На этот раз речь пойдёт о чувашах.

Чуваши живутъ въ сѣвернов половинѣ Самарской губерніи, въ Ставропольскомъ, Самарскомъ, Бугурусланскомь и Бугульминскомъ уѣз.
Они постепенно выселялись на занимаемыя ими нынѣ мѣста, съ самаго занятія Русскими Казанскаго царства, Камскаго прибрежья и низовья Волги. Сначала, Чуваши скрывались отъ новыхъ пришельцевъ въ дремучихъ лѣсахъ рѣкъ: Черемшана, Майны, Кондурчея и друг., тѣснимые же Русскими и оттуда, они вынуждены были вытти на долины и покориться.
Они селились не цѣлыми деревнями, а отдѣльными хатами или, по ихнему, курмышами, возлѣ рощь, дубравъ и родниковъ, считаемыхъ ими за святыя мѣста, или керемети. Дома свои, для безопасности отъ пожара и воровъ, ставили обыкновенно посреди обширнаго двора, перегороженнаго на разныя отдѣленія; избы строилнсь безъ сѣней, только съ кровлею надъ крыльцемъ; печныхъ трубъ не выводили, отъ чего дымъ изъ печи, или очага, наполнялъ всю избу и увеличивалъ копоть и нечистоту внутри, и безъ того, темнаго жилища, по чрезвычайно малому размѣру оконныхъ отверстій.
Время отъ времени, по настоянію мѣстнаго начальства, особеннаго удѣльныхъ конторъ, деревни Чувашъ устраиваются, по планамъ , и дома ихъ являются на улицѣ, или дорогѣ съ Фасадами Русскихъ избъ.
Чуваши вообще средняго роста, смуглы, скулисты, съ рѣдкими бородами, густыми усами, волосы у нихъ болѣе темнорусые, и коротко остриженные. Глаза узки, часто болятъ и гноятся отъ всегдашняго дыма въ курныхъ нзбахъ и отъ нечистыхъ утиральииковъ, но не смотря на то, у Чувашей очень хорошее зрѣніе.

Новое поколѣніе, особенно тѣхъ Чувашъ, которые состоятъ въ вѣдѣніи Удѣльныхъ конторъ и живуть при главныхъ почтовыхъ и торговыхъ трактахъ, вь чистыхъ просторныхъ избахъ, менѣе страдаетъ воспаленіемъ глазъ и прилипчивостью часотки, и между нимъ не такъ быстро распространяется скорбутъ; а отъ этого и дѣти родятся здоровѣе.
Однако же, у Чувашей и теперь рѣдко можно встрѣтить женщинъ красавицъ.
Финское, тупое выраженіе въ лицѣ, всегдашняя обрюзглость и жесткіе волосы на головѣ очень портятъ ихъ физіономію, да къ тому же и костюмъ ихъ, особенно будничный, или рабочій, много искажаетъ ихъ наружность.
Чувашская крестьянка в национальной одежде. Начало XX века.

Они обыкновенно носятъ бѣлыя или синія рубахи, сверху которыхъ надѣваютъ что-то въ родѣ большаго передника, отъ шеи до самаго почти подола, съ длинными рукавами; эта одежда называется шоборъ; около шеи, груди, по концамъ рукавовъ и подолъ оной вышиваютъ красными, шерстяными нитками, или нашиваютъ, разными Фигурами, лоскутки красной кумачи.
Чувашский шобор первой половины XX века:

На рукахъ, на шеѣ, в груди носятъ жестяные и серебряные браслеты, бляхи и другія украшенія. На голову надѣваютъ чебакъ, въ видѣ древняго славянскаго шишака, который у богатыхъ унизывается серебреными, Русскими, разной величины, и старинными Татарскими треугольными монетами, бусами, бисеромъ, и не рѣдко весь, сплошъ, зашивается кораллами, а на лбу и вискахъ у Чувашскихъ женщинъ висятъ червонцы съ золотой бахрамой.
Аутетнтичный Чувашский чебак начала XX века:

У замужнихъ чебакъ дѣлается выше, покрывается вышитымъ холстомъ, который спускается съ головы во всю спину, въ двѣ съ половиною ладони ширины.
Чувашский чебак расшит бисером и украшен серебряными монетами:

Женщины и дѣвки носятъ исподніе шаровары; мужчины Чуваши одѣваются также какъ и Русскіе, только у каФтановъ спинка шьется длиннѣе и рукава уже, и тоже любятъ щеголять; грудь, лѣтомъ и зимой, оставляется открытою, что дѣлаютъ также Буряты, Тунгусы и Монголы.
Шапки ихъ нѣсколько похожи на кучерскія, только они имѣютъ узкую тулью и высоки. Лѣтомъ, мужчины ходятъ въ однихъ рубахахь и портахъ; у первыхъ грудь, спина и подолъ узорчато вышиваются красными, шерстяными нитками.
Чувашская крестьянка в национальной одежде. Начало XX века.

Чуваши охотнѣе Мордвы занимаются хдѣбопашествомъ, но въ Самарской губ. они предпочтительно любятъ пчеловодство; прежде они имѣли здѣсь хорошее скотоводство; нынѣ же по отзыву ихъ, отъ стѣсненія въ земляхъ, эта отрасль хозяйства начала у нихъ упадать; впрочемъ какъ лошади, такъ и рогатый скотъ у Чувашъ, говорятъ, всегда былъ мелокъ и не отличался породою.
Для травли зайцевъ и волковъ, чуваши, какъ и Мордва, держатъ борзыхъ собакъ.
Вообще хозяйство у Чѵвашъ пе завидное; хлѣбъ молотятъ не на овинахъ а въ шишахъ, или ямахъ; обработываютъ, мелятъ и пекутъ его небрежно; квасъ тоже не умѣютъ дѣлать, но пиво къ праздникамъ варятъ хорошее.
Оба пола, даже и дѣти, прчстрастны къ трубкѣ и вину.
Присоединеніе Чуваішъ изь язычества къ грекороссійской церкви началось еще въ царствованіе Императрицы Елизаветы Петровны, но до сихъ поръ, въ деревняхъ, болѣе отдаленныхъ отъ проѣзжихъ дорогъ и отъ Русскихъ селъ живутъ язычники Чуваши, которые почитаютъ разныя божества, раздѣляя ихъ на благія и злыя;
подъ именемъ первыхь, они разумѣіоть:
1) Сюльде торъ, Творецъ земли,
2) Торраше, Божий отецъ,
3) Торрамыже, Божія матерь,
4) Серде падша, Земной царь,
5) Сютъ-тюня, Богъ свѣта;
6) Сюльде-кебе, Судьба, или Царь ада,
7) Чокъ-оораданъ тора, Богъ датель душъ, или властитель жизни;
8) Хвель, Солнце, и проч. слишкомъ до тридцати.
Подь имеиемъ злыхъ духовь, или шайтановъ, они разумѣютъ тѣ божества, которыи, обитая близъ ихъ деревень, въ лѣсахь, или въ крутоярыхъ берегахъ овраговъ, наносятъ разныя болѣзни и несчастія; этимъ то духамъ посвящаются керемети, — огороженныя участки въ лѣсахъ, близъ рѣкъ и родниковъ; каждой Чувашской дереввѣ, даже обитаемой крещеными Чувашами, принадлежатъ особенныя керемети, въ числѣ отъ 5 до 6.
Кромѣ того, почти у каждаго Чуваша есть свои домашніе идолы, называемые Ирихами, и раздѣляемые на разряды.
У всѣхъ Чувашъ, крещенныхъ и не крещенныхъ, шесть дней въ году особенно посвящены молитвѣ; эти дни богомолья носятъ свои особыя названія, а именно: Монгоно, Сармея, Семикъ — перенятый у Русскихъ.
Уявъ, Учугъ, Кирзгорды, и празднуются: первый — въ среду страстной недѣли, второй — въ великій четвертокъ, третій — въ послѣдній четвергъ передъ Тронцынымъ днемъ, четвертый — въ петровки, пятый — въ Петровъ день и шестой — въ осеннюю Казанскую и состоятъ въ поминкахъ по усопшимъ.
Хотя, такимъ обрядомъ, почти всѣ молитвенные дни Чувашей совпадаютъ съ христіанскими праздниками, но въ нихъ не увидите ничего что бы напоминало христіанскую религію; напротивъ, эти празднества чисто языческія.
Крещепые Чуваши, исполняютъ ихъ потихоньку, побуждаемые къ тому корыстолюбивыми жрецами, ворожеями, или лекарками — юмьзями, что много вредитъ распространенію между Чувашами Христіанской религіи; при томъ, такая двойственность въ дѣлахъ вѣры дѣлаетъ Чувашъ чрезвычайно робкими; они боятся преслѣдованія начальства, замѣчаній православныхъ священниковъ и еще болѣе — гнѣва злыхъ духовь и порчи отъ знахарей и лекарокъ; по этому, при всякомь горѣ, нуждѣ н болѣзни, Чуваши прибѣгаютъ къ помощи этихъ обманщиковъ, и несутъ въ кереметь на жертву все что прикажетъ имъ жрецъ, или ворожея.
Впрочемь, по заботливости мѣстнаго начальства, особенно удѣльныхъ конторъ, нѣкоторые изъ Чувашъ, отдѣленные отъ ихъ единоземцевъ и воспитанные въ Русскихъ школахъ, получаютъ истинныя христіанскія нонятія, вполнѣ оставляютъ заблужденія своихъ собратій, и потомъ, на службѣ, отличаются особенною дѣятельностію н смѣтливостію; преимущественно находятъ ихъ способными по математическимъ наукамъ и по бухгалтеріи.
Отлнчительная нравственная черта Чувашей — капризъ и мстительность; для мести они готовы жертвовать своею жизнею; такъ одинъ Чувашъ, оскорбленный своимъ товарищемъ, сказалъ ему:«я тебя бѣду тащу» и черезъ нѣсколько дней повѣсился въ сѣняхъ у своего обидчика, вѣроятно съ тѣмъ чтобы, насильственною смертію своею, подвергнуть его отвѣтственностн.
При этомъ, слѣдуетъ замѣтить, что вообще Мордва и Чуваши слишкомъ не дорожатъ жизнію и легко рѣшаются на самоубійства.
Чувашь вѣренъ въ супружествѣ, но суровъ съ женою и ласковъ къ дѣтямъ; Чуваши вообще крѣпки здоровьемъ, не боятся холоду и простуды и, въ жесточайшіе морозы, ѣздятъ съ открытою грудыо.
Послушны и исполнительны передъ начальствомъ и старшинами своими, но часто, изъ робости и упрямства, представляются чрезвычайно тупоумными.
Свадебные обряды Чувашей совершаются съ малыми измѣненіями противъ Мордовскихъ и даже противъ Русскихъ.
Пѣсенъ, сложенныхъ на Чувашскомъ языкѣ мало; они болѣе импровизируютъ, или поютъ Русскія пѣсни. Тоже можно замѣтить и объ ихъ сказкахъ.
Прежде, Мордва, Чуваши и Черемисы платили Россіи куничный и денежный ясакъ, (за куницу назначалась цѣна по 40 коп.), подымныхъ по 4 коп., да ямскихъ по 5 копѣекъ.
Нынѣ они сравнены съ удѣльными, или государственными крестьянами, смотря къ которому вѣдомству принадлежатъ.
Источник:
Военно-статистическое обозрение Российской Империи : Т. 5 : Низовые Приволжские губернии : Ч. 3 : Самарская губерния. - 1853, стр. 92-95
Исторический фото начала XX века - с сайта Историческая Самара.
Цветные фотографии чебака - аутентичного чувашского национального головного убора конца XIX-начала XX века, и чувашского национального костюма - мои собственные.
Модели к чувашам не имеют никакого отношения.