Когда в 2004 году я после долгого перерыва снова увлёкся велосипедом, как и перед многими самарцами, севшими на велосипед, передо мной встал вопрос - где кататься.
Как вы понимаете, ввиду моего прошлого велосипедного и походного опыта вариант нарезать круги по парку отпадал совершенно - этот этап развития я даже первоклашкой перешагнул ;))
Зимой мы с братом или ездили в пос. Власть Труда, где нарезали по снежникам, накатанным рыбаками на внедорожниках, или отправлялись ЗаВолгу прямо по льду.
Ну а с наступлением тёпла и открытием на Волге навигации наставала пора покатушек ЗаВолгой - это понятие отлично раскрыто френдом 63r.
Среди всех видов плавсредств. осуществлявших в те времена переправу на правый берег Волги и обратно, наибольшей популярностью, ИМХО, заслуженно пользовался МДК.
Для тех, кто не в теме, поясню - примерно с середины 90-х на автомобильной паромной переправе Ульяновский спуск (известный также как ДНО) - с. Рождествено регулярно работал Малый Десантный Корабль (МДК), принадлежавший ЦСК ВВС:
При этом МДК оставался настоящим военным кораблём проекта 106, способным перевозить два средних танка:
Малый десантный корабль проекта 106 разработки ЦПКБ-2 ММФ СССР создавался на основе немецкой морской самоходной баржи MFP грузоподъёмностью 200 тонн с открытым трюмом и откидным мостом-сходней в носовой части. Главным конструктором проекта был К. З. Кушнир, главным наблюдающим — капитан 2 ранга С. М. Петров.
Головной корабль этого типа был построен на судоремонтном заводе ММФ в Туапсе и сдан ВМФ в 1958 году.
Серия этих кораблей, составляющая 20 единиц, строилась на нескольких заводах в различных городах страны до 1965 года.
Впоследствии на основе проекта 106 был создан его улучшенный вариант — проект 106К. Большая серия (46 единиц) этих танко-десантных кораблей строилась на ряде заводов страны вплоть до 1970 года.
Этот труженик в форме, как и положено военному кораблю, имел бортовой номер (759), ходил под Андреевским флагом и с экипажем из кадровых военных моряков, брал на борт несколько легковушек и даже грузовиков, а велосипедистам нравился тем, что брал их всегда, в любом практически количестве, и приглашал на посадку в первую очередь - потому как велосипеды удобно помещались на бортах МДК, прислоненные к леерам, а сами велосипедисты при этом размещались на боковых проходах палубы рядом со своими "конями":
Высаживались, правда, велосипедисты в последнюю очередь, после разгрузки автомобильной палубы - но, в виду того, что десантный корабль - малый, выгружались автомобили обычно довольно шустро.
Поскольку погрузка велосипедов на борт с автомобильной палубы в одиночку - дело практически безнадёжное, то даже из совершенно незнакомых до того момента велосипедистов всегда самоорганизовывалась погрузочная бригада, поднимавшая "железных коней" на высоту борта, принимавшая их наверху, передававшая далее по цепочке и аккуратно расставлявшая велики вдоль лееров.
Надо ли говорить, что такая взаимопомощь - лучший повод для знакомства, и я, наверное, не ошибусь, если предположу, что множество самарских велосипедистов познакомилось и стало ездить вместе именно благодаря МДК.
Во время 20-минутного пути через Волгу всегда найдётся тема для разговора с новым попутчиком - и можно было просто приехать к отправлению со Дна МДК, что бы в процессе переправы на другой берег найти себе попутчиков на маршрут практически любой сложности и протяженности.
Впрочем, те, кто просто хотел покататься, но не знал, с кем и куда поехать на этот раз, всегда мог примкнуть к любой группе велосипедистов, ожидающих МДК - в самое горячее время МДК ходил вообще без расписания, по факту прибытия и погрузки - впрочем, интервал примерно в 50 минут делал вполне оправданным прибытие "наобум".
Еще одним очевидным плюсом "военного", как иногда его называли, было то, что он начинал работать еще во время половодья - ведь десантному кораблю не нужна подготовленная пристань, достаточно затопленного половодьем асфальтового съезда ;)
Иногда, когда пешего народу в разгар сезона было много, а велосипедистов, наоброт - не очень, экипаж МДК не имел ничего против того, что б велосипедисты сидели прямо на бортах "десантного", держась за леера - надо сказать, что в таком случае переправа сама по себе доставляла удовольствие - вид на Волгу, ветер в харю, волны, брызги - а я шпарю... ;))
Романтика!
Самым слабым местом МДК была въездная аппарель - частенько механизм её подъёма барахлил, и это иногда становилось причиной непредвиденных задержек - в таком случае приходилось искать иные способы переправы.
Зато при исправной матчасти расположиться на борту с видом через аппарель было весьма почётно - вид на город отсюда открывался просто великолепный:
Году где-то в 2008-09 появились у МДК конкуренты - паромы "Бурлак-1" и "Первый", и некоторое время с борта одного из них еще можно было увидать идущий навстречу МДК:
Ездил я и на "Первом", и на "Бурлаке" - но лично мне МДК больше всего импонировал тем, что практически не было случая, что бы на него нельзя было сесть велосипедисту - будь это на Дне в первой половине дня субботы или во время последнего рейса из Рождествено в воскресенье, когда автомобилисты, рискующие застрять на правом берегу на неделю, штурмом брали автопаромы, бодая машины друг друга, а дачники с корзинами наперевес ломились на Омики друг другу по головам.
Эта уверенность давала свободу - а именно это всегда привлекало меня в велосипеде.
Году в 11-м или 12-м - точно не скажу, вскоре после катастрофы "Булгарии" власти всерьёз озаботились "безопасностью" переправ, и начали требовать лицензии у перевозчиков и всячески кошмарить их постоянными проверками.
У ЦСК ВВС, как я понимаю, таковой не оказалось, и МДК с переправы пропал.
Велосипедисты массой ломанулись на ОМики ...
... но тут возопили дачники, кто-то из них настрочил кляузу, и велосипедистов на ОМики пускать вовсе перестали решением руководства СРПП.
Велосипедисты помыкались туда-сюда - и кто нашёл свою нишу на появившихся примерно тогда же "Ингриях", кто-то стал ездить с Октябрьского спуска на идущем более часа "Окском-35"...
... некоторые стали пользоваться частными речными "такси"...
... а многие просто перестали ездить ЗаВолгу.
В общем, как-то всё вроде бы устаканилось, кто хочет - тот таки продолжает ездить ЗаВолгу, но вот того, тёплого и лампового, периода в истории самарского велосипедизма, случайно или нет совпавшего с эксплуатацией на переправе МДК-759, уже не вернуть...
Я б не побоялся назвать именно тот период - первое десятилетие XXI века - "золотым веком десятилетием" самарского велосипедизма.