Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Гребибля и гребубля

Сегодняшний мой слегка ностальгический пост - о гребле и гребных судах.

Так получилось, что с разнообразными гребными судами мне приходилось сталкиваться всю жизнь - где-то приходилось грести мне, где-то - гребли за меня, но во всех случаях мне удавалось получить  тот несравнимый ни с чем фан, который можно ощутить только на гребном судне.

О вынесенных в заголовок легендарных байдарочниках я услыхал в своём первом водном походе летом 1986 года - "двоечке" по притоку Енисея реке Мане.


Впервые в жизни сев тогда в байдарку (и даже не умея на тот момент плавать), я буквально через пару сотен метров влетел на ней в свой первый порог.



Проскочив сквозь сходящиеся, бешено гремящие и плюющиеся пеной, валы порога, я буквально влюбился в это приводимое в движение по большей части мышечными усилиями гребцов судёнышко, кажущееся столь хрупким и неустойчивым, но позволяющим добраться туда, куда зачастую можно попасть только на вертолёте, а то и вовсе никак иначе, как только сплавившись вниз по реке.

На следующий сезон, загоревшись водными походами, мы с братом и друзьями по весне приобрели свои первые байдарки - двухместные "Таймени-2", и практически в каждые выходные с мая по сентябрь отправлялись на них по Волге от Красной Глинки до верхней косы острова Голодный, что напротив Большой Царевщины - а это 6 км, да еще и вверх по волжскому течению:



Зато места там красивейшие - горячий крупный песок, Жигули напротив, Царёв Курган за спиной, за молоком в Ширяево можно сгонять - красота!

Ближайшие несколько лет отпуска я, конечно же, проводил в водных походах - сначала в "троечке" по реке Песчаной на Алтае, где я освоил технику гребли на катамаране-четвёрке (на фото я на месте левого переднего гребца):



Следующий сезон провёл в походе -"четвёрочке" в Восточном Саяне, на реке Урик.
Как раз именно на Урике, будучи вторым номером на катамаране-"двойке", в совершенстве освоил профессию "Гребубля" в ответ на команду загребного Володи, любимая команда которого была "Греби вперёд и быстрее!" ;))

На "двойке" я левым гребцом сидел, а Володя - на правом баллоне:



Катамараны тогда были самодельные - наша "двойка" была сшита из капрона пополам с ПВХ-тентом от "КамАЗа", а внутри были ёмкости непотопляемости из "ткани 500".
Каркас рамы вязался жгутами, нарезанными из резины от автомобильных камер прямо на месте из срубленных тут же молодых сосенок.

Получалось достаточно лёгкое и маневренное судно с огромным запасом плавучести, неглубоко сидящее в воде и потому довольно легко разгоняемое нашими веслами.

Впрочем, что грести надо вперёд и быстрее, было обычно и так очевидно - кроме того, иногда надо было вовремя перестать грести, поднять весло, отклониться в сторону от каменюги или скалы и убрать левую ногу со специального упора для повышения мощности гребка - иначе при навале на камень можно было ногу там и оставить ;))



Впрочем, мы с Володей к тому времени уже были опытными гребцами, и умудрялись выбраться из порогов без единого серьёзного навала, избежать затягивания течением в "расчёску" и даже ни разу не опрокинуться (хотя иногда были к оверкилю весьма близки ;))



Ну а в выходные мы продолжали свои "погребушки" по Волге-матушке - то на всё тот же остров, то на другие, то по местным малым рекам - Соку, Кинелю или Кондурче, а то и в Жигулёвскую кругосветку отправлялись.
Экипировка советского туриста-водника состояла обычно из хоккейной каски, резиновых кед и спасательного жилета - мы с друзьями разжились на одном из воинских складов ПриВО списанными авиационными спасательными жилетами военных лётчиков, и ходили в них:



Конечно, Волга - река равнинная, и, казалось бы, безопасная - какая на Волге может быть волна, скажете вы?

На Волге еще какая может быть волна, отвечу я вам ;))

Сам попадал в шторм на Волге на байдарке, еще и под "Комету" на подводных крыльях чуть не влетел, когда через фарватер грёб - весёлое дело, повернуть-то не могу - бортом к волне байдарка встанет, а это верный оверкиль, так что пришлось переть что есть мочи вперёд - благо таки меня на "Комете" заметили и малость отвернули ;))

Примерно в этом месте, напротив Гавриловой Поляны, и было дело ;))



Научились мы со временем и в воду прыгать, что б искупаться. прямо посреди реки, и обратно забираться, не опрокинув лодку, и даже малую нужду справлять, не приставая к берегу ;))

Помимо волжских штормов с их огромными по байдарочным меркам волнами, доводилось и в грозу оказаться на воде, и в град - не очень приятное впечатление оставляет молния, бьющая в реку метрах в трехста от вас, размахивающих алюминиевым веслом ;))

С рождением дочки со сплавом пришлось покончить - но на байдарке я продолжал время от времени выходить на Волгу с женой и дочкой - плавали на волжские острова позагорать на песочке.

Впрочем, опыт сплава пригодился мне и лет через 15 после крайнего "сплавного" похода - во время отдыха в Турции отправились мы на рафтинг по одной из горных речек в окрестностях Кемера - рафт, конечно, не катамаран, да и речка была не такая порожистая, как на Алтае или в Саянах - но тем не менее, показать, как работает передний правый загребной, место нашлось ;))



Потом долгое время мне как-то не удавалось прокатиться ни на рафте, ни на катамаране или байдарке, ни на других гребных судах.

Случай представился в Андаманском море, где на надувных байдарках нас прокатили "морские цыгане" - да не просто прокатили, а вдоль источенных прибоем красивейших известняковых скал, свисающих вниз причудливыми сосульками к изумрудного цвета воде...



Даже по пещерам, проточенным водой сквозь высоченные известняковые столбы, проплыли:



Конечно же, рассказ о различных типах гребных судов, которые мне удалось опробовать, будет неполным, если не упомянуть о самых шикарных и дорогих гребных судах, на которых мне удалось походить - о венецианских гондолах.

Хотя я себя полагал опытным гребцом, походившим и по горным рекам, и по равнинным, и по водохранилищам, и по морям, мне никогда ранее не доводилось ходить по городским улицам ;)):



Греб я и двухлопастными, и однолопастными вёслами, и по-байдарочному, и как на каное, и подобно "академичке" - но способ, которым гребут гондольеры, отличается от всего этого как небо от земли  ;))



Нигде, как на Гран Канале, не почувствуешь специфики венецианской жизни, столетиями державшейся на гребле.
Впрочем, и в итальянском, мне почудилось, есть полные аналоги не только нашего Гребибля и Гребубля, но и Кудабля и Нетудабля ;))



Крайний раз оттянуться на экзотическом гребном судне мне довелось прошедшей зимой на канале одного из островов дельты реки Меконг:


Способ гребли на вьетнамских плоскодонках чем-то напоминает используемый венецианскими гондольерами - только гребут вьетнамки не закрепленным в уключине веслом, а толкаются длинным бамбуковым шестом:



Должен сказать, что между городскими каналами Венеции и джунглями диких кокосов Вьетнама есть что-то общее ;))



И напоследок - я покажу вам самое странное гребное судно, которое я когда-либо видел (хотя доводилось мне и на матрасе надувном грести, сплавляясь на нём по горной речке ;)).
Висящие на корме рыболовных баркасов огромные тазики - это на самом деле вьетнамские лодки:



Голь на выдумки хитра - во Вьетнаме берут налог на лодки, а вот эдакий "тазик" налогом не облагается ;))
Жаль только, не удалось на такой штукенции прокатиться ;))

В общем, гребля - это не только полезно, но и интересно и познавательно ;)

Tags: путешествия, разное, случай из жизни, туризм
Subscribe

Posts from This Journal “туризм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Posts from This Journal “туризм” Tag