
Это была вторая из субмарин испанского инженера и изобретателя Нарсиса Монтуриоля, которую он спустил на воду в Барселоне весной 1865 года, а 22 мая она успешно совершила погружение на 30 метров, побив тем самым рекорд предыдущей субмарины, "Иктинео-I", также построенной Монтуриолем четырьмя годами ранее.
"Иктинео-II" перед спуском на воду, 1865 год:
Источник фото - Военное обозрение

Субмарина строилась, как теперь бы сказали, методом краудфандинга.
После того, как его первая подлодка была случайно раздавлена в порту причаливающим пароходом, изобретатель объявил общенародную подписку, и ему удалось настолько сильно заинтересовать соотечественников идеей подводного флота, что они собрали весьма приличную сумму в 300 тысяч песет.
Для сравнения, на эти деньги можно было соорудить пять парусных фрегатов или два паровых. А Монтуриоль построил на них первую в мире подводную лодку с тепловым двигателем, получившую название "Иктинео-II". При этом изобретенный им двигатель был абсолютно уникальным.
Он представлял собой комбинированную паросиловую установку с шестью цилиндрами и двумя котлами. При движении на поверхности она действовала как обычная паровая машина с угольной топкой, которая разогревала один котел, работваший на три цилиндра. Перед погружением топку гасили, а под водой включался второй котел, тоже работавший на три цилиндра, но нагревавшийся за счет экзотермической реакции взаимодействия цинкового порошка с диоксидом марганца и хлоратом калия. При этой реакции выделялся кислород, освежавший атмосферу внутри корпуса.
"Иктинео-II" имел водоизмещение 46 тонн, длину 17 метров, а его прочный корпус вмещал до 20 человек. Мощность угольной паровой машины составляла 6 л.с., а "химической" - всего 2 л.с. Конечно, для 46-тонного судна этого было явно маловато.

Главным нововведением в конструкции подлодок Монтуриоля является то, что он впервые сделал двухкорпусную лодку.
Компоновка, которая до сих пор является классической для подводных судов, впервые была реализована им на "Иктинео-I", а затем и на "Иктинео-II".
Источник фото - Военное обозрение

Поначалу Монтуриоль намеревался строить субмарину из металла, но набранной суммы на это не хватило.
Поэтому "Иктинео-II", как и его предшественник, получился деревянным, лишь с отдельными металлическими деталями и узлами.
Уж что-что - а бочки испанцы строить умеют, так что и деревянную субмарину осилили ;))
Вторая субмарина так же была чисто экспериментальным судном, без каких-либо приспособлений для военного или коммерческого применения.
Источник фото - Военное обозрение

22 мая 1865 года субмарина успешно совершила своё первое погружение сразу на 30 метров, однако двигатель при этом испытании не включался.
Потом в испытаниях почему-то наступил длительный перерыв - возможно, изобретатель занимался доводкой силовой установки и внесением каких-то изменений в конструкцию.
В 1867 году "Иктинео-II" уже ходил по поверхности на паровой тяге, достигнув 22 октября максимальной скорости 4,5 узла.
Той же осенью предпринимались попытки задействовать химический парогенератор для подводного хода, но об их результатах ничего не известно. Можно лишь предположить, что они оказались не очень успешными.
Тем временем, деньги у Монтуриоля закончились, а поиски новых спонсоров и попытки выбить государственное финансирование успехом не увенчались.
Мало того, от него, как от судовладельца, потребовали выплатить соответствующий налог за три года. А на изобретателе уже висели долги почти в 100 тысяч песет. Ему не оставалось ничего иного, кроме как объявить себя банкротом.
Субмарину конфисковали в погашение задолженности, а кредиторы, не зная, что с ней делать, в 1868 году отправили "Иктинео-II" на слом.
Так закончились первые в Испании опыты по созданию подводных лодок.
Вспомнили о своём изобретательном предке барселонцы только в конце XX века.
Полноразмерный макет "Иктинео-II" выставлен в морском порту Барселоны и теперь поражает своей необычностью гостей каталонской столицы - вот он на фоне горы Монтжуйк:

Подводные лодки Нарсиса Монтуриоля «Ictíneo I» и «Ictíneo II» считаются первыми в истории полнофункциональными субмаринами, которые не потерпели ни одной аварии во время испытаний, погружений и плавания - ни до этого, ни долго после это никому не удавалось.
Источник текста:
Деревянные рыбки Монтуриоля