Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Как я конструировал велорюкзак

Я буду долго гнать велосипед...

(с) А.Барыкин


В последнее время стало модно расписывать жизнь в СССР - кто-то ищет там сплошной позитив, кто-то - напротив, видит один негатив.

На самом деле жизнь в СССР была как зебра - были как плюсы относительно нынешней действительности, так и жирные минусы.

Я не преследую цели давать оценки тем или иным сторонам советского образа жизни - тут у каждого своя шкала ценностей - а просто расскажу о некоторых нюансах, испытанных на собственной шкуре, и как мы тогда из этих нюансов выпутывались.

Возвращаясь к теме, заданной в заголовке, скажу так - самодеятельных туристов во времена СССР, особенно позднего, было много, а вот хорошего и высокотехнологичного снаряжения для занятия туризмом - было, наоборот, чрезвычайно мало или такового не было вовсе.
Не вырабатывала таких вещей советская лёгкая промышленность - и всё тут.

Есть вот в ассортименте "рюкзак туристический" - и будьте любезны, не выпендривайтесь и наслаждайтесь.



Потому, если у кого и было что-то из снаряжения современного, высокотехнологичного, удобного и отвечающего веяниям времени - то это был либо импорт (в исчезающе малом меньшинстве - ибо где его взять в большинстве своём "невыездным" туристам с оборонных заводов и НИИ?), либо "самопал".

Вот за "самопал" мы и поговорим сегодня ;)

"Настоящий" самодеятельный турист-походник в СССР должен был уметь многое.
Как минимум - уметь шить.
Шить рюкзаки, штормовки, анораки, штаны-самосбросы, беседки, обвязки, спасательные жилеты, кепки, панамы, куртки, и т.д., и т.п.
Шили из старых парашютов, капрона, авизента, ткани "500" и "1000", палаточной ткани или вообще любой другой, которую удавалось "достать".

За основу обычно брались либо увиденные где-то образцы изделий западной "фирмЫ", специализирующейся на выпуске спортивного и туристического инвентаря, одежды и оборудования, либо те же изделия (что чаще), увиденные на фотографиях в каких-либо передаваемых из рук в руки каталогах, проспектах или журналах.
Были и умельцы, конструирующие свои собственные идеальные рюкзаки, штаны или палатки - к таким умельцам зачастую записывались в очередь те. у кого или руки не из того места росли, или были "лишние" деньги, но не было времени.

После того, как я купил после окончания института велосипед "Турист" и скатался на нём в несколько ПВД и небольшой поход по Крыму, передо мной в полный рост встал вопрос, в чём перевозить свой нехитрый велотуристский скарб - поначалу я пользовался тем, что имелось в наличии - сиречь, промышленно выпускавшимся тогда в СССР брезентовым рюкзаком системы Виталия Абалакова, изобретённым этим выдающимся советским альпинистом еще в 1930-х, и брезентовой же 4-местной палаткой весом килограммов под 8:




Этот рюкзак вполне устраивал меня в лыжных пробегах километров на 20-25:



... и даже в длительных пеших забросках по Саянским горам в походах водных (я с моим верным "абалаковым" - слева):



Однако, как вы понимаете, для велосипедного туризма, которым я тогда увлёкся, это снаряжение подходило крайне мало - палатка была чертовки тяжелой и громоздкой, а от рюкзака сильно уставала спина, да и и устойчивость системы "я и велосипед" резко снижалась ввиду высоко расположенного центра тяжести и большой парусности "абалакова".

Потому перед вторым нашим велопоходом в Крым, куда мы с братом собрались в августе 1988 года, я всерьёз задумался о велорюкзаке.

О велорюкзаках из прочтённой книжки о самодеятельном велотуризме, которую я одолжил у кого-то из знакомых, я тогда знал только то, что назывался он "штаны", и, подобно штанам, "сажался верхом" на велобагажник.
Остальные познания ограничивались впечатлениями от увиденных издалека "штанах" на багажниках группы каких-то велоиностранцев во время первой поездки по Крыму.

Остальное я решил додумать сам - выучился же я на авиастроителя, что ж, какого-то паршивого четвырнадцать лет велорюкзака не смогу сконструировать, что ли? ;))

Сказано - сделано, и для начала я начал формулировать свои требования к велорюкзаку для велопоходов по Крыму ;)

1. Поскольку дорога до Крыма дальняя, а способ ее преодоления был уже опробован на практике - велосипеды перевозились со снятыми колёсами на третьих полках плацкартного вагона, куда они отлично помещались поперёк в количестве двух штук на плацкартный отсек, то рюкзак должен был трансформироваться так, что бы его было удобно переносить, неся в руках разобранный велосипед - с тем. что бы попасть в вагон со всем своим багажом быстро и за один проход - иначе проводница успевала опомниться и пыталась "не пущать" :))). В нашем же случае к моменту её появления велики уже лежали на третьей полке, а мы уже распаковывали рюкзаки, доставая неизменную советскую варёную курицу ;))

Единственное разумное решение, которое напрашивалось в данном случае - мой велорюкзак должен был, как самый обычный рюкзак, надеваться на плечи и помещаться за спиной, имея при этом габариты, не мешающие проходить, неся в руках велосипед со снятыми и примотанными сбоку рамы колёсами, по коридорам и тамбурам вагона.

При этом мне хотелось бы, что бы оная трансформация производилась в обе стороны (транспортное и походное) за минимально разумное время, и, по возможности, не требовала полностью разгружать рюкзак.

Опять таки - лямки для переноски на спине должны были быть удобными, не натирающими плечи, и в рабочем положении не болтающимися где попало.

2. Исходя из того, что часть объема поклажи в процессе движения будет расходоваться (все продукты предполагалось везти с собой - СССР же, в первом попавшемся магазине что надо не купишь), да и использовать его я планировал в разных по требованиям к объему снаряжения походах - рюкзак должен был иметь регулируемый объём. Эта задача решалась и вовсе просто - по примеру "абалаковского"  рюкзака можно было снабдить его боковой шнуровкой.

3. Поскольку велопоход подразумевает, в частности, возможность попасть под ливень - как минимум верхняя часть рюкзака должна была быть непромокаемой.

4. Мой опыт походов показал, что рюкзак должен иметь несколько приличного размера карманов с быстрым доступом к ним - для всякой постоянно или внезапно необходимой мелочи - ремнабора, например, или карт/компаса.

5. В наиболее быстродоступном с седла месте должен был быть большой карман для фотокамеры. Я решил, что это будет большущий карман на крышке рюкзака.

6. Рюкзак должен хорошо держать форму, воспринимать нагрузки от веса поклажи и передавать их на багажник и части рамы велосипеда, иметь надёжные и в то же время быстросъёмные и быстрозастёгивающиеся крепления, надёжно фиксирующие его к раме и багажнику велосипеда и не допускающие его болтанки и смещения.

7. Габариты и форма рюкзака должны, во-первых, вмещать стандартный набор моего снаряжения ("пенку" для сна, палатку, спальник, примус, запас бензина и воды в 2л канистрах, еду на несколько дней, смену одежды лёгкой и утеплённой, фотокамеру и КЛМН (кружку-ложку-миску-нож), котелок.

8. Опыт первого велопохода по Крыму показал, что велорюкзак обязательно должен иметь тубус, позволяющий кратковременно существенно увеличить объём рюкзака без потери его прочих качеств - для транспортировки до места ночёвки фруктов (в том числе арбузов), и прочих ништяков, кои по дороге попадаются ;))

9. Крышка рюкзака должна быть на молнии, открывающейся в обе стороны двумя замками - это быстро, прочно, достаточно герметично и эстетично.

10. На внутренней поверхности крышки-клапана рюкзака должен быть карман для документов, внутри рюкзака - потайной карман на молнии для самого ценного.


Вам не показалось, что в этом списке как минимум несколько взаимоисключающих требований? ;))
И тем не менее, я умудрился все их вместить в мою конструкцию, которая медленно созревала у меня в голове ;))

Начал я с макета, сооруженного из ватмана в натуральную величину - это позволило подобрать размеры и углы всех компонентов, подогнав их прямо по раме и багажнику.
На макете же было размечено и положение силовых элементов, которые предполагалось изготовить из капроновой ленты, нашитой на ткань рюкзака в местах соприкосновения оной с элементами багажника и рамы.

За минимальную ширину нижней части рюкзака была принята ширина складной "пенки" для сна - её же в количестве 2 штук я планировал использовать как элемент жесткости.
Соответственно, минимальная высота "штанов" рюкзака также определялась высотой этого коврика из "пенки".
В самый низ рюкзака, после того, как поверх пары ковриков из "пенки" ложился сложенный буквой П спальник, должно было помещаться по паре стандартных банок тушёнки ;))

Макет был склеен, и на нём же опытным путём была выбрана точка подвеса плечевых ремней в ЦТ системы.
После корректировки размеров макета путём натурных испытаний на наличие свободных зазоров между элементами рюкзака и моими пятками и задницей при посадке/слезании с велосипеда и во время движения, а также примерной прикидке, как будет висеть на спине рюкзак в транспортном положении, макет был разрезан по швам, и на основе его элементов была сделана выкройка (разумеется, с добавлением припусков на швы ;))

Вот вам для наглядности рисунок того, как я себе видел и как затем реализовал в брезенте идеальный по моим тогдашним представлениям велорюкзак:



В качестве основного материала для пошива моего супервелорюкзака был взят брезентовый тубус от байдарки, в котором в стоке должны были переноситься все алюминиевые её части - но, поскольку байдарку я таскал практически всегда в одно лицо, то упаковывал её целиком (и еще кучу барахла в придачу) в стоковый рюкзак для байдарочной шкуры - а тубус был пожертвован на велорюкзак ;))

Этого брезента хватило ровно на сами "штаны" - а карманы и крышку-клапан я выкроил из синей, похожей на тонкий брезент, ткани, которую удалось найти в магазине "Ткани".
На тубус пошла зеленая подкладочная ткань из отреза, выданного отцу то ли на китель, то ли на шинель, "молнии", кольца для замков и капроновые ремни нашлись в магазине "1000 мелочей", а пеноплен для накладок под плечевые ремни я и вовсе нашел где-то на помойке ;))

Далее в дело вступила мамина ножная швейная машинка подольского завода, которая неплохо справилась с брезентом ;))
Ведь советский турист, как говаривал Кот Матроскин - Я еще и вышивать могу, и на машинке тоже... (с)

Получившийся рюкзак выглядел вот так (слайд из велопохода по Южному Уралу 1990 г.) - видно, что стандартного объёма с застегнутой "молнией" на крышке мне не хватило, и для увеличения объема был использован тубус:



Верхняя крышка-клапан была сшита из тройного слоя синей тряпки, между которыми для непромокаемости был вшит кусок полиэтилена, узлы крепления плечевых ремней и ремней-ручек были пришиты внутри накладных боковых карманов и усилены кусками толстого брезента, ремни-стяжки для крепления крышки при заполненном и стянутом вверху шнуром тубусе также были вшиты внутрь задних накладных карманов.

В результате все транспортировочные ремни и лямки в походном положении прятались в карманах и совершенно не мешались.
В транспортном положении обе "штанины" рюкзака состёгивались между собой молнией, и получившийся немного трапециевидный рюкзак мог переноситься как за плечами, оставляя свободными обе руки, так и как большая сумка за две прочные ручки из капроновых строп, которые доставались из боковых карманов.

В походном положении с заполненным на четверть "ништяками" тубусом рюкзак крепился капроновыми стропами с пряжками в 4 точках к нижним перьям рамы и в одной точке - к подседельной трубе,  и выглядел вот так:

Данная конструкция была испытана во время нашего с братом крымского велопохода вдоль всего ЮБК и показала себя отлично, выявленные мелкие недочёты были учтены по приезду в конструкции второго рюкзака такой же конструкции - разве что крышку у него мы сделали не плоской, как у первой модели, а перевёрнутым "корытцем" для облегчения закрывания и увеличения объёма барахла под крышкой ;).
Внутренняя часть "штанов" в точке соприкосновения с гайкой крепления заднего колеса усилили накладкой из кожи, которую мы отрезали от голенищ старых отцовских яловых офицерских сапог - и на этом я посчитал, что конструкция достигла идеала ;))

К третьему нашему крымскому вояжу пара рюкзаков моей конструкции и изготовления позволила нам с братом увезти с комфортом не только всё самое необходимое, но и пару масок с трубками, пару ласт и 20-кратный бинокль БПЦ 20х60 с его штатным футляром-чемоданом ;))


Рюкзак верой и правдой отслужил мне несколько лет - вот он в походе на Южный Урал в 1990 году, когда мы пытались проехать по узкоколейке Катав-Ивановский завод - Верхнеаршинский рудник:



Потом родилась дочь, рюкзак долго использовал мой братец, потом он подарил его кому-то, и следы моей суперконструкции затерялись в веках ;)



P.S.

Сорри за качество иллюстраций - всё никак не соберусь нормально отсканировать слайды, а с экрана проектора - вот так ;))

Tags: СССР, байки, велосипед, очумелые ручки, туризм
Subscribe

Posts from This Journal “очумелые ручки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Posts from This Journal “очумелые ручки” Tag