Сегодняшний мой слегка ностальгический пост - о гребле и гребных судах.
Так получилось, что с разнообразными гребными судами мне приходилось сталкиваться всю жизнь - где-то приходилось грести мне, где-то - гребли за меня, но во всех случаях мне удавалось получить тот несравнимый ни с чем фан, который можно ощутить только на гребном судне.
О вынесенных в заголовок легендарных байдарочниках я услыхал в своём первом водном походе летом 1986 года - "двоечке" по притоку Енисея реке Мане.
Впервые в жизни сев тогда в байдарку (и даже не умея на тот момент плавать), я буквально через пару сотен метров влетел на ней в свой первый порог.
Проскочив сквозь сходящиеся, бешено гремящие и плюющиеся пеной, валы порога, я буквально влюбился в это приводимое в движение по большей части мышечными усилиями гребцов судёнышко, кажущееся столь хрупким и неустойчивым, но позволяющим добраться туда, куда зачастую можно попасть только на вертолёте, а то и вовсе никак иначе, как только сплавившись вниз по реке.
На следующий сезон, загоревшись водными походами, мы с братом и друзьями по весне приобрели свои первые байдарки - двухместные "Таймени-2", и практически в каждые выходные с мая по сентябрь отправлялись на них по Волге от Красной Глинки до верхней косы острова Голодный, что напротив Большой Царевщины - а это 6 км, да еще и вверх по волжскому течению:
Зато места там красивейшие - горячий крупный песок, Жигули напротив, Царёв Курган за спиной, за молоком в Ширяево можно сгонять - красота!
Ближайшие несколько лет отпуска я, конечно же, проводил в водных походах - сначала в "троечке" по реке Песчаной на Алтае, где я освоил технику гребли на катамаране-четвёрке (на фото я на месте левого переднего гребца):
Следующий сезон провёл в походе -"четвёрочке" в Восточном Саяне, на реке Урик.
Как раз именно на Урике, будучи вторым номером на катамаране-"двойке", в совершенстве освоил профессию "Гребубля" в ответ на команду загребного Володи, любимая команда которого была "Греби вперёд и быстрее!" ;))
На "двойке" я левым гребцом сидел, а Володя - на правом баллоне:
Катамараны тогда были самодельные - наша "двойка" была сшита из капрона пополам с ПВХ-тентом от "КамАЗа", а внутри были ёмкости непотопляемости из "ткани 500".
Каркас рамы вязался жгутами, нарезанными из резины от автомобильных камер прямо на месте из срубленных тут же молодых сосенок.
Получалось достаточно лёгкое и маневренное судно с огромным запасом плавучести, неглубоко сидящее в воде и потому довольно легко разгоняемое нашими веслами.
Впрочем, что грести надо вперёд и быстрее, было обычно и так очевидно - кроме того, иногда надо было вовремя перестать грести, поднять весло, отклониться в сторону от каменюги или скалы и убрать левую ногу со специального упора для повышения мощности гребка - иначе при навале на камень можно было ногу там и оставить ;))
Впрочем, мы с Володей к тому времени уже были опытными гребцами, и умудрялись выбраться из порогов без единого серьёзного навала, избежать затягивания течением в "расчёску" и даже ни разу не опрокинуться (хотя иногда были к оверкилю весьма близки ;))
Ну а в выходные мы продолжали свои "погребушки" по Волге-матушке - то на всё тот же остров, то на другие, то по местным малым рекам - Соку, Кинелю или Кондурче, а то и в Жигулёвскую кругосветку отправлялись.
Экипировка советского туриста-водника состояла обычно из хоккейной каски, резиновых кед и спасательного жилета - мы с друзьями разжились на одном из воинских складов ПриВО списанными авиационными спасательными жилетами военных лётчиков, и ходили в них:
Конечно, Волга - река равнинная, и, казалось бы, безопасная - какая на Волге может быть волна, скажете вы?
На Волге еще какая может быть волна, отвечу я вам ;))
Сам попадал в шторм на Волге на байдарке, еще и под "Комету" на подводных крыльях чуть не влетел, когда через фарватер грёб - весёлое дело, повернуть-то не могу - бортом к волне байдарка встанет, а это верный оверкиль, так что пришлось переть что есть мочи вперёд - благо таки меня на "Комете" заметили и малость отвернули ;))
Примерно в этом месте, напротив Гавриловой Поляны, и было дело ;))
Научились мы со временем и в воду прыгать, что б искупаться. прямо посреди реки, и обратно забираться, не опрокинув лодку, и даже малую нужду справлять, не приставая к берегу ;))
Помимо волжских штормов с их огромными по байдарочным меркам волнами, доводилось и в грозу оказаться на воде, и в град - не очень приятное впечатление оставляет молния, бьющая в реку метрах в трехста от вас, размахивающих алюминиевым веслом ;))
С рождением дочки со сплавом пришлось покончить - но на байдарке я продолжал время от времени выходить на Волгу с женой и дочкой - плавали на волжские острова позагорать на песочке.
Впрочем, опыт сплава пригодился мне и лет через 15 после крайнего "сплавного" похода - во время отдыха в Турции отправились мы на рафтинг по одной из горных речек в окрестностях Кемера - рафт, конечно, не катамаран, да и речка была не такая порожистая, как на Алтае или в Саянах - но тем не менее, показать, как работает передний правый загребной, место нашлось ;))
Потом долгое время мне как-то не удавалось прокатиться ни на рафте, ни на катамаране или байдарке, ни на других гребных судах.
Случай представился в Андаманском море, где на надувных байдарках нас прокатили "морские цыгане" - да не просто прокатили, а вдоль источенных прибоем красивейших известняковых скал, свисающих вниз причудливыми сосульками к изумрудного цвета воде...
Даже по пещерам, проточенным водой сквозь высоченные известняковые столбы, проплыли:
Конечно же, рассказ о различных типах гребных судов, которые мне удалось опробовать, будет неполным, если не упомянуть о самых шикарных и дорогих гребных судах, на которых мне удалось походить - о венецианских гондолах.
Хотя я себя полагал опытным гребцом, походившим и по горным рекам, и по равнинным, и по водохранилищам, и по морям, мне никогда ранее не доводилось ходить по городским улицам ;)):
Греб я и двухлопастными, и однолопастными вёслами, и по-байдарочному, и как на каное, и подобно "академичке" - но способ, которым гребут гондольеры, отличается от всего этого как небо от земли ;))
Нигде, как на Гран Канале, не почувствуешь специфики венецианской жизни, столетиями державшейся на гребле.
Впрочем, и в итальянском, мне почудилось, есть полные аналоги не только нашего Гребибля и Гребубля, но и Кудабля и Нетудабля ;))
Крайний раз оттянуться на экзотическом гребном судне мне довелось прошедшей зимой на канале одного из островов дельты реки Меконг:
Способ гребли на вьетнамских плоскодонках чем-то напоминает используемый венецианскими гондольерами - только гребут вьетнамки не закрепленным в уключине веслом, а толкаются длинным бамбуковым шестом:
Должен сказать, что между городскими каналами Венеции и джунглями диких кокосов Вьетнама есть что-то общее ;))
И напоследок - я покажу вам самое странное гребное судно, которое я когда-либо видел (хотя доводилось мне и на матрасе надувном грести, сплавляясь на нём по горной речке ;)).
Висящие на корме рыболовных баркасов огромные тазики - это на самом деле вьетнамские лодки:
Голь на выдумки хитра - во Вьетнаме берут налог на лодки, а вот эдакий "тазик" налогом не облагается ;))
Жаль только, не удалось на такой штукенции прокатиться ;))
В общем, гребля - это не только полезно, но и интересно и познавательно ;)