Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Племена, нравы и очерки быта населения Самарской губернии. Чуваши.

Продолжаем знакомиться с особенностями национальных костюмов, нравов, обычаев и быта населения Самарской губернии, взятом из раздела "Племена, нравы и очерки быта" третьей части пятого тома Военно-статистического обозрения Российской Империи, изданного в 1853 году.

На этот раз речь пойдёт о чувашах.




Чуваши живутъ въ сѣвернов половинѣ Самарской губерніи, въ Ставропольскомъ, Самарскомъ, Бугурусланскомь и Бугульминскомъ уѣз.

Они постепенно выселялись на занимаемыя ими нынѣ мѣста, съ самаго занятія Русскими Казанскаго царства, Камскаго прибрежья и низовья Волги. Сначала, Чуваши скрывались отъ новыхъ пришельцевъ въ дремучихъ лѣсахъ рѣкъ: Черемшана, Майны, Кондурчея и друг., тѣснимые же Русскими и оттуда, они вынуждены были вытти на долины и покориться.

Они селились не цѣлыми деревнями, а отдѣльными хатами или, по ихнему, курмышами, возлѣ рощь, дубравъ и родниковъ, считаемыхъ ими за святыя мѣста, или керемети. Дома свои, для безопасности отъ пожара и воровъ, ставили обыкновенно посреди обширнаго двора, перегороженнаго на разныя отдѣленія; избы строилнсь безъ сѣней, только съ кровлею надъ крыльцемъ; печныхъ трубъ не выводили, отъ чего дымъ изъ печи, или очага, наполнялъ всю избу и увеличивалъ копоть и нечистоту внутри, и безъ того, темнаго жилища, по чрезвычайно малому размѣру оконныхъ отверстій.


Время отъ времени, по настоянію мѣстнаго начальства, особеннаго удѣльныхъ конторъ, деревни Чувашъ устраиваются, по планамъ , и дома ихъ являются на улицѣ, или дорогѣ съ Фасадами Русскихъ избъ.

Чуваши вообще средняго роста, смуглы, скулисты, съ рѣдкими бородами, густыми усами, волосы у нихъ болѣе темнорусые, и коротко остриженные. Глаза узки, часто болятъ и гноятся отъ всегдашняго дыма въ курныхъ нзбахъ и отъ нечистыхъ утиральииковъ, но не смотря на то, у Чувашей очень хорошее зрѣніе.



Новое поколѣніе, особенно тѣхъ Чувашъ, которые состоятъ въ вѣдѣніи Удѣльныхъ конторъ и живуть при главныхъ почтовыхъ и торговыхъ трактахъ, вь чистыхъ просторныхъ избахъ, менѣе страдаетъ воспаленіемъ глазъ и прилипчивостью часотки, и между нимъ не такъ быстро распространяется скорбутъ; а отъ этого и дѣти родятся здоровѣе.

Однако же, у Чувашей и теперь рѣдко можно встрѣтить женщинъ красавицъ.
Финское, тупое выраженіе въ лицѣ, всегдашняя обрюзглость и жесткіе волосы на головѣ очень портятъ ихъ физіономію, да къ тому же и костюмъ ихъ, особенно будничный, или рабочій, много искажаетъ ихъ наружность.


Чувашская крестьянка в национальной одежде. Начало XX века.


Они обыкновенно носятъ бѣлыя или синія рубахи, сверху которыхъ надѣваютъ что-то въ родѣ большаго передника, отъ шеи до самаго почти подола, съ длинными рукавами; эта одежда называется шоборъ; около шеи, груди, по концамъ рукавовъ и подолъ оной вышиваютъ красными, шерстяными нитками, или нашиваютъ, разными Фигурами, лоскутки красной кумачи.


Чувашский шобор первой половины XX века:


На рукахъ, на шеѣ, в груди носятъ жестяные и серебряные браслеты, бляхи и другія украшенія. На голову надѣваютъ чебакъ, въ видѣ древняго славянскаго шишака, который у богатыхъ унизывается серебреными, Русскими, разной величины, и старинными Татарскими треугольными монетами, бусами, бисеромъ, и не рѣдко весь, сплошъ, зашивается кораллами, а на лбу и вискахъ у Чувашскихъ женщинъ висятъ червонцы съ золотой бахрамой.


Аутетнтичный Чувашский чебак начала XX века:



У замужнихъ чебакъ дѣлается выше, покрывается вышитымъ холстомъ, который спускается съ головы во всю спину, въ двѣ съ половиною ладони ширины.


Чувашский чебак расшит бисером и украшен серебряными монетами:
Чувашский чебак украшен серебряными монетами

Женщины и дѣвки носятъ исподніе шаровары; мужчины Чуваши одѣваются также какъ и Русскіе, только у каФтановъ спинка шьется длиннѣе и рукава уже, и тоже любятъ щеголять; грудь, лѣтомъ и зимой, оставляется открытою, что дѣлаютъ также Буряты, Тунгусы и Монголы.

Шапки ихъ нѣсколько похожи на кучерскія, только они имѣютъ узкую тулью и высоки. Лѣтомъ, мужчины ходятъ въ однихъ рубахахь и портахъ; у первыхъ грудь, спина и подолъ узорчато вышиваются красными, шерстяными нитками.


Чувашская крестьянка в национальной одежде. Начало XX века.


Чуваши охотнѣе Мордвы занимаются хдѣбопашествомъ, но въ Самарской губ. они предпочтительно любятъ пчеловодство; прежде они имѣли здѣсь хорошее скотоводство; нынѣ же по отзыву ихъ, отъ стѣсненія въ земляхъ, эта отрасль хозяйства начала у нихъ упадать; впрочемъ какъ лошади, такъ и рогатый скотъ у Чувашъ, говорятъ, всегда былъ мелокъ и не отличался породою.

Для травли зайцевъ и волковъ, чуваши, какъ и Мордва, держатъ борзыхъ собакъ.

Вообще хозяйство у Чѵвашъ пе завидное; хлѣбъ молотятъ не на овинахъ а въ шишахъ, или ямахъ; обработываютъ, мелятъ и пекутъ его небрежно; квасъ тоже не умѣютъ дѣлать, но пиво къ праздникамъ варятъ хорошее.

Оба пола, даже и дѣти, прчстрастны къ трубкѣ и вину.

Присоединеніе Чуваішъ изь язычества къ грекороссійской церкви началось еще въ царствованіе Императрицы Елизаветы Петровны, но до сихъ поръ, въ деревняхъ, болѣе отдаленныхъ отъ проѣзжихъ дорогъ и отъ Русскихъ селъ живутъ язычники Чуваши, которые почитаютъ разныя божества, раздѣляя ихъ на благія и злыя;
подъ именемъ первыхь, они разумѣіоть:

1) Сюльде торъ, Творецъ земли,
2) Торраше, Божий отецъ,
3) Торрамыже, Божія матерь,
4) Серде падша, Земной царь,
5) Сютъ-тюня, Богъ свѣта;
6) Сюльде-кебе, Судьба, или Царь ада,
7) Чокъ-оораданъ тора, Богъ датель душъ, или властитель жизни;
8) Хвель, Солнце, и проч. слишкомъ до тридцати.

Подь имеиемъ злыхъ духовь, или шайтановъ, они разумѣютъ тѣ божества, которыи, обитая близъ ихъ деревень, въ лѣсахь, или въ крутоярыхъ берегахъ овраговъ, наносятъ разныя болѣзни и несчастія; этимъ то духамъ посвящаются керемети, — огороженныя участки въ лѣсахъ, близъ рѣкъ и родниковъ; каждой Чувашской дереввѣ, даже обитаемой крещеными Чувашами, принадлежатъ особенныя керемети, въ числѣ отъ 5 до 6.

Кромѣ того, почти у каждаго Чуваша есть свои домашніе идолы, называемые Ирихами, и раздѣляемые на разряды.

У всѣхъ Чувашъ, крещенныхъ и не крещенныхъ, шесть дней въ году особенно посвящены молитвѣ; эти дни богомолья носятъ свои особыя названія, а именно: Монгоно, Сармея, Семикъ — перенятый у Русскихъ.

Уявъ, Учугъ, Кирзгорды, и празднуются: первый — въ среду страстной недѣли, второй — въ великій четвертокъ, третій — въ послѣдній четвергъ передъ Тронцынымъ днемъ, четвертый — въ петровки, пятый — въ Петровъ день и шестой — въ осеннюю Казанскую и состоятъ въ поминкахъ по усопшимъ.

Хотя, такимъ обрядомъ, почти всѣ молитвенные дни Чувашей совпадаютъ съ христіанскими праздниками, но въ нихъ не увидите ничего что бы напоминало христіанскую религію; напротивъ, эти празднества чисто языческія.

Крещепые Чуваши, исполняютъ ихъ потихоньку, побуждаемые къ тому корыстолюбивыми жрецами, ворожеями, или лекарками — юмьзями, что много вредитъ распространенію между Чувашами Христіанской религіи; при томъ, такая двойственность въ дѣлахъ вѣры дѣлаетъ Чувашъ чрезвычайно робкими; они боятся преслѣдованія начальства, замѣчаній православныхъ священниковъ и еще болѣе — гнѣва злыхъ духовь и порчи отъ знахарей и лекарокъ; по этому, при всякомь горѣ, нуждѣ н болѣзни, Чуваши прибѣгаютъ къ помощи этихъ обманщиковъ, и несутъ въ кереметь на жертву все что прикажетъ имъ жрецъ, или ворожея.

Впрочемь, по заботливости мѣстнаго начальства, особенно удѣльныхъ конторъ, нѣкоторые изъ Чувашъ, отдѣленные отъ ихъ единоземцевъ и воспитанные въ Русскихъ школахъ, получаютъ истинныя христіанскія нонятія, вполнѣ оставляютъ заблужденія своихъ собратій, и потомъ, на службѣ, отличаются особенною дѣятельностію н смѣтливостію; преимущественно находятъ ихъ способными по математическимъ наукамъ и по бухгалтеріи.

Отлнчительная нравственная черта Чувашей — капризъ и мстительность; для мести они готовы жертвовать своею жизнею; такъ одинъ Чувашъ, оскорбленный своимъ товарищемъ, сказалъ ему:«я тебя бѣду тащу» и черезъ нѣсколько дней повѣсился въ сѣняхъ у своего обидчика, вѣроятно съ тѣмъ чтобы, насильственною смертію своею, подвергнуть его отвѣтственностн.

При этомъ, слѣдуетъ замѣтить, что вообще Мордва и Чуваши слишкомъ не дорожатъ жизнію и легко рѣшаются на самоубійства.

Чувашь вѣренъ въ супружествѣ, но суровъ съ женою и ласковъ къ дѣтямъ; Чуваши вообще крѣпки здоровьемъ, не боятся холоду и простуды и, въ жесточайшіе морозы, ѣздятъ съ открытою грудыо.

Послушны и исполнительны передъ начальствомъ и старшинами своими, но часто, изъ робости и упрямства, представляются чрезвычайно тупоумными.

Свадебные обряды Чувашей совершаются съ малыми измѣненіями противъ Мордовскихъ и даже противъ Русскихъ.

Пѣсенъ, сложенныхъ на Чувашскомъ языкѣ мало; они болѣе импровизируютъ, или поютъ Русскія пѣсни. Тоже можно замѣтить и объ ихъ сказкахъ.

Прежде, Мордва, Чуваши и Черемисы платили Россіи куничный и денежный ясакъ, (за куницу назначалась цѣна по 40 коп.), подымныхъ по 4 коп., да ямскихъ по 5 копѣекъ.

Нынѣ они сравнены съ удѣльными, или государственными крестьянами, смотря къ которому вѣдомству принадлежатъ.


Источник:

Военно-статистическое обозрение Российской Империи : Т. 5 : Низовые Приволжские губернии : Ч. 3 : Самарская губерния. - 1853, стр. 92-95
Исторический фото начала XX века - с сайта Историческая Самара.

Цветные фотографии чебака - аутентичного чувашского национального головного убора конца XIX-начала XX века, и чувашского национального костюма - мои собственные.
Модели к чувашам не имеют никакого отношения.
Tags: Российская Империя, забытая история, история, разное
Subscribe

Posts from This Journal “Российская Империя” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments