Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Инженерная машина разграждения

Сегодня, в 32-ю годовщину аварии на Чернобыльской АЭС, я хочу напомнить вам об одной из советских армейских инженерных машин, сыгравших значительную роль в ликвидации последствий аварии на четвёртом энергоблоке.

Инженерная машина разграждения (Объект 616) — инженерный танк, армейская машина, предназначенная для прокладки дорог по пересечённой местности, в лесу и городских завалах, для отрывки и засыпки котлованов.
Принята на вооружение в 1969 году.






Хочу обратить ваше внимание на существенные отличия между американским армейским бульдозером, о котором я писал совсем недавно, и инженерной машиной разграждения (ИМР) - как во внешнем облике, так и в предназначении.

Если американский армейский Caterpillar - это скорее призванный на военную службу гражданский бульдозер, то наша ИМР - это в первую очередь танк, специально оснащенный для проведения инженерных работ, причём предназначенный работать в первую очередь в условиях применения ядерного оружия:

В качестве базы используется шасси среднего танка Т-55.
Корпус машины герметичен и имеет противоатомную защиту.
Суммарная доза облучения, получаемого экипажем, снижалась до 10 раз.

Днище корпуса усилено стальными листами, подбашенный лист изменён. На верхнем листе корпуса находится башенка механика-водителя.




Сравните всё это с открытой кабиной американского армейского бульдозера, и станет понятно, для реализации какой военной доктрины в первую очередь разрабатывались эти инженерные машины.

О роли ИМР в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС пишет Ю.Г. Веремеев на сайте Сапёр:

Настоящая работа этой машине нашлась в страшные дни мая 1986 года у четвертого блока Чернобыльской АЭС. Только тогда эту машину оценили по достоинству.

ИМР оказалась единственной машиной, способной работать возле разрушенного ядерного реактора.

Она одна оказалась в состоянии расчистить проходы к реактору, выполнить необходимые замеры, удалять разбросанные вокруг реактора обломки стержней с ядерным топливом, остатки стен.

Она же начинала возводить вокруг реактора саркофаг, доставляла и устанавливала крановое оборудование.

Едва ли не все, стоявшие тогда в строю ИМРы оказались в Чернобыле и все они остались навсегда там.
За время работы машины набирали так много радиации, что броня сама становилась радиоактивной.
Десятки, если не сотни ИМРов, среди сотен других машин стоят на заброшенном аэродроме времен войны возле Припяти.




ИМР на вечной стоянке в Припяти. Фото с сайта Сапёр

Увидеть эту машину "живьём" мне довелось в Техническом музее АвтоВАЗа в Тольятти (в настоящее время - Парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова) летом 2009 года - две верхние фотографии сделаны во время нашего туда визита.

Добавлю еще несколько слов об этой необычной машине:

Машина герметизирована, снабжена системой подводного вождения (движение под водой на глубине до 5 метров), системой противоатомной защиты, радиометром-рентгенометром ДП-3Б, прибором химической разведки ВПХР,
Коэффициент снижения дозы облучения равен 10.

Машина оснащена системой дымопуска ( дизельное топливо впрыскивается через форсунку в выхлопную трубу двигателя, благодаря чему образуется очень плотная и значительная по размерам дымовая завеса.

Машина проделывает проход в сплошном лесном завале со скоростью до 200-300м в час, в городских завалах 160-200м в час.
Машина может проделывать колонный путь по среднепересеченной местности со скоростью 5-8 км в час.

Для предотвращения пожаров внутри боевого отделения ИМР снабжена системой автоматического пожаротушения.

Бульдозерное оборудование имеет три режима работы: двухотвальное, грейдерное и бульдозерное. Смена режимов работы производится дистанционно с помощью гидравлических приводов. Для регулировки степени погружения ножа спереди имеется управляемая лыжа.

В грейдерном положении ширина захвата достигает 3,4 метра, при работе в бульдозерном режиме — 4,15 м, а в двухотвальном — 3,56 м.

Кроме бульдозерного оборудования машина снабжена телескопической стрелой длинной 8,8 метров и грузоподъёмностью 2 тонны. Для использования стрелы в качестве ковша в комплекте оборудования ИМР предусмотрен специальный скребок-ковш объёмом 0,4 м³ и производительностью 40 м³ в час.



Источники:

Инженерная машина разграждения
Фотографии сделаны во время моего посещения Паркового комплекса истории техники имени К. Г. Сахарова в тольятти 8 июня 2009 года.
Tags: история, сделано в СССР, техника
Subscribe

Posts from This Journal “техника” Tag

  • Американские спутники-шпионы Key Hole проекта CORONA

    В этом блоге я неоднократно приводил фрагменты спутниковых фотографий, сделанных в 1960-х - начале 1970-х американскими спутниками-шпионами серии Key…

  • Самолеты 18-го завода на американских шпионских снимках

    Года 4 тому назад я уже рассказывал и показывал самолёты, снятые американским спутником-шпионом KeyHole 7 июня 1966 года на площадке заводского…

  • Ту-154 над Волгой

    Самолёт Ту-154А, бортовой номер СССР-85070, над Волгой возле села Ширяево. 1 июля 1974 года. Фото - Лев Поликашин, РИА Новости Внизу, под…

  • Куйбышевский "Вихрь"

    В 1950е годы на Куйбышевском моторостроительном заводе им. Фрунзе был налажен первый в СССР крупносерийный выпуск пятисильного мотора…

  • Автосалон "Кинель-69"

    Любите технику, мои молодые друзья, изучайте технику. Думайте, изобретайте, создавайте новое и помните, ваши мысли и знания, профессиональное…

  • Скачок в авиации?

    Комментарий френда very_old_life к моему посту: Как быстро произошёл скачок в авиации... Заставил задуматься. Вспоминая известную…

  • Паровоз-памятник Л-1521 в депо станции Кинель

    Паровоз-памятник Л-1521, установленный на территории депо станции Кинель, я хотел посмотреть поближе давно, но по причине того, что памятник стоит на…

  • 155-мм гаубица M114

    Сегодня в разделе "Техника" - рассказ об американской 155-мм гаубице M114, которую я сфотографировал зимой 2018 года в южновьетнамском…

  • 122--мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»

    Продолжу рассказ об образцах советской военной техники, выставленных в кинельском Парке Победы, начатый рассказом о ЗСУ "Шилка". Сегодня в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments