2 августа 1930 года во время опытно-показательных учений ВВС Московского военного округа на окраине города Воронежа, впервые в СССР, было осуществлено полноценное десантирование боевой группы из 12 парашютистов.
Этот день принято отмечать как день ВДВ.
Сразу оговорюсь - я не служил в ВДВ , однако некоторое отношение к парашютному десанту имею.
Дед мой после войны служил в ДШБ - десантно-штурмовой бригаде, соответственно - неоднократно прыгал с парашютом, на фото - его парашютный значок:
Для начала - коротко о том, как в СССР появились "Войска Дяди Васи":
Ведущая роль в организации первого парашютного десанта, по праву принадлежит военному летчику — комбригу ВВС РККА Леониду Григорьевичу Минову, ставшему фактически первым военным парашютистом в СССР.
В 1929 Минов побывал в США в составе советской торговой организации "Амторг". Целью поездки было ознакомление с состоянием парашютного дела, изучение методики подготовки американских летчиков к вынужденным прыжкам с парашютом и закупка спасательных парашютов для нужд ВВС РККА. Прибыв на завод компании "Ирвин", занимавшейся изготовлением спасательных парашютов и другого авиационного снаряжения, в город Буффало, комбриг получил приглашение лично совершить прыжок с парашютом.
Приглашение было принято и 13 июня 1929 года Леонид Григорьевич по всем правилам покинул самолет с парашютом на высоте 500 метров и благополучно приземлился.
Сопровождавший Минова известный американский парашютист Барт Уайт предложил Леониду Григорьевичу принять участие в соревнованиях на точность приземления. По условиям соревнований нужно было покинуть самолет на высоте 400 метров и приземлиться в круг диаметром 35 метров. В числе участников соревнований, которые состоялись 7 июля в городе Памона, были опытные спортсмены-парашютисты, имеющие по нескольку десятков прыжков. Тем не менее советский участник достаточно удачно выступил, заняв третье место, в то время как знаменитый Барт Уайт оказался на пятом.
Позже, Л. Г. Минов совершил еще один, свой третий прыжок, получив при этом диплом парашютиста.
2 августа 1930 года в 9 часов утра самолет "Фарман-Голиаф" под управлением летчика Громова поднялся в воздух. На борту самолета находилась первая группа десантников во главе с Миновым, а так же Мошковский, вылетевший с целью уточнения места выброски десанта.
В качестве места высадки было выбрано свободное от посевов поле размером 600 на 800 метров вблизи хутора Клочково, в двух километрах от Воронежа.
Первая группа была десантирована с высоты 350 метров. Вся группа покинула борт в течение пяти секунд. Самолет развернулся и лег на обратный курс. Тем временем над площадкой на высоте 150 м прошла тройка самолетов Р-1 и сбросили два мягких почтовых мешка, и четыре полутяжелых короба конструкции Н.П. Благина, в которых находились винтовки и два ручных пулемета, снаряжение и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи. Подбежав к ним, парашютисты приступили к распаковке грузовых мешков.
Приземление десанта в районе хутора Клочково 2 августа 1930 года (источник фото):
Вернувшийся на аэродром "Фарман-Голиаф" забрал остальных участников десанта, и через несколько минут с высоты 500 метров выбросил вторую группу над площадкой десантирования.
Приземление второй группы произошло в непосредственной близости от того места, где в это время находилась первая группа.
Еще через несколько минут оба подразделения собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в исходный район для выполнения боевой задачи. В исходном районе их ждал грузовик, который доставил парашютистов на аэродром.
Задача первого воздушного десанта была выполнена.
Ну а теперь - слайды ;))
Я на фоне самолёта, из которого я уже однажды вышел и мне предстояло выйти еще не раз, перед своим вторым прыжком осенью 1999 г. Кто скажет, что прыгать первый раз страшно - не верьте.
Страшно прыгать второй раз ;)).
Но лично мне было не сильно страшно второй, и совсем не страшно - первый ;))
С каждым разом впечатлений о прыжке всё больше - начинаешь замечать детали ;))
Начиная со второго прыжка стал управлять куполом осмысленно, и удавалось привести его в намеченную сверху точку приземления.
Где-то к третьему-четвертому прыжку уже четко осознаёшь своё положение в пространстве после шага за борт до момента открытия купола ;))
Потом, после какого-то очередного прыжка, время после шага за борт перестаёт растягиваться, и начинаешь ощущать его течение уже в обычном темпе. ;)
Приходит понимание, сколько у тебя его останется для ввода в действие запасного парашюта в случае отказа основного купола.
Перед крайним, седьмым, прыжком:
Как-то так вышло, что я выбрал второе. ;)
Но из этого экзерсиса вынес респект и уважуху к парням, отслужившим в этих продуваемых всеми ветрами войсках, несмотря на всю их показную браваду и купание в фонтанах в этот день года.
С праздником, парашютно-десантная братия!
Источник исторической информации:
Первый десант