Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

МДК как символ "золотой эпохи" самарского велосипедизма

Когда в 2004 году я после долгого перерыва снова увлёкся велосипедом, как и перед многими самарцами, севшими на велосипед, передо мной встал вопрос - где кататься.
Как вы понимаете, ввиду моего прошлого велосипедного и походного опыта вариант нарезать круги по парку отпадал совершенно - этот этап развития я даже первоклашкой перешагнул ;))

Зимой мы с братом или ездили в пос. Власть Труда, где нарезали по снежникам, накатанным рыбаками на внедорожниках, или отправлялись ЗаВолгу прямо по льду.

Ну а с наступлением тёпла и открытием на Волге навигации наставала пора покатушек ЗаВолгой - это понятие отлично раскрыто френдом 63r.

Среди всех видов плавсредств. осуществлявших в те времена переправу на правый берег Волги и обратно, наибольшей популярностью, ИМХО, заслуженно пользовался МДК.

Для тех, кто не в теме, поясню - примерно с середины 90-х на автомобильной паромной переправе Ульяновский спуск (известный также как ДНО) - с. Рождествено регулярно работал Малый Десантный Корабль (МДК), принадлежавший ЦСК ВВС:




При этом МДК оставался настоящим военным кораблём проекта 106, способным перевозить два средних танка:


Малый десантный корабль проекта 106 разработки ЦПКБ-2 ММФ СССР создавался на основе немецкой морской самоходной баржи MFP грузоподъёмностью 200 тонн с открытым трюмом и откидным мостом-сходней в носовой части. Главным конструктором проекта был К. З. Кушнир, главным наблюдающим — капитан 2 ранга С. М. Петров.


Головной корабль этого типа был построен на судоремонтном заводе ММФ в Туапсе и сдан ВМФ в 1958 году.
Серия этих кораблей, составляющая 20 единиц, строилась на нескольких заводах в различных городах страны до 1965 года.
Впоследствии на основе проекта 106 был создан его улучшенный вариант — проект 106К. Большая серия (46 единиц) этих танко-десантных кораблей строилась на ряде заводов страны вплоть до 1970 года.

Этот труженик в форме, как и положено военному кораблю, имел бортовой номер (759), ходил под Андреевским флагом и с экипажем из кадровых военных моряков, брал на борт несколько легковушек и даже грузовиков, а велосипедистам нравился тем, что брал их всегда, в любом практически количестве, и приглашал на посадку в первую очередь - потому как велосипеды удобно помещались на бортах МДК, прислоненные к леерам, а сами велосипедисты при этом размещались на боковых проходах палубы рядом со своими "конями":




Высаживались, правда, велосипедисты в последнюю очередь, после разгрузки автомобильной палубы - но, в виду того, что десантный корабль - малый, выгружались автомобили обычно довольно шустро.

Поскольку погрузка велосипедов на борт с автомобильной палубы в одиночку - дело практически безнадёжное, то даже из совершенно незнакомых до того момента велосипедистов всегда самоорганизовывалась погрузочная бригада, поднимавшая "железных коней" на высоту борта, принимавшая их наверху, передававшая далее по цепочке и аккуратно расставлявшая велики вдоль лееров.
Надо ли говорить, что такая взаимопомощь - лучший повод для знакомства, и я, наверное, не ошибусь, если предположу, что множество самарских велосипедистов познакомилось и стало ездить вместе именно благодаря МДК.



Во время 20-минутного пути через Волгу всегда найдётся тема для разговора с новым попутчиком - и можно было просто приехать к отправлению со Дна МДК, что бы в процессе переправы на другой берег найти себе попутчиков на маршрут практически любой сложности и протяженности.



Впрочем, те, кто просто хотел покататься, но не знал, с кем и куда поехать на этот раз, всегда мог примкнуть к любой группе велосипедистов, ожидающих МДК - в самое горячее время МДК ходил вообще без расписания, по факту прибытия и погрузки - впрочем, интервал примерно в 50 минут делал вполне оправданным прибытие "наобум".



Еще одним очевидным плюсом "военного", как иногда его называли, было то, что он начинал работать еще во время половодья - ведь десантному кораблю не нужна подготовленная пристань, достаточно затопленного половодьем асфальтового съезда ;)



Иногда, когда пешего народу в разгар сезона было много, а велосипедистов, наоброт - не очень, экипаж МДК не имел ничего против того, что б велосипедисты сидели прямо на бортах "десантного", держась за леера - надо сказать, что в таком случае переправа сама по себе доставляла удовольствие - вид на Волгу, ветер в харю, волны, брызги - а я шпарю... ;))



Романтика!



Самым слабым местом МДК была въездная аппарель - частенько механизм её подъёма барахлил, и это иногда становилось причиной непредвиденных задержек - в таком случае приходилось искать иные способы переправы.

Зато при исправной матчасти расположиться на борту с видом через аппарель было весьма почётно - вид на город отсюда открывался просто великолепный:



Году где-то в 2008-09 появились у МДК конкуренты - паромы "Бурлак-1" и "Первый", и некоторое время с борта одного из них еще можно было увидать идущий навстречу МДК:



Ездил я и на "Первом", и на "Бурлаке" - но лично мне МДК больше всего импонировал тем, что практически не было случая, что бы на него нельзя было сесть велосипедисту - будь это на Дне в первой половине дня субботы или во время последнего рейса из Рождествено в воскресенье, когда автомобилисты, рискующие застрять на правом берегу на неделю, штурмом брали автопаромы, бодая машины друг друга, а дачники с корзинами наперевес ломились на Омики друг другу по головам.


Эта уверенность давала свободу - а именно это всегда привлекало меня в велосипеде.



Году в 11-м или 12-м - точно не скажу, вскоре после катастрофы "Булгарии" власти всерьёз озаботились "безопасностью" переправ, и начали требовать лицензии у перевозчиков и всячески кошмарить их постоянными проверками.

У ЦСК ВВС, как я понимаю, таковой не оказалось, и МДК с переправы пропал.

Велосипедисты массой ломанулись на ОМики ...



... но тут возопили дачники, кто-то из них настрочил кляузу, и велосипедистов на ОМики пускать вовсе перестали решением руководства СРПП.

Велосипедисты помыкались туда-сюда - и кто нашёл свою нишу на появившихся примерно тогда же "Ингриях", кто-то стал ездить с Октябрьского спуска на идущем более часа "Окском-35"...



... некоторые стали пользоваться частными речными "такси"...



... а многие просто перестали ездить ЗаВолгу.

В общем, как-то всё вроде бы устаканилось, кто хочет - тот таки продолжает ездить ЗаВолгу,  но вот того, тёплого и лампового, периода в истории самарского велосипедизма, случайно или нет совпавшего с эксплуатацией на переправе МДК-759, уже не вернуть...
Я б не побоялся назвать именно тот период -  первое десятилетие XXI века - "золотым веком десятилетием" самарского велосипедизма.

Tags: Самара, велосипед, как это было, разное
Subscribe

Posts from This Journal “велосипед” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

Posts from This Journal “велосипед” Tag