Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Иерусалимский крест

Иерусалимский крест - одна из древних форм принятых в христианстве крестов, привлекающая внимание выразительной и сложной формой, составленной из пяти равносторонних крестов.
Конечно же, об этой форме креста и о легенде, связывающей его с одним из предводителей первого крестового похода 1096-1099 года Готфридом Бульонским, я был наслышан, когда собрался посетить Святую Землю сам.

Во время поездки к Иерусалиму я услышал от одной из попутчиц и о том, что Иерусалимский крест, или Крест паломника - один из самых популярных сувениров, которые везут паломники и простые туристы из Иерусалима.
Сама дама ехала в Святую Землю во второй раз, и горько сокрушалась, что не приобрела сей сувенир в свою первую поездку, поскольку, будучи верующей, не была уверена в правильности сего шага для православной, а потому специально испрашивала мнения своего духовника по сему вопросу перед второй поездкой.



От неё я узнал, что, хотя православное духовенство в своём большинстве и не благословляет ношения Иерусалимского креста вместо креста нательного, тем не менее, признаёт сей крест равночестным с другими, и не имеет ничего против его приобретения и сохранения паломниками как реликвии, напоминающей им о паломничестве.

Должен сказать, что, будучи закоренелым атеистом, я совершенно не озабочен отношением духовенства той или иной конфессии к тому или иному ритуальному предмету, но и мне сей крест показался весьма достойной вещицей и лучшим сувениром из Иерусалима, который только можно себе представить.

Кроме того, мой атеизм не исключает интереса к мировым религиям, их основам, символам и реликвиям, а потому я решил выяснить все подробности про этот столь выразительный символ, с которыми вас и познакомлю.



Как пишет кандидат культурологии О.В. Губарева:
...бытует мнение, что подобный крест является чужим для православных.

Его называют «крестом крестоносцев» и видят в нем только герб военного католического ордена Святого Гроба Господня. Подобное представление об Иерусалимском кресте совершенно неверно, и появилось оно только в конце XX века как реакция на прозелитизм Католической Церкви на Святой земле.

Помогают этому и популярные справочные сайты в Интернете. В них публикуются переводные западные статьи, в которых история и символика Иерусалимского креста освещается однобоко.

Везде можно найти рассказ о первом крестовом походе (1099 г.), Готфриде Бульонском, завоевателе Иерусалима, на флаге которого был Иерусалимский крест, и о латинском государстве на Святой земле, сделавшем Иерусалимский крест своим гербовым знаком.
О том же, что пятисоставная крестовая композиция появилась на Востоке задолго до крестовых походов, что она была одним из важнейших символов восточно-христианской цивилизации, в интернет-ресурсах умалчивается.

В действительности иконография Иерусалимского креста, как и все крестовые иконографии, родилась на Востоке. И произошло это в IV веке, когда императором Римской империи, простиравшейся на огромных территориях Малой Азии, Европы, Палестины и Северной Африки, стал Константин I.


Перед одним из сражений, по легенде, Константину было видение равностороннего креста, который он принял за доброе предзнаменование, и повелел изобразить на своём знамени.
После победы в сражении этот крест стали именовать Константиновым крестом, и после принятия христианства самим Константином и объявлении им христианства государственной религией, почитали наравне с крестом с Голгофы, который якобы обнаружила его мать, христианка Елена, во время экспедиции на Святую Землю.

В течение многих веков в христианском мире равно почитались оба образа креста – Истинный Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и крест, явленный равноапостольному императору Константину на небе перед Мульвийской битвой.

Истинный, или Голгофский, крест имел вытянутую форму с двумя или тремя поперечными перекладинами. Его историческая форма несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой и страданиями Господа.

Константинов крест имел правильную равностороннюю форму и был символом охранения и победы. Достоянием христианского мира эти кресты стали примерно в одно и то же время, но первым – Константинов крест, с которым связано распространение христианства во всем мире.

Долгое время образы двух священных для христианства крестов использовали по-разному, в соответствии с их символическим значением.
Голгофский крест участвовал в церковных богослужениях, а Константинов крест помещали на знамена, им украшали храмы и носили как тельник.


Крест Константина начали изображать и на византийских монетах:






Есть еще один интересный факт, связанный с иерусалимским крестом на монетах:

ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ - колоссальный каменный крест, возведенный после 420 года на Голгофе, Иерусалим, при императоре Феодосии II (408-450 гг.).
Поводом для его водружения послужило видение Креста в небесах и проявление его на одеждах всех наблюдавших.

Холму была придана форма четырехступенчатой усеченной пирамиды, на вершине которой, на базе, находился Крест, возвышавшийся не только над зданиями города, но и над его стенами. Напоминал о Распятии и символизировал Божественную победу над смертью.

Уничтожен персами и иудеями после взятия Иерусалима первыми в 614 году.
Восстановлен после 628 года императором Ираклием Великим.
Уничтожен арабами и иудеями после 638 года.

Сохранился обширный нумизматический материал в различных вариациях, отображающий иерусалимский Крест, а также следы террас на холме.


Солид императора Тиверия II (578-582 гг.). Золото.



Впрочем, этот крест на террасном холме встречается на монетах многих византийских императоров:





На флаге Византии был изображен равносторонний крест с четырьмя буквами «В» между ветвями. Крест и аббревиатура ВВВВ представляли собой священную криптограмму, прославляющую Христа. Крест символизировал Самого Господа, а буквы вокруг расшифровывались так: «Βασιλεὺς Βασιλέων, Βασιλεύων Βασιλευόντων» (с греческого: «Царь царей, царствующий над царями»).

Символика флага сообщала всему миру, что Византия – христианское государство, истинным государем которого является Иисус Христос, а земной царь, в священном обряде помазания на царство, только принимает на себя Его образ.

В древних Грузии, Армении и странах Анатолии флаги были похожи на византийский, только вместо букв между ветвями стояли малые кресты. Сохранились древнейшие карты, на которых указанные территории обозначены такими флагами.


Современный флаг Грузии повторяет эти древние знамена.

Все эти страны были частью византийского мира, то есть их Церкви, будучи самостоятельными, признавали первенство Константинопольского патриарха.

После разделения Церквей на Православную и Католическую в 1053 году восточными патриархами было решено, что Вселенский собор Православных Церквей должен состоять не менее чем из пяти патриархатов.

Поэтому четыре малых креста вокруг центрального, большого, на флагах восточно-христианских государств стали символизировать также соборное единство Православной Церкви, объединенной вокруг Константинополя.

Равносторонний крест, составленный из пяти крестов, стал образом священной иерархии православных народов, на вершине которой стоит Сам Господь Бог Иисус Христос.


Во времена Крестовых походов Иерусалимский Крест стал формой и эмблемой Ордена Гроба Господня.

Основателем Ордена по одной из самых достоверных версий считается Готфрид Бульонский, предводитель первого крестового похода, в 1099 г. захвативший Иерусалим, «рыцарь без страха и упрека».

На одном из гобеленов, хранящихся ныне в Храме Рождества Христова в Вифлееме, изображены рядом два символа - Иерусалимский крест - герб Ордена Гроба Господня, слева, и францисканский герб - справа:



Когда Готфриду Бульонскому предложили стать главой Иерусалимкого Королевства, он сказал: «Королём и царём в городе, где Иисус носил терновый венец вынужденно, я никакого венца на свою голову не надену». И принял титул «Защитник Гроба Господня».

Интересно, что Иерусалимский крест в гербе именно Готфрида Бульонского - наиболее древний и известный геральдический нонсенс, представляющий собой золотой костыльный крест с четырьмя золотыми же крестиками в межкрестиях в серебряном поле.

По легенде, бароны Готфрида Булонского по окончанию 1-го Крестового похода убедили этого основателя династии королей Иерусалимских избрать именно такой герб, открыто нарушающий правило о недопустимости наложения металла на металл, для себя и своего потомства.




Был подобный крест и на русских флагах.
Когда он стал использоваться на Руси – неизвестно. Первые свидетельства относятся к XVI веку. Сохранилось описание флагов стрелецких полков – первого русского регулярного войска, созданного в середине XVI века.

С двумя флагами, расцвеченными пятичастными крестами, стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году:




Фрагмент миниатюры с Иерусалимским крестом на знамени крупнее:



Уже в XVI веке в русских текстах пятисоставный крест называется Иерусалимским. Очевидно, что в символическом сознании русских он был одним из знаков христианского Иерусалима, но не воспринимался как палладиум крестоносцев.


В XVI веке четыре восточных патриарха, сохранивших в турецкой оккупации свои кафедры, подписывают документ об установлении в Москве нового патриархата. До этого Русская Церковь была митрополией Константинопольского патриархата. В послании восточных патриархов подчеркивается, что установление нового патриархата делается не по человеческому произволению, а для восстановления канонического числа престолов Вселенского православия. Символом этого канонического числа был пятисоставный Иерусалимский крест.

Иерусалимские кресты в русской геральдике не были редкостью. Сведения о них то и дело появляются в документах. Например, известно, что два иерусалимских флага были пожалованы Петром I во время поездки по северным губерниям Архангельскому архиепископу и что под флагами с Иерусалимскими крестами ходили суда Соловецкого монастыря.



Разумеется, Иерусалимский крест наличествует и в самом Иерусалиме - им украшена Базилика Рождества в Вифлееме:



Есть он и на мозаике, изображающей Базилику Рождества на карте Святых Мест Вифлеема, и находящейся внутри самого храма:



Иерусалимский крест можно увидеть и в Риме - на полу Базилики Санта Кроче ин Джерусалемме (Santa Croche in Gerusalemme), построенной на насыпной земле, по легенде, привезенной самой Святой Еленой, матерью императора Константина I, из Иерусалима на кораблях:




На одной из сохранившихся старинных мозаик этого храма мы можем увидеть и Константинов Крест:





Как видим, толкований символики Иерусалимского Креста несколько - помимо уже упоминавшихся Христа и 4 Евангелистов, а также пяти Православных церквей, есть версии, что Иерусалимский крест символизирует сам Крест Распятия и 4 гвоздя, которыми Иисус был к нему прибит (хотя сам вопрос о количестве использованных гвоздей - 3 или 4 - является спорным).


Источники:
Tags: символика
Subscribe

Posts from This Journal “символика” Tag

  • ⚡ Самые популярные записи этого блога за прошлый год

    Немного аналитики, дорогие друзья - что же из того, о чем я пишу в блоге, внезапно оказалось популярным, и почему ;) Честно говоря, многие…

  • Константинов крест

    Константинов крест, иногда называемый также Лабарум - строго говоря, крестом не является. Правильней будет назвать его монограммой – символом,…

  • Монумент "Серп и Молот"

    Самарским туристам, велосипедистам и прочим любителям путешествовать по Самарской Луке хорошо известен монумент "Серп и Молот",…

  • Лотос - цветок и символ

    Вряд ли найдется человек, не слыхавший о цветах лотоса - но, думаю, далеко не все видели его живьём, хотя эти экзотические цветы растут даже на…

  • Тетраграмматон и его магическая сила

    Группа «Распятие» — самая древняя скульптурная группа Карлова моста в Праге, датируемая 1657 годом, в древнееврейской надписи под…

  • Всевидящее око

    Изображение глаза, вписанного в треугольник, сияющий лучами, или, по-иному, "Всевидящего Ока" - один из древнейших символов. Изображения…

  • Гексаграмма

    Вряд ли ошибусь, если предположу, что подавляющему большинству этот древний символ - ✡ - известен как "Звезда Давида", и олицетворяет…

  • Сколько лучей было у Вифлеемской звезды?

    Зашел у нас тут с френдом leonovvaleri разговор о символах, и зашла в связи с этим речь о Вифлеемской звезде и числе ее лучей.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Posts from This Journal “символика” Tag

  • ⚡ Самые популярные записи этого блога за прошлый год

    Немного аналитики, дорогие друзья - что же из того, о чем я пишу в блоге, внезапно оказалось популярным, и почему ;) Честно говоря, многие…

  • Константинов крест

    Константинов крест, иногда называемый также Лабарум - строго говоря, крестом не является. Правильней будет назвать его монограммой – символом,…

  • Монумент "Серп и Молот"

    Самарским туристам, велосипедистам и прочим любителям путешествовать по Самарской Луке хорошо известен монумент "Серп и Молот",…

  • Лотос - цветок и символ

    Вряд ли найдется человек, не слыхавший о цветах лотоса - но, думаю, далеко не все видели его живьём, хотя эти экзотические цветы растут даже на…

  • Тетраграмматон и его магическая сила

    Группа «Распятие» — самая древняя скульптурная группа Карлова моста в Праге, датируемая 1657 годом, в древнееврейской надписи под…

  • Всевидящее око

    Изображение глаза, вписанного в треугольник, сияющий лучами, или, по-иному, "Всевидящего Ока" - один из древнейших символов. Изображения…

  • Гексаграмма

    Вряд ли ошибусь, если предположу, что подавляющему большинству этот древний символ - ✡ - известен как "Звезда Давида", и олицетворяет…

  • Сколько лучей было у Вифлеемской звезды?

    Зашел у нас тут с френдом leonovvaleri разговор о символах, и зашла в связи с этим речь о Вифлеемской звезде и числе ее лучей.…