Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Племена, нравы и очерки быта населения Самарской губернии. Татары и Мещеряки.

Продолжаем знакомиться с особенностями национальных костюмов, нравов, обычаев и быта населения Самарской губернии, взятом из раздела "Племена, нравы и очерки быта" третьей части пятого тома Военно-статистического обозрения Российской Империи, изданного в 1853 году.

Сегодня - о татарах и мещеряках:

Они считаются народами одного племени, но первые всегда были народомъ господствующимъ, а послѣдніе, какъ покоренные ими — данниками; въ такомъ положеніи нашли ихъ и Русскіе, при завоеваніи Казанскаго царства и низоваго Заволжскаго края.

Татары, живущiе въ Самарской губ., большею частію суть переселенцы изъ Казанской и изъ малоземельныхъ уѣздовъ нагорной стороны Симбирской губ.




Мужчины иміютъ довольно пріятныя лица; многіе изъ нихъ бѣлы, съ большими, голубыми или сѣрыми глазами,
правильнымъ носомъ и окладистою бородою, но нѣкоторые, избѣгая рекрутства, умышленно портятъ глаза, волосы на рѣсницахъ, усахъ и на бородѣ и, горячимъ желѣзомъ, выжигаютъ раны на рукахъ и на ногахъ.



Многіе изъ Татаръ отличаются хорошимъ ростомъ; оне расторопны, смѣтливы, даже хитры, особенно въ торговыхъ оборотахъ и, при разговорахъ съ начальствующимъ, уклончивы и скрытны; въ нуждѣ и трудахъ терпѣливы.

Они преданы исламизму и хотя твердо сохраняютъ вѣру Магомета, но мало по мало начинаютъ преступать заповѣди корана; многіе уже пьютъ вино и водятъ дружбу и хлѣбъ-соль съ Русскими.

Они вообще покорны начальству и исполнительны; изъ нихъ выходятъ исправные солдаты.

Женщины ихъ портятъ свои лица чрезмѣрнымъ употребленіемъ бѣлилъ и румянъ; отъ этого у всѣхъ здѣшнихъ Татарокъ губы блѣдны и черны, и зубы очень не хороши.




Мужчины одѣваются, лѣтомъ, въ долгiя, ниже колѣнъ, синія рубахи безъ пояса; сверху носятъ узкіе, безъ рукавовъ, пестрые халаты; на бритыя головы надѣваютъ тюбитейки, или ермолки, и бѣлыя, войлочныя, конусообразныя шляпы съ большими полями, а на ноги—туфли.

Зимой, носятъ полушубки изъ овчиной шкуры, бѣлыя чапаны, или сапоги, и остроконечныя, изъ молодыхъ овчинъ, крытыя сукномъ, шапки.

Женщины носятъ изъ бѣлаго или синяго холста (своего произведенія) рубахи и исподнія, а иныя — красныя, длинныя, до самаго пола, платья, замѣняющія и рубаху, съ разрѣзомъ отъ шеи до груди, и съ обшивкою по подолу, п0 рукавамъ и по груди позументомъ, или тесьмой; на шею надѣваютъ корольки или бусы; на грудь привѣшиваютъ бляхи изъ серебра, мѣди, а не рѣдко и изъ золота; на рукахъ носятъ такіе же наручники, или браслеты, на головѣ — бѣлый платокъ, или накидываіютъ пестрое покрывало, окутывающее все лицо (исключая глазъ), шею, грудъ в спину до пятокъ.


Одежда Мещеряковъ представляетъ смѣсь костюмовъ Татарскаго, Чувашскаго, Русскаго и отчасти Башкирскаго, смотря по тому съ которымъ изъ племенъ, они имѣютъ сношеніе, или кто ближе къ нимъ водворился.




Татары, по закону, имѣютъ право на многоженство, но такъ какъ за невѣсту приходится платить калымъ, вещами и деньгами, но цѣнѣ отъ 60 до 150 р. с. и дороже, то не многiе могутъ имѣть болѣе одной жены.

Разводъ между супругами тоже бываетъ у нихъ не такъ частъ, какъ то обыкновенно думаютъ, потому что и на это надобны деньги.

Обыкновенное занятіе Татаръ состоитъ въ торговлѣ, но гдѣ есть обширные участки земли, тамъ они заводятъ скотоводство, огородничество, табакосѣяніе и отчасти хлѣбопашество ; болѣе же любятъ торговать лошадьми, промѣнивать, перекупать и перепродавать ихъ, очень часто съ обманомъ и всегда съ бырышами; особенно, часто Татары замѣчаются въ конокрадствѣ.

У Татаръ бываютъ три праздника: Рамазанъ, продолжающійся два или три дня; Курбанъ, по прошествіи Рамазана черезъ два мѣсяца, и Сабантуй; послѣдній — обыкновенно передъ яровой пашней.

Въ праздники эти, они совершаютъ пять разъ въ день умовенія и молитвы, и ходятъ одинъ къ другому въ гости — пить чай. Въ дни Курбана, каждый домохозяинъ убиваетъ для себя, смотря по состоянію, какую нибудь скотину, и шкуру съ нее, по Обычаю, отдаетъ муллѣ. Въ постъ ѣдятъ обыкновенную пищу, но не иначе, какъ при закатѣ солнца.




Мещяряки исповѣдуютъ одну вѣру съ Татарами и принадлежатъ къ одной сектѣ — сунитской, но менѣе ревностны въ исполненіи всѣхъ обрядовъ и обычаевъ магометанской религіи;

Свадьбы Татаръ и Мещеряковъ происходятъ слѣдующимъ порядкомъ:

Отецъ жеииха (или его родные), предварительно собравши свѣдѣнія о невѣстѣ, посылаетъ посторонняго человѣка сватать за сына своего избранную дѣвушку. Если отецъ или родные ея согласны отдать, то они условливаются со сватомъ о цѣнности и количествѣ калыма или кладки, состоящаго обыкновенно изъ денегъ, скота, платья, меду, перьевъ, пуху, посуды и проч.

Посланный объявляетъ эти условія отцу жениха и, если на все послѣдуетъ согласіе, то, въ присутствіи муллы, дѣлается рукобитЬе, или сговоръ. До свадьбы, невѣста не показывается даже женскому полу съ жениховой стороны.

Послѣ сговора, старшины семеиств ходятъ друггъ къ другу въ гости. Въ день свадьбы, по отдачѣ женихомъ калыма, родные съ обѣихъ сторонъ сходятся въ домѣ отца невѣсты, выводятъ подъ покрываломъ сговоренную девушку и, по объявленію муллѣ обоюднаго согласія на бракъ, читаются молитвы изъ алкорана, по окончаніи которыхъ невѣста убираетъ особо назначенную комнату и стелетъ въ ней постель.

За тѣмъ дружка вводитъ къ молодой ея мужа. Новобрачные живутъ въ этой комнатѣ сутокъ пять, или шесть; кушанье имъ готовитъ и приноситъ одна изъ родственницъ молодой; каждое утро для нихъ топятъ баню.

Послѣ этого, временнаго затворничества, молодой возвращается въ свой домъ. Когда, по обоюдному согласію родителей, будетъ назначено взять молодую въ домъ мужа, то онъ съ одной изъ своихъ близкихъ родственницъ - дѣвушекъ ѣдетъ къ женѣ, у которой остается еще одинъ день. Къ вечеру, сходятся родственники молодой и, всѣ вмѣстѣ, уѣзжаютъ въ домъ ея мужа, гдѣ два или три дня празднуютъ свадьбу.

Къ числу главныхь обрядовъ, у Татаръ, и у Мещеряковъ принадлежитъ обрѣзаніе младенцевъ мужескаго пола, отъ полугода до пяти лѣтъ. Татаринъ, исполняющій эту операцію, называется бабачи.

Похороны совершаются вскорѣ послѣ кончины; всѣ тѣло покойника обвертываютъ холстомъ и кладуть его въ нишъ, сдѣланный въ правой стѣнѣ могилы, ногами къ востоку; нишъ закладываютъ съ боку кирпичомъ и потомъ засыпаютъ могилу. Въ это время, мулла читаетъ отходныя молитвы, а съ похоронъ родственники покойника приглашаются на поминки, или угощенье; у богатыхъ же при этомъ случаѣ составляются байчи, или конскія скачки.

Мещеряки съ этимъ обрядомъ соединяють нѣкоторыя изъ прежнихъ своихъ языческихъ обрядовъ.


Источник:

Военно-статистическое обозрение Российской Империи : Т. 5 : Низовые Приволжские губернии : Ч. 3 : Самарская губерния. - 1853, стр. 85-88
Tags: Российская Империя, забытая история, история, разное
Subscribe

Posts from This Journal “Российская Империя” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments