Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

По заброшенной железной дороге


О заброшенной ветке Самаро-Златоустовской железной дороги я уже писал в феврале.
На днях нам, наконец, удалось выбраться в "икспидицию" и проехаться вдоль этой ветки на велосипедах.
Большинство из сделанных предположений оправдалось - но остались и некоторые неясности.

Но обо всем по порядку.

Итак, загрузив в GPS трек предполагаемой трассы бывшей железки, выезжаем с Игорем на 2 великах.
Первое предположение - что старый железнодорожный мост через р. Большой Кинель был чуть ниже по течению (метров на 30) относительно современного автомобильного моста, похоже, подтверждается - на местности что-то похожее на насыпь угадывается.
Старая насыпь почти не тронута современной застройкой пос. Усть-Кинельский - по ней теперь идет кривая грунтовая улица, и мы повторяем маршрут паровозов на велосипедах - современные улицы Щибраева и Овражная идут аккурат по бывшей насыпи, но ничто о железнодорожном прошлом не напоминает, кроме криволинейности улицы.
Первую остановку для фотографирования делаем на окраине Усть-Кинельского - вот эта грунтовка и есть бывшая железнодорожная ветка:


А вот здесь уже довольно четко видна сильно заросшая травой насыпь:



Вдоль насыпи идет приличная грунтовка, но слева постоянно угадывается заросшая по краям деревьями насыпь. Временами выбираемся прямо на нее для фотографирования:



Горка становится круче, и насыпь перетекает в углубление: уклоны для паровоза - это всё:



Представляю, как заносило эту ямку степными метелями...
Игорь стоит в месте, где насыпь переходит в ров (слева от точки съемки). Видно, что насыпь уходит вправо, назад к Усть-Кинельскому, откуда мы только что приехали:




Самую верхушку холма мы миновали, и дорога снова стала насыпью - там, вдали - Самара:




А вот довольно неожиданно, после овражка, размывающего выемку дороги, мы замечаем, что выемок - две, и они сходятся - видимо, тут был разъезд.



Еще несколько сотен метров - и вот мы пересекаем Исторический вал - зимой он читается на местности куда как отчетливей, но и сейчас виден ров между грунтовкой и валом справа, и заметен угол редана, идущего от левого нижнего края снимка к его середине:



Объехав пересечение бывшей железки с Историческим валом, распаханное дачами и газопроводом, возвращаемся на насыпь.
Впереди - корпуса Комбикормового завода:



Еще какое-то время пытаемся ехать по траве по пояс

- но утыкаемся в сплошные джунгли.



Спешиваемся и идем дальше пешком.
Невыносимо воняет - скоро становится понятно, чем.
Видимо, комбикормовый завод еще и свиней держит, и продукты их жизнедеятельности сливает непосредственно в углубление, когда-то, видимо, бывшее выемкой под железнодорожные пути.
Отличный подход к наследию предков! ;)))

Останавливаться снимать нет никакого желания, и тупо топаем через чепыжник в рост человека по колее какого-то трактороподобного монстра, прошедшего здесь до того, как это дерьмо окаменело ;))

Справа, с озерца с менее вонючей водой, взлетает целая стая жирнющих диких уток ;)

Но вот впереди какая-то свалка бетона и окаменевшие в грязи собачьи следы - не иначе как вышли, но на промплощадку.
Еще метров 50 - и становится понятно, чью - это территория растворно-бетонного узла "Алексеевского бетона".

Впереди проходная, ворота, будка спящей охраны и недремлющей собачки размером и статями напоминающей алабая ;))
Но мы идем не снаружи, а изнутри периметра, ведем велосипеды и я дружелюбно приветствую собачку - "Здорово, пёс!" ;)
Псина честно отрабатывает миску, добросовестно обгавкивая. но интонации, не оскаленные клыки и машущий хвост выдаёт. что псу просто скучно и он "работает на публику" ;))

Мило беседуя ровным и дружелюбным голосом, минуем ворота - и тут к первому псу подтягивается подкрепление в виде второго такого же зверюги ;))
Игорь идет за мной, тоже что-то говоря зверюгам - наше радушие не остается незамеченным. и второй тоже вяло брешет, хотя сначала резво бежал к нам ;))

Отходим еще метров 8, отворачиваемся от псов и с достоинством садимся на велы - те еще немного нас провожают и отстают.. "Добрым словом... можно добиться большего", как говаривал Аль Капоне - правда, он еще что-то про пистолет добавлял, мы же обошлись без оружия ;)))
Как вы понимаете, доставать фотик из рюкзака в момент "переговоров" с псами я не стал - так что без фото ;)

Снимать корпуса "Балтики", выросшие на месте станции III класса Падовка, я также не стал - следующий снимок сделан уже после пересечения Обводной дороги. Вот тут, на снимке 1966 года, станция Падовка еще видна:



Собачки и "Алексеевский бетон" - остались за правым верхним углом снимка.
А вот что на месте станции III класса Падовка сейчас:



Но вернемся к дачам за обводной дорогой.
Мы едем по дачной улице, справа от которой, в выемке, проходил железнодорожный путь.



Дорога по дачам ничего особо интересного собой не являет - но вот мы приближаемся к поперечному оврагу, на месте которого должен был быть мост.



Правда, никаких его остатков не видно даже на спутниковом снимке 1966 года, тем более ничего не видать сейчас - просто поперек дороги насыпь, за которой - заросший сплошь овраг:



Немного пометавшись вдоль оврага туда-сюда, Игорь берет "языка" в виде местной дачницы.
К моему удивлению, про железную дорогу тут все знают, говорят, что даже улица вдоль нее называется Железнодорожной, и показывают нам, где было пересечение путями оврага и как его объехать.
Едем влево, по тропинке вдоль оврага:



При объезде приходится сделать довольно заметный крюк по дачным улицам - но иного пути у нас, похоже, нет...



Далее трасса бывшей "железки" также проходит в сильно ныне заросшем углублении, грунтовка же, по которой можно двигаться, идет по одному из его бортов:



Довольно скоро обитаемые дачи вокруг сменяются давно заброшенными, а дорога и вовсе пропадает, сменяясь вьющейся по бывшей насыпи дороги малохоженной тропой, которая, однако же, позволяет ехать, не слезая с седла:



Впрочем, довольно скоро мы поняли, что слезть таки придется - поперек насыпи растет здоровущее дерево, с ветками чуть не метр в диаметре - приходится не только спешиваться, но и подползать под ветку, таща велики плашмя ;)):



Дерево, судя по размеру - чуть не ровесник "заброшки", видимо:



Собственно, от этого дерева двигаться дальше по трассе "железки" становится и вовсе невозможно - метров через 50 поперек тропы - забор, а дальше и вовсе заросший непроходимыми "джунглями" овраг, потому приходится свернуть налево по тропинке, которая выводит на поперечную железнодорожной ветке дачную улицу.

Улица на достаточном протяжении не имеет никаких перекрестков или поворотов направо, и когда таковой, наконец-то, обнаруживается - оказывается, что и ехать там особенно некуда - через квартал мы по заросшей тропе с кучами мусора в конце попадаем на берег огромного карьера:



Что там карьер, я, конечно, знал - видел на спутниковых снимках, да и по идущей мимо Р225 езжу каждый день - но с трассы карьер не виден, и его масштабы реально нас с Игорем удивили.
Под несколькими десятками метров рыжей глины скрываются десятки метров серо-голубой глины - голубой юрской, насколько я могу судить. Видимо, именно она является сырьём для расположенного через дорогу Р225 керамзитного завода.



После осмотра карьера было решено посетить стоящую неподалеку водонапорную башню - еще при планировании маршрута я предполагал, что лучшей точки для обозрения трассы бывшей железной дороги нам не найти.



Однако сама башня принесла сплошные разочарования -  вид ее кирпичей не оставлял никаких сомнений в том, что постройкой конца XIX - начала XX века она быть не может, а, стало быть, никакого отношения к нашей железной дороге не имеет.



Стало быть, эту гипотезу окончательно приходится похоронить.



К тому же внутри самой башни отсутствовали аж 2 пролета лестницы. ведущей наверх - и стало ясно, что с панорамной съемкой с высоты тоже случился облом - конечно, можно было б попытаться забраться по трубе, но поскольку сама труба торчит из залитого водой колодца неясной глубины, лезть по ней энтузиазма у меня не возникло ;))



Обходя и объезжая по кустам карьер, мы было подумали, что вот эта заросшая травой по пояс просека в сплошных зарослях на краю карьера и есть искомая "железка", но вскоре и эту версию пришлось отбросить - она оказалась заброшенной дачной улицей.



Обнаруженные далее следы оползня несколько развлекли нас видом трещины, скорее напоминающей о последствиях землетрясения. чем сползания склона:



Однако, немного вернувшись после объезда карьера назад, мы таки обнаружили следы нашей "железки" - она оказалась несколько севернее карьера.
Как и ожидалось, этот участок сильно заболочен то ли дождевыми, то ли грунтовыми водами, и вряд ли проезжабелен - так что ограничились только съемкой:



Дальше всё довольно непонятно - за моей спиной на последней фотографии находятся заборы дач, и куда в реальности шла железнодорожная ветка. на местности определить не представляется возможным ввиду сплошной застройки этого участка дачными участками.
На снимке красным показана предполагаемая мной перед поездкой траектория, однако по видимым на наложенной спутниковой фотографии 1966 года видно, что следы на местности полвека назад указывали на то, что ветка вроде бы шла севернее, пересекая Р225 прямо по территории, ныне огороженной и занятой каким-то предприятием.

В самом месте пересечения с трассой никаких следов насыпи, разумеется, не сохранилось - однако мы попытались объехать забор южнее, следуя ранее высказанной гипотезе прохождения пути (красной линии):



Что интересно - не доезжая примерно сотни полторы метров до нынешней железной дороги мы обнаружили, что едем по четко читаемой насыпи!
Правда, выехать прям к самой современной железке не удалось - буквально метрах в 30-50 тропа свернула с насыпи вправо, а впереди оказались непролазные заросли деревьев.
Предполагал, что в определении истинного места, в котором новая ветка отделялась от старой, поможет карта РККА 1919 года, привязал ее к местности - но карта оказалась с большими погрешностями, так что особой ясности не внесла:



Наш трек (голубой),  предполагаемая трасса железнодорожной ветки, загруженная в GPS перед поездкой (красный) , современная трасса Р225 (желтый), обозначены места бывших мостов через овраг притока Падовки (бывш. мост) и саму Падовку (мост?) - судя по карте 1919 года, можно было предположить, что старый ж/д мост был там.
Впрочем, спутниковый снимок 1966 года эту версию опровергает.

Как видно по нашему треку, мы проверили еще и версию с американской карты о том, что недостроенное железнодорожное пересечение с мостом вот тут проходит по старой ветке. Собственно, вот этот мост:


И оказался он очевидно постройки никак не позже годов 1970-х, судя по использованным материалам и технологиям:



Вид с моста на автомобильные мосты через Падовку  (новый и старый под ним) на Р225:



По мостику можно проехать - но ехать особо некуда:



И напоследок - треки на фоне композиции из современных спутниковых снимков Google и спутникового снимка 1966 года:




Увеличенные фрагменты тех же снимков:





Обратно ехали грунтами вдоль современной ветки железной дороги, построенной на рубеже XX века - но об этом в другой раз.

Tags: Алексеевка, Зубчаниновка, Кинель, Самара, Самаро-Златоустовская железная дорога, велосипед, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования, история, топографические карты
Subscribe

Posts from This Journal “Самаро-Златоустовская железная дорога” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments