В начале 80-х годов мой братец окончил 9-й класс, и отправили их летом, в "трудовую пятую четверть", отбывать принятую в те времена добровольно-принудительную трудовую повинность, именуемую "помощью города деревне", на поля совхоза "Черновский", что раскинул свои поля по берегам реки Самара, или Самарки, как ее чаще называют местные.
Через некоторое время от родителей одноклассников братца, навещавших своего отпрыска в летнем трудовом лагере, мы услышали, что братец собирается привезти пару рюкзаков каких-то огромных костей, для чего и просит ему с оказией эти рюкзаки передать.
Что за кости, почему для них нужен рюкзак и зачем вообще они братцу - гонцы не сообщали.
Через несколько дней вернулся и братан в сопровождении пары одноклассников, тащивших тяжеленные рюкзаки, из которых и в самом деле торчали огромные, по метру-полутора, толстенные коричневые кости.
Историю их появления брат описывал так.
Купаясь как-то после трудов праведных на песчаном берегу Самарки, братец обратил внимание на песчаные отвалы. намываемые работающим на реке земснарядом. Будучи с детства любопытным до всякой старины и древностей, он заметил в перекачиваемой по гигантским трубам песчаной пульпе громадные коричневые кости, которые и стал собирать, "заразив" этим делом нескольких друзей.
К концу смены и набралось два рюкзака здоровенных и тяжеленных окаменевших костей, которые было решено отвезти домой, в Самару, с тем, чтобы показать сотрудникам краеведческого музея.
В притащенных в музей костях сотрудники этого весьма уважаемого учреждения признали ребра, куски черепов, берцовые кости и зубы мамонтов, шерстистых носорогов, большерогих оленей и прочей мамонтовой фауны четвертичного периода.
Конечно, о том, что в наших краях несколько десятков тысяч лет назад обитали мамонты и носороги, мы знали - в местном музее приходилось нам бывать и прежде, и мы, конечно, видели там коллекцию костей этих животных.
Одно из первых упоминаний в научной литературе о находках ископаемой фауны в нашей области мы нашли у знаменитого учёного-путешественника П.С. Палласа. Он пишет:
"К достопамятностям Самарской страны, или всего уезда причисляю ещё и то, что в текущей по Калмыцкой степи реке Иргис, в которой Самарские жители летом рыбу ловят, иногда вытаскивали неводами слоновыя и буйволовы кости, да и находили на берегах. Между прочими вещами достал я среднюю часть превеликаго буйволова рога, которая потянула больше 6 фунтов, а в широком месте поперешник оныя простирается до двух вершков с половиною"
Сотрудники музея отобрали несколько подходящих для музея образцов, достойных его экспозиции, а остальные кости вернули пацанам.
Так у нас на балконе на несколько лет "поселились" метровое ребро шерстистого носорога, огромная берцовая кость то ли носорога, то ли мамонта, пара здоровенных позвонков и штуки три разнокалиберных мамонтовых зубов.
Пару мелких зубов так и оставили на балконе, а самый здоровенный, килограммов в пять весом и размером раза в три больше, чем тот, что на фото, нашел место на широком подоконнике нашей с братаном комнаты.
На фото, кстати - зуб мамонта, который братец нашел лет на 15 позже, также на берегу р. Самарка.
Итак, на нашем подоконнике лежал здоровенный окаменевший мамонтовый зуб, которым мы летом подпирали окошко, что б оно сквозняком не закрывалось.
Как положено в классической пьесе, если на сцене висит ружьё -оно в третьем акте обязательно выстрелит.
Вот и с нашим, вернее, мамонтовым, зубом случилось примерно то же самое - как-то раз, зашторивая окно, я резко дернул, как мне показалось, зацепившуюся за что-то штору, и только в последний момент понял, что это "что-то" было коричневым потрескавшимся окаменелым зубом доисторического волосатого слона.
От рывка зацепившийся за штору зуб скользнул с подоконника, еще миг - и произошло бы непоправимое: зуб с высоты метра грохнулся б на пол и, вне сомнения, раскололся бы - но я этого допустить никак не мог.
Зуб, верой и правдой служивший своему мохнатому хозяину, в целости и сохранности пролежавший в речных отложениях, возможно, не один десяток тысяч лет, не мог просто так сгинуть жертвой моей невнимательности.
Зуб необходимо было спасать!
Разумеется, первое, что мне пришло в голову - это моментально подставить под падающую реликвию ногу, что я и сделал совершенно автоматически.
Зуб скользнул по шторе, цепляясь за нее всеми своими бугристыми дентиновыми неровностями и окаменевшими остатками корней, и с размаху приземлился мне на ступню!
Весу в нем, напоминаю, было килограммов пять, так что боль была адская - но реликт был спасён!
Еще примерно недели две о "нападении мамонта" мне напоминала боль в ступне и здоровенный синячище, переливающийся всеми цветами северного сияния ;))
Ну а теперь - немного о том, как, кто и когда топтал самарскую землю (и не только землю).
На территории нашей области в различное время были найдены остатки таких крупных
Сочетание слонов и мамонтов с другими крупными млекопитающими образует фаунистические комплексы, которые наиболее полно характеризуют природные условия в плиоцен-голоценовое время.
Тираспольский комплекс (трогонтериевый слон, сибирский эласмотерий, носорог Мерка, бизон Шотензака, гигантский олень) существовал в нижнем плейстоцене - примерно от 1 млн. до 460 тыс. лет назад. Условия обитания этой фауны до сих пор полностью не уточнены (с достоверностью можно говорить только о юге и юго-востоке Русской равнины). Растительные сообщества можно характеризовать лишь в общих чертах. Предполагается, что территория Самарской области была занята хвойными лесами.
Хазарский комплекс (носорог Мерка, хазарский мамонт, шерстистый носорог, сибирский эласмотерий, бизон длиннорогий, верблюд Кноблоха, пещерные животные: медведь, гиена) существовал в среднем плейстоцене - приблизительно 460-120 тыс. лет назад - в лихвинскую и одинцовскую межледниковые, днепровскую и московскую ледниковые эпохи. В это время (460-310 тыс. лет назад) преобладали лесные (с пихтой, елью, сосной, дубом и грабом) и степные ландшафты, сменяющиеся в днепровскую ледниковую эпоху (310-240 тыс. лет назад) приледниковой тундролесостепью (с травянистой засухоустойчивой растительностью). В одинцовскую межледниковую эпоху (240-200 тыс. лет назад) ее заменили смешанные леса (с елью, сосной, березой, дубом, вязом), которые в дальнейшем вновь сменились приледниковой тундролесостепью.
После второй половины валдайской ледниковой эпохи - в голоцене - он сменяется современной фауной.
Однако есть данные, что в некоторых областях Земли мамонты существовали и позднее - радиоуглеродные датировки останков мамонта, найденных на о.Врангеля, дают значение приблизительно в 3700 лет - выходит, мамонты жили во времена египетских пирамид, и только совсем чуть-чуть, по геологическим меркам, не дожили до наших дней, когда в реальности могли б наступить мне на ногу ;)).