Иллюстрациями послужат мои фотографии старинного женского национального мордовского костюма из коллекции моего друга Игоря, большого любителя собирать все то, что было принято хранить на дне сундуков еще несколько десятилетий назад ;))
Описание интересно, в частности, тем, что рассказывает и о том, что, как и по каким поводам было принято пить в сельской глубинке губернии.
![](https://ic.pics.livejournal.com/honzales/42495346/534940/534940_1000.jpg)
Мордва живетъ большею частію въ Ставропольскомъ уѣз., и состоитъ преимущественно изъ переселенцевъ Тамбовской, Пензенской и Симбирской губ.
Мордва раздѣляется на два поколѣнія: Ерзю и Мокшанъ; нарѣчіе и выговоры словъ этихъ поколѣній такъ не сходны между собою, что Ерзю съ трудомъ понимаютъ Мокшанина.
Мужчины Мордовскіе средняго роста, женщины тоже довольно рослы и, не рѣдко, выше мужчинъ; они болѣе имѣютъ свѣтлоруссые волосы и сѣрые глаза; послѣднія у многихъ, или почти у всѣхъ, гноятся, отъ безпрерывнаго дыма въ курныхъ избахъ и отъ общей неопрятности въ домашнемъ быту; женщины ихъ очень не красивы, но онѣ не такъ скоро старѣются какъ Татарки, потому что выходятъ за мужъ не ранѣе 30 и 35 лѣтъ; костюмъ ихъ, по неуклюжести, придаетъ имъ иногда излишнюю толщину, а бѣлыя, высокія кички на головѣ (въ видѣ монашескаго клобука) увеличиваютъ ихъ ростъ.
![](https://ic.pics.livejournal.com/honzales/42495346/534666/534666_1000.jpg)
Мужчины, лѣтомъ, носятъ узкія рубахи изъ бѣлаго холста съ откиднымъ воротникомъ, обшитымъ краснымъ гарусомъ, со вставленными подъ мышками, небольшими лоскутками крашенины, или кумача пунцоваго цвѣта. Осенью и звмой, надѣваютъ зипуны, шубы в тулупы, того же покроя какъ в у Русскихъ крестьянъ.
Мордовки ходятъ въ бѣлыѵъ, холстинныхь, очень узкихъ рубахахъ, узорчато вышитыхъ красными шерстяными нитками, съ разрѣзомъ противъ колѣнъ, для того, чтобы удобнѣе было ходить.
На шею надѣваютъ шелехъ (въ родѣ склаважа, изъ монетъ и стеклянныхъ бусъ). Сзади отъ пояса до колѣнъ, привязываютъ шіирокій платъ изъ разнопвѣтныхъ шерстяныхъ кистей съ разными побрякушками.
На головѣ носятъ кичку или, такъ называемую у Русскихъ, сороку, вышитую спереди, по бѣлому холсту, красными шерстяными нитками; также и сзади, по полотенцу, спускающемуся съ головы на 1/2 аршина, вышіиваются узоры.
Обувь состоитъ изъ нитяныхъ, или шерстяныхъ чулковъ, переплетенныхъ красными и зелеными ремнями, идущими отъ кожаныхъ чеботовъ, или просто веревками привязывающими лапти.
Мужчины и женщины любятъ горячіе напитки, нюхаютъ и курятъ табакъ.
![](https://ic.pics.livejournal.com/honzales/42495346/535356/535356_1000.jpg)
Мордвяне держатъ много борзыхъ собакъ, съ которыми, по снѣговой порошѣ, ѣздятъ облавой травить зайцевъ и волковъ;
они вообще страстные охотники, на что много теряютъ времяни и портятъ лошадей.
Вмѣстѣ съ тѣмъ они также охотно занимаются хлѣбопашествомъ, сѣютъ яровой и озимой и весьма хорошо пекутъ ржаной хлѣбь.
Въ достопамлтный,, въ здѣшнемъ краѣ, по чрезвычайному урожаю 1833 г., Ставропольскаго уѣзда въ селѣ Новой-Бинородкѣ, Мордвинъ Семенъ Буяновъ продалъ ржи на 10,000 руб. ассигнаціями; на гумнѣ у него осталось хлѣба почти на такую же сумму.
Многіе торговали у него остальное, но онъ не продавалъ;
«Семенъ! ты не дождешься такихъ цѣнъ, продай хлѣбъ» говорили
ему торговцы.
«Зачѣмъ? Денегъ у меня довольно, я лучше буду ходить на гумно, и любоваться имъ».
Вскорѣ послѣ того Буяновъ занемогъ и, почувствовавъ приближеніе смерти, умолялъ дѣтей своихъ, чтобы 10,000 руб. ассиг. они положили съ нимъ въ могилу!...
Мордвяне знаютъ дѣйствіе многихъ полезныхъ и вредныхъ травъ; отваромъ изъ корня марены они окрашиваютъ въ красный цвѣтъ шерсть и льняныя нитки, для вышиванія своихъ рубахъ и проч.
![](https://ic.pics.livejournal.com/honzales/42495346/535787/535787_1000.jpg)
Въ семействахъ ихъ сохраняется скромность и такая покорность къ старшимъ, что сноха съ свекромъ и старшимъ деверемъ не обѣдаютъ вмѣстѣ, и вообще жены младшихъ братьевъ въ семействѣ ѣдятъ изъ особой посуды; стыдятся показываться съ обнаженною головою или босикомъ отцу мужа и старшему его брату; также уважаютъ крестнаго отца своего мужа.
![](https://ic.pics.livejournal.com/honzales/42495346/536059/536059_1000.jpg)
Мужчины и особенно женщины очень суевѣрны; иапр. па послѣдній день Святой недѣли, по утру, берутъ по ведру пива и вина, какъ можно болѣе блиновъ, соли, мяса, рыбы, яицъ и проч., все это несутъ на гумно и тамъ ставятъ около столба; на столбъ кладутъ подушку, сшитую изь бѣлаго холста, молятся и зовутъ умершихъ къ себѣ, вь домъ — на гулянье.
Вечеромъ того же дня и на томъ же мѣстѣ, разводять огонь, стрѣляютъ ізъ ружей,
пляшутъ, кричатъ, прыгаютъ черезъ огонь, прощаются съ умершими (въ невидимое присутствіе которыхъ вѣрятъ) и расходятся.
Во время престольнаго праздника, безъ старшихь въ семействѣ не начинаютъ ни ѣсть, ни пить. Садясь, въ эти дни, за столъ, прежде ставятъ свѣчи къ иконамъ; старшій изъ семейства, ставши въ передній уголъ, начинаетъ молиться, а за нимъ и другіе; потомъ онь беретъ непочатой коровай хлѣба, кланяется иконамъ, уходитъ къ порогу и отворивши дверь, произносить: «Дай Богъ, кормилецъ, сверху дождя на насъ родникомъ» далѣе оборачивается къ столу, наливаетъ въ
чашу пиво, отпиваетъ его нѣсколько и кладетъ въ него, по малой частн изъ всего поданнаго на столъ и, наконецъ, относитъ чашу на дворъ и зарываетъ ее въ землю.
Подобными же обрядами и всегда съ молитвамн, ими самими сложенными, празднуетъ Мордва: день за недѣлю до Троицы, начало посѣва хлѣба и проч.
Больные прибѣгають къ старухамъ-ворожеямъ. Для прекращенія заразы у лошадей, или вообще у скота, употребляются крайне суевѣрные обряды.
Съ покойннкомъ кладутъ въ гробъ трубку, табакерку и коробочку съ деньгамн, а женщинамъ — издѣлія покойницы: вышивку на холстѣ, гребень съ пряжей, и проч., какъ бы вь доказательство того что усопшая не жила праздно; сверхъ того, иные кладутъ въ гробъ кусокъ куринаго мяса, дабы умершій, при первомъ приходѣ на тотъ свѣтъ, не быль голоденъ.
Поминки по умершимъ совершаютъ различно, смотря по старшинству въ родѣ покойнаго; по дѣду, или бабкѣ, тризну празднуютъ осенью, оставляя для этого, на загонѣ, часть не жатаго хлѣба. Въ назначенный день, на такое избранное мѣсто прнглашаютъ родственниковъ покойнаго, привозятъ съѣстные припасы и раскладываютъ огонь.
Потомъ, каждый, въ память покойнаго, жнетъ по немногу хлѣба, но не связываетъ его въ снопы, какъ бы оставляя докончить работу самому покойному.
Далѣе всѣ становятся въ рядъ, кланяются три раза въ землю, не перекрестясь, и говорятъ при этомъ «Дѣдушка! Богъ бы далъ тебѣ па томъ свѣтѣ вѣчный покой, а намъ доброе здоровье» потомъ ѣдятъ и пьютъ, привезенныя изъ дому, кушанье, вино и пиво, и наконецъ съ крикомъ прыгаютъ около огня, куда бросаютъ кости и яичныя скорлупы.
Такія поминки объ умершихъ творятъ ежегодно до тѣхъ поръ, пока не умретъ въ дому другой старшій въ семействѣ, и тогда поминаютъ уже этого послѣдняго.
Свадьба у Мордвы происходитъ вообще слѣдующимъ образомъ:
Сватать посылается мужчина; при сватовствѣ, отецъ невѣсты уговаривается съ сватомъ вь кладкѣ, винѣ, пивѣ и сколько разъ пріѣзжать съ пойломъ; на сколько времени оставить дѣвку въ невѣстахъ: годъ, два или три, (замужъ выходять дѣвки почти всегда 30 и 35-ти лѣтъ.)
По сдѣланному договору, начинаютъ пить вино; невѣста же и женихъ не показываются родственникамъ ни съ той, ни съ другой стороны.
Спустя нѣсколько дней послѣ сватовства родственники жениха, въ числѣ до 3-хь человѣкъ, въ первый разъ пріѣзжаютъ съ пойломъ (виномъ и пивомъ) къ отцу невѣсты; при этомъ ихъ дарятъ рукодЬльемъ невѣсты.
Съ самаго сговора, невѣста собираетъ къ себѣ подругъ, до десяти и болѣе дѣвушекъ, которыя шьютъ и вышиваютъ
разныя, нарядныя одежды, на подарки роднѣ. Окончивь эту работу, онѣ сами наряжаются въ нее и, съ пѣснями, идутъ по улицѣ, чтобъ показать народу подарки невѣсты.
![](https://ic.pics.livejournal.com/honzales/42495346/535118/535118_1000.jpg)
Дня за три до взятія изъ дому невѣсты, пріѣзжаетъ къ ней близкій родственникъ жениха, для назначенія дня пріѣзда поѣзжанамъ; съ этого дня, невѣста, на каждой сходкѣ къ ней подругъ, плачетъ и приговариваетъ разныя жалобы.
Все это Мордва ікіреняла отъ Русскихь, ибо слова пѣсенъ дѣвушекъ и сѣтованія невѣсты сходны съ нашими.
Въ это, послѣднее время передъ свадьбою, въ домѣ невѣсты и жениха замѣтна большая дѣятельность: приготовляютъ пиво, моютъ избы, шьютъ приданое, а на канунѣ свадьбы топятъ баню, стряпаютъ и, въ тотъ же день, поѣзжане пріѣзжаютъ безъ жениха, и не въ домъ невѣсты, а на особую квартиру, лѣтомъ же останавливаются у околицы.
На другой день, рано утромъ, поѣзжане ѣдутъ въ домъ невѣсты, гдѣ ихъ встрѣчаютъ у воротъ и на крыльцѣ всѣ ея родственники, подчуютъ виномь, пивомъ и разными печеньями: приводятъ къ нимъ въ избу невѣсту, сажаютъ ее за столъ, покрывъ голову ея краснымъ платкомъ. Потомъ невѣста, въ сопровожденіи подругъ, уходитъ къ своимъ родственникамъ
пращаться и когда вернется, то поѣзжане берутъ ее на руки, сажаіотъ въ телѣгу и увозятъ въ церковь кь вѣнцу, куда пріѣзжаетъ и женихъ.
По возвращеніи изъ церкви, всѣмъ поѣздомъ, въ домъ жениха, телѣгу, въ которой сидитъ молодая, снимаютъ съ передней оси, подвозятъ къ крыльцу на рукахъ, и когда молодая выдетъ, то свекровь, или который нибудь изъ родствениковъ, обсыпаетъ ее хмѣлемъ.
По приходѣ вь избу, всѣ молятся иконамъ, и въ то же время двигаютъ впередъ ногами, парочно положенную у самаго порога, блинную сковороду; тотчасъ же топятъ печку, стряпаютъ и ставятъ молодую передъ разведеннымъ огнемъ, въ знакъ права и обязанности ее на хозяйство; затѣмъ, молодыхъ уводятъ въ назначенное для ихъ брачнаго ложа мѣсто.
Гости между тѣмъ остаются снова пить и веселиться, а родственники молодой сидятъ въ это время у себя дома и
угощаютъ подругь ея.
Пѣсни Мордва поютъ рѣдко; немного пѣсенъ сложено на ихъ лзыкѣ, да и тѣ составлены въ поэднѣйшія времена, въ подражаніе Русскимъ.
Сказки ихъ тоже очень схожи съ мѣстными Русскими.
Есть у этого народа и свои повѣрья, какъ наприм.
Въ Михайловское заговѣнье, вечеромъ, дѣвки и молодые ребята берутъ ведро пива и горсть соли, несутъ это съ огнемъ подъ сарай, становятся тамъ въ кружокъ и, помолясь, говорятъ «чтобы лошади были здоровы, и кобылы жеребились!»
Потомъ влезаютъ подъ крышу, ловятъ воробьевъ и голубей, и поймавъ выпускаютъ птицъ. По удачѣ ловли судятъ о томъ какъ будетъ счастливъ годъ. Послѣ того возвращаются въ избу и поютъ пѣсни, предпочтительно Русскія.
Источник:
Военно-статистическое обозрение Российской Империи : Т. 5 : Низовые Приволжские губернии : Ч. 3 : Самарская губерния. - 1853, стр. 88-92
Фотографии аутентичных мордовских национальных костюмов первой половины XX века - мои собственные.
Модель к мордве не имеет никакого отношения, разве что так же, возможно, имеет финно-угорские корни ;))