Так завершилась в наших краях 4-месячная власть Комитета членов Учредительного Собрания (КОМУЧ), принесённая в Самару в начале июня 1918 года на штыках чехословацкого легиона.
По моим предположениям, две из как минимум нескольких позиций арьергарда отступавшей Народной Армии - Вольского полка - расположены в окрестностях пос. Студенцы - о них я уже рассказывал пару лет назад, однако в эти выходные решил посетить их еще раз, дабы показать вам, как они выглядят в начале октября, спустя ровно столетие после того, как были построены...
Столетие назад не было сосновой рощи, что в правой части кадра - но лес по отрогам оврага Каменный Дол, на левом склоне которого были отрыты позиции для артиллерии и пулемётов вольцев, наверняка уже существовал - возможно, он и тогда прикрывал правый фланг позиций вольцев:

Вот этот же лесок и траншеи вольских позиций со спутника:
П.П. Петров пишет: «После оставления Симбирска, с прибытием в Самару 1-го чешского полка, начальник чешской дивизии генерал Чечек, обеспокоенный несогласиями своих частей с русскими в районе Бугульминской дороги и расстроенный вообще положением, выехал в район Бугульмы, передав временно командование дивизией и фронтом полковнику Швецу.
В Самару он уже не вернулся, а встретил отходящие части уже в Кинеле.
Полковник Швец горячо принимал к сердцу все, что делалось на фронте, и всю свою энергию вкладывал, чтобы возродить моральную силу чехов. Многое ему удавалось, но изменить положение он не мог».
Самара была оставлена Народной Армией под давлением наступавших на Самару красных частей 8-го октября,
чехословацкие легионеры и остатки Народной Армии отошли сначала на ст. Смышляевка, а затем и на ст. Кинель.
В 15 ч 5 октября полковник Швец отдал приказ, согласно которому в командование всеми русскими частями Самарско-Сызранского района надлежало вступить полковнику Махину.
Для обороны ст. Кинель Махин заново сформировал сильный арьергард под общим руководством командира 8-го Вольского стр. полка штабс-капитана Василенко, которому утром 9 октября отдалследующий приказ:
«Вам, с приданными частями:
1) Брыковский партизанский отряд,
2) Липовская рота,
3) остатки Николаевского отряда,
4) эскадрон корнета Фортунатова,
5) бронированный поезд,
– надлежит прикрывать отход частей колонны войск, следующих на Бузулук по железной дороге, поддерживая самое тесное соприкосновение с противником и оказывая ему упорное сопротивление. При благоприятных условиях имейте в виду возможность дать противнику отпор с вводом резервов и в случае успеха возможность перехода в наступление частями колонны.
Левее Вас по большой дороге следуют три сотни уральских казаков и сотня оренбуржцев, правее –19 Оренбургский казачий полк. Необходимо бороться с привычкой людей сидеть в вагонах.
Надлежит на остановках выставлять сторожевое охранение, захватывая возможно более широкий фронт. Имейте в виду всю важность выигрыша времени для успокоения войск и сосредоточения резервов у Бузулука. Штаб мой находится на ст. Тростянка. Держите со штабом беспрерывную связь, обязательно обрезая провода в сторону противника.
Необходимо основательно разрушить ж. д. путь, взрывая водосливные здания или причиняя им трудно поправимую порчу.Обязательно разрушайте телеграфные линии».
Предполагаю, что именно в период с 5 по 8 октября и были отрыты эти окопы.
Овраг - справа, линия окопов располагается чуть ниже гребня склона оврага:

Брустверы направлены вправо - в сторону оврага, в направлении на Самару:

Оборонительная линия состоит из ряда орудийных и пулемётных окопов, соединённых зигзагообразной траншеей хода сообщения:

По-видимому, назначение позиции - прикрыть ст. Кинель от попыток флангового обхода - из окопов просматривается противоположный, пологий склон оврага:

Примерно посередине позиции находятся остатки блиндажа - впрочем, материалы. из которых он построен, намекают на его новодельное происхождение:

Несмотря на прошедшие сто лет, окопы местами сохранились весьма неплохо:

Одна из артпозиций:

Впереди, перед сплошной линией траншей, находятся одиночные стрелковые ячейки наблюдателей боевого охранения:

Зигзаги хода сообщения не позволяют простреливать всю позицию в случае занятия противником её части:

Вид из траншеи - простреливается весь противоположный склон:

На одном из мысов оврага расположена одиночная стрелковая позиция, с которой просматривается пос. Усть-Кинельский - скорее всего, она для боевого охранения:

В таком окопчике могло поместиться несколько стрелков:

Ниже по оврагу - остатки нескольких стрелковых ячеек:

Вот так бы выглядел бруствер позиции для наступающих через овраг красноармейцев:

Конечно, если бы тем удалось преодолеть вот это отлично простреливаемое из окопов поле с той стороны оврага, да еще и пробежать под кинжальным огнём несколько десятков метров, отделяющих окопы на боевом гребне от перегиба склона оврага, спасающего от пуль:

Еще одна ячейка боевого охранения:

Как и в предыдущие дни, Махина особо беспокоил его левый фланг – долина р. Самары, переправившись через которую, противник легко мог перерезать железную дорогу на Бузулук.
Для освещения этого района был направлен Илекский (уральский) каз. дивизион есаула Кокарева, которому были временно подчинены одна сотня из 20-го Оренбургского каз. полка и Брыковский партизанский отряд.
Перед Кокаревым была поставлена задача постоянно поддерживать связь как со штабом группы, так и с арьергардом, и ни в коем случае не допустить выхода красных в тыл арьергарда.
Для предотвращения возможности флангового обхода показанной выше артиллерийской позиции, еще выше по склону оврага, возле отметки высоты 142.4, на боевом гребне надпойменной террасы. обращенной к станции Кинель и нижней позиции, расположилась еще одна линия окопов с пулемётными гнёздами:

Три группы тройных пулемётных ячеек расположены на боевом гребне высоты 142.4:

Отсюда просматривается весь склон оврага, сто лет назад были видны и позиции внизу, теперь скрытые левой частью сосновой рощи:

Как видно на снимке сверху, ниже пулемётных ячеек расположено несколько одноместных стрелковых ячеек, вид из которых в тыл, на бруствер пулеметный позиций, показан ниже:

Эта фланговая позиция позволяет поставить под перекрёстный огонь весь противоположный склон оврага и обеспечивает мощное фланговое прикрытие нижней позиции.

Грунт здесь довольно каменистый, и потому строитель позиций не стали рыть сплошного хода сообщения - три позиции на три пулемёта каждая ничем не связаны.

В бинокль отсюда просматривается местность на десятки километров - до самой Алексеевки:

Полагаю, в 1918, когда не было лесополос, отсюда можно было засечь любую попытку флангового обхода:

За левой частью рощи - нижняя артиллерийская позиция:

Однако ни одна из этих позиций в деле не потребовалась - красным было не до преследования отступающих чехословаков и народноармейцев, так что никаких боестолкновений здесь не было.
Красные преследовали вяло, так что ст. Кинель Вольский полк оставил лишь в середине дня 10 октября.
Утром этого дня Василенко направил Махину следующее донесение:
«Я занимаю позицию на горе (вернее, маленькой возвышенности) восточнее Кинеля. Люди совершенно спокойны. Признаков паники нет, хотя нервное настроение – результат последних событий – чувствуется.
Со мной отряд Фортунатова и броневик. Больше нет никого.
Артиллерия в поддержку мне оставила связь, а сама предпочла выбрать место стоянки более спокойное.
Большие неудобства позиции – отсутствие воды.Послал для связи разъезды в д. Бобровку и Тургеневку. Какой-то дурак всю связь попортил, провода попорчены, аппараты сняты.
Есть ли надежда на содействие других частей, если я ввяжусь в бой. Я думаю, что не ошибусь, если буду рассчитывать только на себя?
У меня нет ни крошки хлеба. Если можно, прикажите прислать».
А несколько часов спустя последовало второе его донесение
«Станцию Кинель эвакуировал начисто.
Весь подвижной состав и даже испорченные паровозы отправил на Бугуруслан.
Все аппараты телеграфные и телефонные убрал. Провода в Кинель порвал. Стрелки взорвал.
Чешские эшелоны с комендантом ушли часов в 12 или даже 10.
Я выехал с броневиком в 3 часа 10-го.
Никаких эксцессов при эвакуации не было».
Никаких эксцессов не было означает в данном случае то, что эти великолепно оборудованные позиции Василенко оставил организованно и без боя.
Источники:
Кутяков И.В. С Чапаевым по Уральским степям. Борьба с уральской и чехословацкой контрреволюцией. М.; Л., 1928.
Попов Ф. Г. 1918 год в Самарской губернии. Хроника событий. Куйбышев, 1972.
Петров П.П. От Волги до Тихого океана в рядах белых (1918–1922 гг.) Рига, 1930.
Голеевский Н.Н. Указ. соч. С. 171–172.