Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Железнодорожная магистраль С.-Петербург - Кинель

Казалось бы - где Санкт Петербург, а где - Кинель, и звучит этот проект почти как незабвенное Остаповское "НКПС построит железнодорожную магистраль Москва — Васюки" ;)

Однако, как оказалось, были в истории России времена, когда проект именно под таковым названием рассматривался на полном серьёзе.
Эту чрезвычайно интересную тему подкинул мне френд leonovvaleri, прислав скан выпуска газеты «Волжское слово» за 1908 год:






Конечно же, упустить столь "жирную" тему я позволить себе не могу, и посему для начала постараемся выяснить, что из предложенного в 1908 году всё же было реализовано в той или иной степени, а что и, главное - почему, так и осталось в виде прожектов.

Для начала взглянем на карту Самаро-Златоустовской железной дороги по состоянию на 1900 год;



Участок Инза — Симбирск был передан Самаро-Златоустовской дороге в 1898 году.

Ветку от левобережья напротив Симбирска (Волго-Бугульминская железная дорога от ст. Верхняя Часовня до ст. Чишмы) построили к 1916 году - она есть на схеме железных дорог от 1918 года:


Основные линии дороги построены в 1911—1916 годах:

  • Часовня — Мелекесс (1911 год)

  • Мелекесс — Чишмы (1914 год)

  • Симбирск — Верхняя Часовня с мостовым переходом через Волгу (октябрь 1916 года)


Таким образом, к началу мировой войны к обоим берегам Волги в районе Симбирска подходила железнодорожная ветка - с правого берега - Самаро-Златоустовской дороги от Инзы, с левого - Волго-Бугульминской от Чишмы до Часовни.

Императорский мост через Волгу у Симбирска был построен в 1913—1916 годах :



Через него и пошла ветка от Инзы к Симбирску, оттуда через мост - на Мелекесс-Нурлат-Бугульму, и уже дальше на ст. Чишмы Волго-Бугульминская дорога соединялась с Самаро-Златоустовской.

По этой ветке чехословаки ехали на восток в 1918-м, у Симбирска, кстати, они 22 июля 1918 захватили у красных мотоброневагон "Заамурец" и бронепоезд ВР-3, получившие общее название "Полупановцы" - и ставшие у чехословаков одним из "Орликов" (не тем, что Самару брал).




А вот ветка Симбирск-Кинель так и осталась в прожектах - и причины этого, по всей вероятности, лежали в начавшейся войне, потребовавшей мобилизации всех усилий на перевозку в первую очередь интендантских грузов с востока на запад.

Не помогло началу строительства по этому проекту даже то, что первоначально проектировавшиеся ветки Рыбинск-Н.Новгород, Н.Новгород-Симбирск и Симбирск-Кинель лежали на направлении важнейших потоков интендантских грузов. А вот участок Петроград-Рыбинск был вовсе не задействован, и, возможно, это и решило судьбу всего проекта:



Видимо, в условиях недостатка ресурсов оказалось более выгодным использовать обводные дороги и речной путь сообщений - хотя он по очевидным причинам был доступен исключительно в навигацию.



Что касается каких-либо зримых следов существования этого проекта (не считая Императорского моста через Волгу у Симбирска), буде он прорабатывался несколько глубже, чем просто перечень пунктов, через которые хотелось провести дорогу - будем искать...

Tags: Кинель, Российская Империя, загадки истории, история
Subscribe

Posts from This Journal “загадки истории” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Posts from This Journal “загадки истории” Tag