Похвистневского и Самарского резерва.
Это было маленькое, плохо оснащенное предприятие, с кузнечным цехом и мастерской.
Всё оборудование состояло из двух слесарных верстаков, токарного станка с ручным приводом и ручного сверлильного станка.

Чертеж зданий мастерских на станции Кинель:


Все работы выполнялись вручную, и поэтому труд работников депо был неимоверно тяжелым.

Станция Кинель. 1911 г.


Как видим, станция Кинель даже в канун Первой Мировой войны была достаточно крупной, со множеством станционных путей - теперь же она стала в разы больше, а от её первоначальных построек с минимальными изменениями осталось только здание пассажирского вокзала.

Выяснить, где располагалась в начале XX века товарная платформа, мне пока не удалось.
Непонятно также, что осталось и от первоначальных зданий депо и станционных мастерских - при случае постараюсь побеседовать со старожилами-железнодорожниками.

Товарная платформа станции Кинель. 1911 г.


Источник:
статья Становление Кинельского железнодорожного узла (1877–1917 гг.) на сайте РГА в Самаре
Tags: Кинель, Самаро-Златоустовская железная дорога, забытая история, история
Subscribe

Posts from This Journal “Самаро-Златоустовская железная дорога” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Posts from This Journal “Самаро-Златоустовская железная дорога” Tag