Советская историография традиционно посвящала этому событию всего несколько строк:
4 ИЮНЯ [1918]
Ст. Липяги. В районе, прилегающем к ст. Липяги и селам Русские Липяги и Воскресенка, произошел бой между советскими отрядами и войсками чехословацкого корпуса. Советские отряды не смогли противостоять численно превосходящим регулярным войскам и потерпели поражение. Погибло свыше 1000 человек, кроме того, многие утонули в разлившейся реке Татьянке при переправе через нее вплавь. Убиты в бою командующий советскими отрядами М. С. Кадомцев, а также командир латышского красногвардейского отряда В. К. Озолин (СРК, № 323; ВЗ, № 69; И. А. Колесников. Военные действия на территории Самарской губернии. Самара, 1927, стр. 14).
М.С. Кадомцев, командовавший советскими отрядами под Липягами.

Артиллеристы-чехи у станции Липяги - видим на путях обычный паровоз, пару платформ и вагон-теплушку:

Батарея чехов у Липяг

Мост, разрушенный большевиками у Липяг (по-видимому, у ст. Жигули):

И только уже в наше время стараниями многих самарских краеведов-любителей, не только перерывших кучу архивных документов, воспоминаний, мемуаров чехословацких легионеров, карт, схем и исторических трудов, но и попытавшихся привязать эти события к реальной местности, это боестолкновение обросло кое-какими подробностями, как водится, разной степени достоверности.
Понимая, что достоверно установить, как и где именно на самом деле происходили эти события в действительности, спустя столетие, когда в живых не осталось ни одного свидетеля, практически не представляется возможным, тем не менее, постараюсь на основе произведенных моими предшественниками расследований (далеко не полный список которых - внизу поста) изложить вам своё видение тех событий.
Из воспоминаний чешского легионера из книги "Хроника 4 Прокопа Великого полка" раздел 1918 год, глава "Битва при Липягах":
....Таким образом, во второй половине дня, 2го июня к вечеру был направлен в Липяги, в разведку, патруль кавалерии, состоящий из 12 солдат 4го полка с прапорщиком Музилкой.
Разведка возвратилась на следующее утро и принесла ценные сведения, подтверждающие намерения большевиков. Вражеские окопы большевиков были в форме полукруга и построены в западных и южных склонах около 4 верст к западу от станции, так же располагались в Липягах в восточной части лиственных лесов, прилегающих к железной дороге, и к северу от деревни Русские Липяги и в болотах на левом берегу Волги.
Местность, в которой неприятель планировал нападение на наши войска, была слегка волнистая, и при ходьбе в Липяги была немного в гору, это было под полным вражеским контролем и, следовательно, менее благоприятные для нападающего.
Поручику Чечеку, общая ситуация была хорошо проинформирована, и способна определить общий план маневра и определил он его следующим образом:
Одна группа, поддерживаемая "Орликом", будет продвигаться по маршруту через деревни Мордовские и Русские Липяги и их маневры будут пытаться привлечь на себя все силы противника, а вторая группа, именуемая "клещи" перемещается незамеченной в течение ночи в район села Воскресенска (3 км к югу от вражеских позиций), врывается в сторону врага и блокируя его, пытается предотвратить отступление противника в Самару.
Большевики должны были быть загнаны в ловушку, подготовленную нами.
Поздно вечером 3го июня поручик Чечек выдал следующее распоряжение:
I. Фронтальная группа подпоручика Носка. Батальон (600 штыков) с четырьмя пулеметами, двумя Максимами и двумя Кольтами, должна выйти 4 Июня 1918 в 3:00 ночи и продолжить медленное движение в направлении вдоль железной дороги, через села Мордовские и Русские Липяги, и будет пытаться привлечь основные силы врага.
Группа подпоручика Носка будет поддерживаться дальнобойными орудиями с бронепоезда "Орлик" (с 1 пушкой и 11 пулеметов).
II. Клещи группа поручика Гайер, выйдет 4 июня 00.30 ночи от железнодорожной будки (3 версты к северо-востоку Томылова) в восточном направлении, так что бы она подошла к селу Воскресенское с юга. После захвата деревни, чтобы атаковать противника со стороны, она должна проникнуть на вражескую территорию, чтобы предотвратить отступление противника в Самару и отбить ближайшие возможные подкрепления из города.
Состав группы: батальон прапорщика Яновскаго - (450 человек и 6 пулеметов, - 4 "Максима", и 2 "Кольта").
Батальон подпоручика Вобратилка (одной части 11 роты и двух частей 12 роты, в общей сложности 300 штыков) с 4 пулеметами (2 "Максима", 2 "Кольта"), автомобильного взвода (60 человек) с тремя пулеметами, рота новобранцев (60 человек) с одним пулеметом, бронированный автомобиль ( с двумя пулеметами), одно 80мм орудие.
Все вместе - 870 штыков, 14 пулеметов, бронированный автомобиль, 80 мм орудие - для взятия противника в клещи.
Хотя группа работает самостоятельно, тем не менее должна стараться быть в контакте с фронтальной группой. Час атаки на вражеские позиции определяется в соответствии с решением командиров.
III. 9я рота с двумя частями 12 роты, и 120 артиллеристов (Итого 370 штыков) являются первой резервной поддержкой и переходит на участок фронтальной группы.
IV. I Батальон и II резервный батальон полка, саперы 4го полка и техническая рота, являются резервом второго эшелона и ждут на станции Томылово. 80 мм действующие орудия прапорщика Холявина занимают позиции к востоку от трассы и обеспечивают огневую поддержку боя для обеих групп.
VI. Операцией управляет поручик Чечек, он будет находиться в железнодорожной будке в 2,5 версты к северо-востоку от Томылова.
После получения этого приказа командиры групп составили последние приготовления к запуску всей операции.
Это, в основном было выделение необходимое количество автомобилей для связи с группой охвата, а также распределение боеприпасов и оружия.
Не менее важным был свободный проход к станции Липяги, после ремонта моста на ст. Жигули, который должен был стать проходимым, иначе было бы невозможно использовать бронепоезд "Орлик"...
Теперь попробуем разобраться с тем, где именно происходили боевые действия и где располагались позиции оборонявшихся большевиков.
Свидетельство с форума самарских кладоискателей:
Еще один отряд чехов двинул по Волге, перед взятием Самары - это удобнее было сделать по старице Сухая Самарка (ее Кривушей называют, выходит в Волгу у Гранного) от причала в Русских Липягах.
Позиции красных были разбросаны на довольно большой площади - примерно по окраине теперешнего города Н-ска:
102 км, Трикотажка, Биофабрика, Станция Липяги, Парк Дубки- там захоронения нашлись позже.
Кстати один известный самарский диггер недавно поведал мне, что самое крупное захоронение нашли в 50-х годах у парка Дубки - там просто грузовик провалился в пустоты...
Общался с зам ген. директора треста № 25, он сообщил при застройке Н-ска никаких больше серьезных находок не было, только при строительстве трикотажной фабрики и всё.
Карта Стрельбицкого, отражающая местность вокруг района боевых действий, к сожалению, грешит сильными искажениями и весьма схематична:
Пара вариантов схем позиций красных войск и подразделений чехословаков из чешских мемуаров при всей своей внешней солидности особенной ясности не вносит:
Видим, что чехи рисуют у большевиков изрядное количество артиллерийский орудий - хотя есть свидетельства, что с артиллерией при обороне Самары дела обстояли не особенно хорошо...
Схема сражения у Липяг от Čsol
Схема боя под Липягами из советских источников вообще не изобилует никакими подробностями:
Схема боя под Липягами из советской книжки 1932 года Ф.Г. Попова "Чехословацкий мятеж и учредилка" - через 14 лет после описыываемых событий никакие подробности не описывались:
Снова посмотрим на сохранившиеся фотографии.
Чехи ремонтируют пути под Липягами - пути были разобраны красными, судя по уже процитированным выше мемуарам. в районе станции Жигули, для воспрепятствования свободы манёвра "Орликом":
Поле боя под Липягами, фото 1918 года из книжки про командира 4 полка им Прокопа Великого Яна Гаера, изданной в 1933 г:
Сам поручик Ян Гаер в бою под Липягами был смертельно ранен и умер 7.6.1918г.
Привязаться на фото поле боя особенно не к чему - потому по примеру кладоискателей с самарского портала samara-clad.ru обратимся к обнаруженным и сохранившимся захоронениям того периода.
Могила одного из легионеров, убитого в бою под Липягами, на фото 1918 года:
Со стороны легионеров потери составили около 30 человек убитыми, которые были похоронены чехами в окрестностях станции Липяги:
Известен один из списков похороненных в этих могилах легионеров:
ČÍŽEK Josef - střelec 2. kulometného oddílu 4. stř. pluku
DUBA František - střelec 8. roty 4. stř. pluku
ENTLICHER Čeněk - střelec 10. roty 4. stř. pluku
HOLEČEK Václav - střelec 2. roty 4. stř. pluku
HONZÍK Josef Dmitrij - četař 10. roty 4. stř. pluku
CHYTIL František - svobodník 1. kulometného oddílu 4. stř. pluku
KRAMEC (KRAMR, KROMER) Karel - střelec 4. roty 4. stř. pluku
LHOTA Jaroslav - střelec 1. kulometného oddílu 4. stř. pluku
NOVÁK Josef - střelec 4. roty 4. stř. pluku
RAJNER Jan - desátník 8. roty 4. stř. pluku
SEDLÁK František - střelec 3. roty 4. stř. pluku
SKOPALÍK Fabián - svobodník 1. kulometné roty 4. stř. pluku
SVOBODA Jan - střelec 10. roty 4. stř. pluku
ZÍTEK Emanuel - střelec 8. roty 4. stř. pluku
Три могилы чешских легионеров, погибших в том бою, были вырыты прямо у современной станции Липяги.
Координаты места захоронения на станции Липяги из чешских источников: 53°6'3'' s.š., 49°59'6'' v.d.
Это вот здесь:
Чехи у свежих могил в Липягах - скорее всего, у тех самых трёх:
Что касается потерь и захоронений большевиков - информации значительно меньше, что вполне объяснимо - историю пишут победители, а в Липягах это были чехословаки...
Тем не менее, воспоминания участников событий свидетельствуют о больших потерях среди большевиков и о зверствах со стороны легионеров.
Николай Иванович Кочкуров ( 1899—1938) — русский советский писатель, записался добровольцем в боевую дружину и принял участие в решающем бою за Самару у села Липяги 4 июня.
Ниже - отрывок его воспоминаний, приведённый на форуме samara-clad.ru/:
Н.И.Кочкуров, фото 7 июня 10918 года
"Наша боевая дружина коммунистов из Самары была выслана на фронт под село Липяги, в 12 верстах от города.
Прибыв к месту назначения, мы на окраине села вырыли две линии окопов и стали ждать наступающих с Волги чехов.
На другой день к нам на подмогу прямо с Оренбургского фронта прибыл Северный летучий отряд моряков-балтийцев.
Чехи подтянулись и ударили в штыки. Наши части, лишенные общего руководства, штыкового удара не приняли и обратились в паническое бегство.
И только отряд моряков не побежал. К нему присоединилась маленькая группа из нашей дружины.
Залегли у железнодорожной насыпи и больше часа вели бой с численно превосходившим нас противником.
Моряки дрались, как львы, и ни один из них не вышел живым из этого боя.
По широкой степи раскиданы их косточки.
Какова же судьба бросившихся в бегство?
Позади второй лини окопов протекала речка Татьянка. Больше тысячи человек чехи здесь захватили в плен.
Товарищи, не захотевшие сдаться, бросились вплавь. На воде чехи подстреливали их и множество потопили.
Потом пришлось бежать по раскисшим от половодья лугам и, кроме Татьянки, переплывать Дубовый ерик, Орлово озеро, Говнюшку, Сухую Самарку и только в количестве тридцати человек к вечеру этого дня мы добрались до Самары."
Красноармеец Батяев вспоминал: после одного из сражений местного значения его отряду пришлось отступить.
На поле боя осталось 47 раненных солдат.
После перегруппировки отряд пошел в контрнаступление. «Когда мы шли, то видели на поле, что у всех раненных были сбиты черепа».
Житель Липягов П. Просвирнов записал следующее: «После захвата деревни Липяги и станции расправа была ужасная. Попавших (в плен) красноармейцев не стреляли, а брали на штыки, как крестьяне берут вилами снопы... вешали за ноги на телеграфную проволоку»

По материалам, составленным новокуйбышевским поисковым клубом, версия событий под Липягами выглядит так (источник - форум guns.ru):
Днем 3 июня к селу Воскресенка со стороны деревни Семеновка подступил конный отряд подполковника царской армии Н.А. Галкина, организатора подпольной офицерской организации в Самаре. Прикрытием им послужил берег р. Свинуха, сильно поросший лесом. Окружив вечером село, конники Н. Галкина порубили всех красноармейцев (79 человек Красногвардейского конного отряда).
Никто не сумел спастись и предупредить М.С. Кадомцева об опасности.
В ту же ночь кулаки села тайно провели по берегу оврага сопровождение - два батальона чехословацкой пехоты с орудием.
Около усадьбы князя Щербатова разведка чехов сняла секрет красноармейцев. Останки убитого бойца (он был присыпан землей в окопе) были обнаружены только в 1978 году, около забора биофабрики - на месте нынешней автостоянки за домом по пр. Победы 48-а.
С первыми лучами солнца чехословацкие батальоны двинулись через Сакулинские хутора к станции Липяги.
В ложбине, где сейчас сходятся улицы Ворошилова и Дзержинского, разгорелся рукопашйый бой между передовой ротой чехословаков и отрядом моряков.
На помощь тем и другим двинулись остальные силы. Однако вскоре основная группа белочехов повела наступление со стороны Мордовских Липягов.
Потери со стороны большевиков, как и общая численность отряда Кадомцева, по разным данным довольно сильно разнятся, но примерно оцениваются в полторы - две тысячи человек.
Многие из них не погибли в бою, а были расстреляны после пленения.
И снова цитата с guns.ru:
Клуб следопытов <Голубые молнии>, изучив всю литературу по данной теме и саму местность, пришел к такому выводу: возможно, что местом захоронения является холм, расположенный на территории бывшей медсанчасти НХК по ул. Островского.
Современные чешские историки на основе изучения мемуаров легионеров так трактуют события под Липягами:
После битвы при Пензе группа покинула город 3 июля 1918 года и направилась в Самару, где у пос. Липяги большевики построили сеть траншей, занятых 4000 латышских стрелков, венгерских интернационалистов, моряков, командиром которых был Самуил Евгеньевич Кадомцев [Samuil Jevgeněvič Kadomcev - так в тексте, на самом деле - Михаил Cамуилович Кадомцев].
Он пытался склонить чехов и словаков к переговорам и отправил самолет, разбросавший листовки с призывом остановить все боевые действия.
Поручик Чечек отказался от встречи, и вскоре после полуночи 4-го июня один батальон Четвертого полка обходит большевиков с юга и утром, пойдя в атаку, вызвал большую часть огня большевиков на себя.
Атака же была предпринята не только с юга, но и с запада, и, несмотря на численное превосходство большевиков (Чечек имел 1600 человек против почти 4000 человек у Кадомцева), к полудню атака завершилась победой.
Потери обеих сторон были неравны - чехи и словаки потеряли около 30 солдат и 89 были ранены, в то время как у большевиков погибло около 1500 человек и еще 300 человек утонуло при нескоординированном отходе на север в болотах реки Татьянка; более 2000 большевиков были захвачены в плен.
Внимательно прочитав исследования самарских кладоискателей относительно привязки мест боёв к реальной местности и попытавшись привязать все найденные в Сети схемы позиций сторон к современным картам, вынужден согласиться с выводами кладоскателей. сделанными несколько лет назад - линия обороны большевиков - бойцов отряда М.С. Кадомцева - не сохранилась, полностью уйдя под жилую и промышленную застройку Новокуйбышевска, о чем и свидетельствуют мои попытки наложения схемы из чехословацких мемуаров на спутниковый снимок:.
Точность, конечно же, изрядно хромает - поскольку исходная схема далека от картографической точности сама по себе - но, тем не менее, некое представление о том, что линия отдельных стрелковых ячеек сторонников большевиков ушла под застройку, даёт - вот та же схема расположения позиций сторон с убранной подложкой:
Вот, собственно, и всё на сегодня.
Источники:
- Попов Ф.Г. 1918 год в Самарской губернии. Хроника событий
- Форум самарских кладоискателей samara-clad.ru
- Олег Ракшин (
kraevedoff63). Памятный знак легионерам - пост в сообществе
samara_ru
d_clarence Подробный разбор боя под Липягами 4 июня 1918 года.
- Jan Šleis. RUSKÁ OBČANSKÁ VÁLKA A ÚLOHA ČESKOSLOVENSKÝCH LEGIÍ
a_malyavin 96 лет бою под Липягами. Фальшивый герой Михаил Кадомцев.
Исторические фотографии и карты - с просторов интернета, совмещения схем со спутниковыми снимками - мои собственные.