Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Линия Карбышева - 2

В минувшие выходные выезжал на местность для рекогносцировки.
В первую очередь, исследовал тот участок укреплений на схеме, который проходил непосредственно по территории нынешнего Кинеля:



Поскольку совершенно очевидно, что та часть линии укреплений, что шла в городской черте, вряд ли сохранилась, решил проверить участок заливных лугов, прилегающих непосредственно к р. Самара, и вот что обнаружилось - поперек поймы, как раз примерно в том месте, где на карте проходит линия укреплений, идёт вал, имеющий явно искусственное происхождение:



Вал невысокий, но вполне явно читаемый на местности:



Что интересно, все иные складки местности, обнаруживаемые в пойме, идут или вдоль русла реки, или имеют вид заилившихся стариц - и лишь в одном месте поперек русла проходит невысокий вал - и как раз в том месте на карте, где и должны быть сооружения укрепрайона.

Интересное совпадение....
Или не совпадение?

С одной стороны, Самарский укрепрайон строился в спешке, в условиях органиченных ресурсов, и вряд ли мог представлять собой непрерывную цепь укреплений - скорее всего, он предполагался состоящим из ряда опорных пунктов - об этом и свидетельствуют источники:

Линейные укрепленные районы представляли собой ряд позиций, расположенных последовательно по всей глубине обороны. Примером такого укрепления являлся Самарский укрепленный район. Он состоял из 3—4 позиций, из которых первая была расположена впереди Кинеля, а последующие — по линии Ставрополь — Сызрань.

Фортификационные сооружения в укрепленных районах в основном применялись полевого типа.

Многие построенные укрепленные районы сыграли большую роль в операциях гражданской войны. Так, Самарский укрепленный район обеспечил задержку весной 1919 г. продвижения Колчака к Волге и подготовку контрудара наших войск


Соответственно, и искомые укрепления, скорее всего, были рядом опорных пунктов полевого типа, и найденный вал, в принципе, вполне годился на эту роль, прикрывая правый фланг кинельской позиции.
Учитывая тот факт, что ударная сила колчаковцев состояла из казачьих частей (казаки Толстова, Белова, Дутова), укрепления, способные противостоять обходу конницей с фланга, были бы весьма кстати - и тут мог пригодиться вал с колючей проволокой поверху.
Конечно, это только предположение, потому как основная часть укреплений должна была иметь иной характер, отличный от старинных валов

Самару непосоедственно прикрывала  самарская линия, располагавшаяся, как и видно на карте, на территории современной Самары:

Карбышев получает задание укрепить северо-восточные подступы к Самаре. Укрепления должны были проходить в 5-7 верстах от центра города. Ныне в районе этого рубежа и находится улица, носящая имя Карбышева.


О характере возводимых укреплений можно прочесть в художественной литературе - вот что говорит герой  романа С. Голубова Карбышев в романе "Крепости не сдаются":


Линейные укрепления в маневренные условиях гражданской войны — чепуха. Укрепленная линия вовсе не должна быть сплошной китайской стеной рубежей. Совершенно достаточно, если она прикрывает лишь те точки и направления, которые облегчают маневрирование. Комбинация из нескольких опорных пунктов, включая тыловые, — это узел сопротивления...

Что, в общем, и требовалось доказать - "линия Карбышева" - не сплошное линейное укрепление, а цепь укрепленных позиций, напоминающие найденные нами у Тургеневки окопы.
Tags: 1919, Д.М. Карбышев, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования, линия Карбышева
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment