Стоя минут 15 в этой очереди, невольно стал вспоминать всё, что мне было известно об истории самарского электротранспорта и разнообразных новшествах, то и дело вводимых городскими и федеральными властями, дабы существенно
Вспомнился самарский трамвай, к истории которого я обращался не так давно в связи с исследованиями пулевых повреждений столбов контактной электросети чехословацкими легионерами.
Вспомнил и про старинные проездные билеты, которые как-то фотографировал у одного коллекционера-любителя:
Это сейчас все (кроме меня ;)) привыкли к транспортной карте, некоторые отдельные продвинутые самарцы оплачивают проезд еще и картами МИР и других платёжных систем. поддерживающих бесконтактную оплату - и только такие ретрограды, как я, предпочитали до 1 июля 2018 наличные и привычные жетончики образца 1995 года ;)).
А всего лишь 92 года назад всё было иначе ;)
Проездной билет на полмесяца февраля 1930 года на самарский электрический трамвай, так называемая "сезонка", как явствовало из надписи на нём, был недействителен без фотографии, и при её отсутствии подлежал отобранию.
Что интересно, билет не давал права прохода с передней площадки - власти всегда заботились о гражданах...
К сожалению, на сезонке не была указана её цена, и потому я не могу сказать, во сколько обходился проезд на трамвае в Самаре 1930 года, но зато я точно знаю, что в Самаре дореволюционной стоимость проезда в городском трамвае составляла 4 копейки, а билетики уже тогда были номерные:
Билет просят предъявлять при каждом требовании сборщиков и контроля.
Впрочем, у меня есть основания полагать, что вышеприведённый билет - не на электрический трамвай. а на трамвай конный, или конку - о стоимости трамвайных билетов можно прочесть у в посте matrokreazoth про 15 занятных фактов из истории Самарского общественного транспорта:
7. Проезд на трамвае в 1915 году стоил 3 копейки, а на конке от 3 до 8, в зависимости от класса и маршрута.
Схема линий конки и электрического трамвая в Самаре, 1915 год (фото matrokreazoth ):
С другой стороны, финансовые проблемы самарских трамвайщиков требовали увеличения стоимости проезда:
В конце 1915 г. основной темой заседаний трамвайной комиссии было увеличение стоимости проезда до 4 к. Мера была вынужденная, поскольку в бюджете зияли дыры из-за трат на военные нужды, и трамваю пришлось тащить все прорехи на себе.
Так что, если предположить, что этот билетик 1916 или 1917 года - то вполне вероятно, что он на электрический трамвай, и проезд действительно стоил тогда 4 коп.
Впрочем, версии о стоимости билета на трамвай в 4 коп. противоречит вот этот билетик на С.Г.Э.Т. (Самарский городской электрический трамвай) стоимостью 20 коп, судя по написанию, также дореволюционный (хотя. может. и 1918 г):
Фото отсюда
Так что сложности с покупкой жетонов - далеко не первые, да и вряд ли последние - о нашем благе постоянно есть кому заботиться...
P.S.
Фотографии, источник которых не указан явно - мои собственные.