Мои читатели наверняка обратили внимание, что при поисках нивелирной марки Корпуса Военных Топографов упоминалось "водоёмное здание ст. Кинель", сиречь - водонапорная башня.
Две таких башни до сих пор стоят на станционной территории, но, по моему убеждению, ни одно из них не является тем водоёмным зданием, которое упоминается в качестве носителя нивелирной марки.
Настало время пояснить, почему я в этом так уверен.
Дело в том, что еще при поиске материалов по заброшенной железнодорожной ветке Смышляевка-Кинель я обнаружил множество разных проектных документов и фотографий, относящихся к строительству Самаро-Златоустовской железной дороги, часть из которых относилась и к ст. Кинель - их я и хочу представить вам сегодня.
Вокзал ст. Кинель в конце XIX века выглядел вот так:
Есть еще один снимок с того же самого ракурса:
Как я уже говорил в одном из предыдущих постов, современное здание вокзала ст. Кинель было позднее достроено с двух концов пристройками, значительно удлинившими первоначальное здание - но центральная его часть, построенная в 1880-х, сохранилась практически без изменений, чему свидетельство - фотография, сделанная мной в прошедшее воскресенье.
Вокзал ст. Кинель 02.12.2018 г.
Посмотрим теперь, что еще сохранилось на станции, помимо здания вокзала.
Первым делом, конечно - про водоёмное здание станции, проект которого представлен на рисунке ниже:
Проект Водоемного здания ст. Кинель (справа)
По воспоминаниям моего друга Алексея, он еще застал в детстве башни такого типа:
Про водонапорные башни. Была старая еще. На картинке обвел. Фотографий не нашел даже похожих. Не в виде цилиндра, а 2 объединенных цилиндра, "стянутых" этаким кирпичным пояском.
Я лазил лет в 10 возле нее, конечно, не помню, был ли вмурованы какие нибудь метки
Как видим, до настоящего времени это водоёмное здание не сохранилось, а на его месте теперь лишь пустырь...
Теперь немного об истории станции.
8 сентября 1888 г. в присутствии министра Путей Сообщения, генерал-адъютанта К.П. Посьета движение от станции Кинель до станции Уфа, протяженностью в 452 версты было открыто.
Вместе со строительством дороги росла и развивалась станция Кинель.
К 1888 г. ей был присвоен II класс, она стала узловой, работающей на направлениях Кинель – Самара, Кинель – Похвистнево, Кинель – Бузулук.
В соответствии с требованиями к крупным сортировочным станциям, они должны были иметь самые большие паровозные и вагонные депо, в связи с чем в 1887 г. начальник работ по сооружению Самаро-Уфимской дороги К.Я. Михайловский заключил договор с подрядчиком о строительстве паровозного здания на станции Кинель.
В депо были построены три канавы и шесть стойл для паровозов, что обошлось казне в 34 410 рублей. Оно, как и было указано в договоре, вступило в строй 10 июля 1888 года.
Проект депо станции Кинель
Депо Кинель было оборотным для паровозов Бузулукского, Похвистневского и Самарского резерва.
Это было маленькое, плохо оснащенное предприятие, с кузнечным цехом и мастерской.
Всё оборудование состояло из двух слесарных верстаков, токарного станка с ручным приводом и ручного сверлильного станка.
Чертеж зданий мастерских на станции Кинель:
Все работы выполнялись вручную, и поэтому труд работников депо был неимоверно тяжелым.
Станция Кинель. 1911 г.
Как видим, станция Кинель даже в канун Первой Мировой войны была достаточно крупной, со множеством станционных путей - теперь же она стала в разы больше, а от её первоначальных построек с минимальными изменениями осталось только здание пассажирского вокзала.
Выяснить, где располагалась в начале XX века товарная платформа, мне пока не удалось.
Непонятно также, что осталось и от первоначальных зданий депо и станционных мастерских - при случае постараюсь побеседовать со старожилами-железнодорожниками.
Товарная платформа станции Кинель. 1911 г.
статья Становление Кинельского железнодорожного узла (1877–1917 гг.) на сайте РГА в Самаре