Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Ровно 100 лет назад чехословаками взят Александровский мост через Волгу

31 МАЯ [1918]

Район железнодорожного моста через Волгу. Командование чехословацких войск, находившихся на правом берегу Волги, предъявило ультиматум советскому командованию — в течение получаса открыть путь. Вскоре белочехи начали наступление и, имея огромное превосходство в численности и вооружении, прорвались через мост. Советские отряды отступили к ст. Безенчук (ГАКО, ф. 136, оп. 1, д. 40, л. 29; ПАКО, ф. I — IV, д. 65, л. 29).
Из Самары в район железнодорожного моста прибыл на пароходе «Фельдмаршал Суворов» и катере «Струя» отряд матросов 2-й воздушной бригады. Мост был уже занят белочехами. После орудийной и пулеметной перестрелки с белочехами матросы вернулись в Самару (ПАКО, ф. I — V, д. 36, л. 34; ВС, № 108).


Чехословацкие легионеры на Александровском мосту. Фото из коллекции VHÚ. :



Сами чехословаки в истории легиона день за днём пишут кратко:

31 мая 1918 – 4 чехословацкий стрелковый полк после битвы с большевиками занял в Сызрани Александровский мост через Волгу.

Уже упоминавшийся вчера боевой поезд "Орлик" тут тоже засветился:

31.5.1918 г. "Орлик" принял участие в захвате Александровского моста через Волгу.
Около 9 часов Орлик был поврежден неуправляемым локомотивом, запущенным большевиками со стороны Обшаровки.


Впрочем, другие чехословацкие источники дополняют это сообщение подробностями:

После занятия Пензы в конце мая 1918 года чехословацкие эшелоны Пензенской группы продолжили движение на восток во главе с бронепоездом первого полка «Орлик» и бронепоездом четвёртого полка «Грозный» в арьергарде.
Для солдат Пензенской группы было жизненно важно занять Александровский мост через Волгу, расположенный к востоку от Сызрани.

После полуночи 31 мая к мосту прибыла чехословацкая разведка, и около 8 часов утра, после двухчасового боя, в котором участвовал только "Орлик", который почти в одиночку взял полуторакилометровый мост в чехословацкие руки.
"Орлик" преследовал отступающего противника почти до станции Обшаровка на протяжении шести километров за мостом, где большевики остановили его, пустив против него встречный неуправляемый локомотив.


В коллекции Пражского Военно-исторического института (VHU) нашлась и фотография "Орлика", бравшего Александровский мост, до его тарана неуправляемым большевистским паровозом и последующей реорганизации.

Первый бронепоезд 1-го полка, позже знаменитый ОРЛИК. Фото из коллекции VHÚ.



Наиболее подробное описание боёв за Александровский мост я нашел в статье "Alexandrovský most 1918" на форуме valka.cz, свой перевод которой я и предлагаю вашему вниманию:

Командующий пензенской группой поручик Чечек, как авангард, отправил ранним утром и в течение дня 30 мая для захвата Александровского моста два батальона 4-го полка «Прокоп Великий» ( II и III батальоны ), усиленные импровизированным бронепоездом «Орлик» и железнодорожной бригадой.


Для обеспечения безопасности Сызрани, штаб полка и хозяйственная рота остались там, чтобы обезопасить речную пристань от возможного нападения большевиков по реке на кораблях с большевистского берега Волги.


Два батальона 4-го полка продолжали двигаться к Александровскому мосту при поддержке «Орлика», и в ночь с 30 на 31 мая прибыли на место - примерно в 10 км от Александровского моста, на станции Батраки.


Сразу же, около 01:00 ночи, чтобы выяснить ситуацию, по железной дороге отправили на паровозе разведывательный отряд в 40 человек из 10-й роты полка, под командованием прапорщика Матушека.


Разведка прапорщика Матушека подошла к станции «Правая Волга», последней железнодорожной станции перед мостом, остановилась, выгрузилась из локомотива и развернулась цепью по полю. «Правая Волга» была быстро занята разведкой без боя, захватив спящего в карауле большевика.
Левый фланг разведывательного подразделения, развернутого в цепь во время взятия станции, столкнулось с вражеским постом охраны, укрывшимся на соседней электростанции и других зданиях на Александровском мосту.

Вскоре началась ожесточенная перестрелка, в которой был достигнут перевес над врагом, наличие которого на Александровском мосту не было неожиданностью для чехословаков.

У большевистских защитников моста было два пулемета, также как и у чехословаков. Прапорщик Матушек немедленно усилил левый фланг своего наступающего отряда, перебросив туда два пулемета.
К сожалению, во время боя оба пулемета были повреждены, и необходимо было отправить их в тыл к локомотиву для возможного ремонта, поскольку их невозможно было восстановить под яростным огнём.

Другим критическим моментом стало обнаружение под мостом большевистского речного судна, из которого начали высаживаться около 300 большевиков, которые намеревались отрезать и уничтожить отряд Матушека.

Против такого перевеса подразделение разведки Матушека долгое время не выдержало бы, возникла угроза ее уничтожения.
Во время перестрелки разведка понесла потери - 1 убитый и 2 раненых.
В этой ситуации прапорщик Матушек в этой ситуации решил отходить, и отвёл отряд к своему локомотиву к 6 утра.
На путях со стороы Сызрани, однако, внезапно появился импровизированный бронированный поезд "Орлик" ( под командованием прапорщика Шрамека ), который выехал из Батраков, чтобы помочь, когда послышалась стрельба.

Это было своевременное подкрепление подразделения Матушека.

Часть экипажа « Орлика » была усилена разведывательной группой, которая развернулась к Александровскому мосту в 6:30 при поддержке « Орлика ».
На платформе « Орлика » была пушка, наводимая артиллеристом Меличаром настолько мастерски, что, когда он ударил по врагу двумя залпами, он очень точно попал по позиции большевиков и вызвал в их рядах панику.
Затем, когда добавился огонь из стрелкового оружия отряда Матушека, большевики начали паническое отступление.

Когда на берегу Волги высадились большевики с парохода, увидев, что охрана моста бежит, они снова погрузились на корабль и отступили, отказавшись от первоначального плана по окружению чехословацкого отряда.



Отряд Матушека при поддержке поезда "Орлик" быстро продвигался вперёд и вскоре занял край моста. Начался захват моста, и он должно был продолжаться очень быстро, пока враг не прислал еще одного подкрепления или не взорвал мост с другого берега, ведь было неизвестно, был ли он заминирован.
Потеря моста, вероятно, означала бы конец всей пензенской группы. Все это знали об этом.



К мосту тем временем прибыл III-й батальон 4 стрелкового полка (подпоручик Вобратилек) вместе с 3-м артиллерийской батареей артиллерийской бригады им. Яна Жижки.

Рота III батальона 4-й стрелкового полка быстро развернулась в цепь вдоль обеих сторон моста на берегу реки, что обеспечило ему защиту от повторного десанта противника с другого берега реки.

Артиллерийская батарея была поставлена перед мостом, для отражения возможной атаки противника по мосту и в то же время для поддержки запланированного чехословацкого продвижения по мосту.
Рота III батальона заняли свои места как раз вовремя, так как большевистский речной корабль снова приближался с другой стороны реки, резко усилив обстрел чехословаков из орудий, пулеметов и винтовок, готовясь к высадке десанта.
Но теперь к перестрелке присоединился поезд «Орлик», особенно его пушка, и несколько его залпов привели к тому, что большевистский корабль отступил.
« Чехословацкий » Волжский берег был тактически более выгодным с точки зрения рельефа, чем противоположный « большевистский » берег, поскольку имел более высокие берега, с которых открывался вид далеко через реку на большевистские позиции на другом берегу.

Сдав Западный берег, большевики на восточном берегу, таким образом, получили очень невыгодную позицию для дальнейшей защиты.



В борьбе за мост чехословаки потеряли 3 убитых и 3 раненых. Большевики понесли более серьезные потери - 11 убитых и более 10 раненых.


После быстрого обследования моста чехословацкими техниками и сапёрами, которые пытались выяснить, был ли заминирован мост, мост был признан безопасным.

Александровский мост летом 1918 года. Фото из коллекции VHÚ.


Через мост быстро прошёл бронепоезд « Орлик », который затем продолжил путь дальше и преследовал отступающего врага, обстреливая его на протяжении примерно 6 км до станции Обшарока.

Там поезд был протаранен неуправляемым локомотивом, который большевики разогнали и отправили навстречу «Орлику».
Передняя платформа "Орлика" приняла удар большевистского "сумасшедшего" локомотива, и «Орлик» не был разрушен, но был поврежден - удар уничтожил один из бронированных автомобилей, а другой повредил.


Один из броневиков "Орлика", поврежденный "сумасшедшим большевистским локомотивом" у ст. Обшаровка. Фото отсюда:



Есть мнение, что во время этого столкновения броневик «Адский» был полностью разрушен, а безымянный "Остин" с фото (впрочем, пишут, что у него таки было имя - Juráš) - только повреждён.



Видимо, после этой катастрофы в состав переформированного 1 июня "Орлика" и вошел третий из захваченных в Пензе броневиков - пушечный "Грозный".

Но человеческих потерь не было, и это столкновение было последним отчаянным жестом большевиков, чтобы отложить чехословацкое наступление.

Подразделения батальона Четвертого пехотного полка тем временем полностью заняли Александровский мост, который таким образом обеспечивал возможность переправы через Волгу.
Радость от успешного занятия моста среди чехословаков была очень велика. Это был большой успех.



После завоевания Александровского моста необходимо было как можно быстрее продолжить движение, прежде чем враг оправился и попытался протолкнуть силой Пензенскую группу за Волгу.


Александровский мост через Волгу и пароход чехословацкого корпуса, его охраняющий (Aleksandrovský most přes Volhu a náš strážní Parník) - фото с сызранского берега:



Командиром авангардной группы поручиком Чечеком был назначен поручик Петрик, который был также командиром 1-го резервного полка. Необходимо было взять Обшаровку, чтобы двигаться дальше.


Подразделения врага, которые в панике отступили от Александровского моста, попытались удержать Обшаровку, составляли около 250 человек.
Примерно в километре перед Обшаровкой на выгодных позициях враг подготовил траншеи, разместив в них 8 пулеметов, покрывающих огнём железную дорогу с Александровского моста.
У этих подразделений противника, помимо укреплений, был также бронеавтомобиль с двумя пулеметами и разведывательный самолет.
Они готовились противостоять дальнейшему продвижению чехословаков на восток - к Самаре.



Поручик Петрик обеспечил безопасность восточного берега Волги и Александровского моста двумя батальонами своего 1-го резервного полка, а батальоны 4-го стрелкового полка отправил на Обшаровку, которую он намеревался взять лобовой атакой частью своих сил и обходным манёвром, чтобы отрезать части противника и ликвидировать их.

Несмотря на первоначальный сильный обстрел со стороны большевиков, подразделения 4-го полка быстро и без особых проблем продвигались вперёд в рамках первоначального плана операции.
Когда большевики увидели, что им угрожает окружение, они снова быстро отступили, покинув окопы и оставив Обшаровку, и направились на восток.
В этом наступлении чехи не понесли никаких потерь, и днем ​​они легко заняли Обшаровку.

Бегущих большевиков преследовал поезд « Орлик » и II батальон 4-го пехотного полка, но были остановлены для ремонта путей, которые разобрали большевики, чтобы замедлить наступление чехословаков.

Вечером большевистский самолет был сбит пулеметным взводом  «Максим» 4-го полка, однако вражеский пилот спасся из разбитого самолета и сумел уйти от отправленного для его захвата чехословацкого отряда.



Источники:

Tags: 1918, гражданская война, забытая история, загадки истории, ровно 100 лет назад
Subscribe

Posts from This Journal “ровно 100 лет назад” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments