Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Чехословацкие легионеры заняли Кинель

Сто лет назад, 11 июня, чехословацкий легион занял станцию Кинель:


11.6.1918 г. Российский легион занял Кинель на Самарском фронте.

Чехословацкие легионеры купаются у моста через реку Большой Кинель (Koupání našich v řece Velký Kiněl) - фото взято отсюда.



Я уже проводил достаточно подробное исследование причин, по которым большевики не взорвали мост через реку Кинель, расположенный перед станцией Кинель, несмотря на однозначный приказ наркомвоена Н.И. Подвойского об организации обороны станции Кинель от 8 июня 1918 года:



Здесь совершенно очевидно, что на 8-е июня тов. Подвойский в Уфе еще не владеет информацией о том, как было дело под Самарой.
Спустя три дня историю оставления Самары и Кинеля наркомвоен Н.И.Подвойский в своей докладной записке описывает так:


ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Н. И. ПОДВОЙСКОГО В НАРКОМВОЕН О ПОЛОЖЕНИИ НА ЧЕХОСЛОВАЦКОМ ФРОНТЕ
№ 620,
ст. Уфа
11 июня 1918 г.
3 час. 15 мин.

Сообщаю положение дел на чехословацких фронтах и историю падения Самары.
4 июня чехословаки, после выигранного ими дела, обрушились в сызранскую сторону для нанесения ударов по нашим войскам, беспокоившим тыл, отсюда бой 5, 6, 7 июня.

После этого последовали упорные бои за Самару, в результате которых 8 июня в 6 часов утра Самара пала.

Несмотря на наличие водных преград при слиянии рек Самары и Кинель, наши части, дезорганизованные слухами самыми нелепыми, в 18 часов 8 июня оставили ст. Смышляевку.

Одновременно были обнаружены неприятельская пехота и автомобили со стороны Алексеевки, с которыми наш броневой поезд выдержал короткий бой у дер. Смышляевки.

В 20 часов 30 минут был оставлен Предкинельский мост, а затем и ст. Кинель, где были уничтожены стрелка и крестовина.

Ввиду полной неустойчивости наших частей мысль о защите кинельского узла пришлось оставить.


В вышеприведённой цитате можно обнаружить корреляцию с данными чехов об обстреле двумя ротами 1-го полка большевистского  бронепоезда с подкреплением:

1-я и 9-я роты 1-го полка отразили атаку большевистского поезда, который только что прибыл из Кинеля на помощь Самарскому Совету. После сильного обстрела чехословаками, этот поезд быстро вернулся в Кинель вместе с большевистской подмогой.

Теперь по всему выходит, что чехословаки не остановились 8-го у Смышляевки, а проследовали и далее, как минимум за Алексеевку, где их и обнаружили отступающие к Кинельскому мосту большевики.

Самое интересное. что, несмотря на то, что Подвойский докладывает 11-го июня о том, что ст. Кинель оставлена красными еще в 20 часов 30 минут 8 июня,  12 июня оперотдел Наркомвоена требует от Подвойского направить войска на станцию и удерживать её во что бы то ни стало:



Что, в принципе, вполне согласуется тем фактом, что чехословаки заняли Кинель только 11 июня - до этого, выходит, он оставался ничьим.

С любезного разрешения Алексея Калистратова - скриншот видеозаписи проезда его собачьей упряжки под железнодорожным мостом через Кинель, в докладе Подвойского именуемого "Предкинельским мостом":



Сегодня, после нескольких лет исследований истории железнодорожных мостов через Кинель на  старой и новой ветках Самаро-Златоустовской дороги, я совершенно уверен, что именно этот мост:

  • в июне 1918 года - единственный железнодорожный мост через р. Большой Кинель у станции Кинель

  • именно этот мост показан на фотографии в начале поста с купающимися чехословаками, при этом совершенно очевидно, что мост цел, не повреждён и не имеет следов восстановления

  • видимые на этой фотографии рельсы, торчащие под углом из воды, возможно, были сброшены с мостового пути при оставлении моста вечером 8 июня, дабы дать уйти обстрелянному чехословаками бронепоезду (Ревякина?), хотя и не исключено, что они были забиты в дно еще при  строительстве моста в качестве ледоломов

  • видимый на чехословацкой фотографии 1918 года барак на берегу сохранился по крайней мере до 1966 года. поскольку виден на космоснимке этого периода, и позволяет подтвердить, что на фото, сделанном с западного берега Кинеля, именно этот мост





Если сложить все полученный из разных источников данные, то получается следующее:

  • в 6 утра 8 июня 1918 года Самара пала

  • в 18 часов 8 июня большевисткие отряды оставили ст. Смышляевка

  • в 20:30 8 июня 1918 года большевики оставили Предкинельский мост, а затем и ст. Кинель, где были уничтожены стрелка и крестовина

  • с вечера 8 июня до 11 июня станция Кинель находилась на нейтральной территории - оставленная большевиками, но еще не занятая чехословаками

  • 11 июня 1918 г. чехословаки заняли Кинель

По данным красной агентуры, в Кинеле к 13 июня находилось два эшелона легионеров.

СВОДКА ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ О СИЛАХ И ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ, ДЕЙСТВУЮЩИМИ НА ЧЕХОСЛОВАЦКОМ ФРОНТЕ 13 июня 1918 г. к 18 час.

Уфа-кинельское направление. Наши отряды занимают ст. Кротовку. Противник держится пассивно.
Состав наших войск: арьергардный подрывной отряд—78 человек, 1 Советский полк—30 человек, Бугурусланский отряд—около 100 человек, Абдуллинский отряд—170 человек, Уфимский отряд—250 человек, Петроградский отряд—40 человек, Казанский отряд, направлявшийся на ст. Кинель в количестве около 860 человек, по пути разбежался. Командует нашими силами в кинельском направлении т. Блохин.

По агентурным сведениям, в Кинели находится около двух эшелонов чехословаков.
В Самаре, по разным сведениям, от 5 до 12 тысяч человек.



Источники:
Tags: 1918, Кинель, гражданская война, забытая история, загадки истории, ровно 100 лет назад
Subscribe

Posts from This Journal “ровно 100 лет назад” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments