Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

LT vz.38 - чешский лёгкий танк на немецкой службе

Этот лёгкий танк, созданный пражской фирмой ЧКД (впоследствии известной автомобилями Татра и Прага), после аннексии Германией Чехословакии в марте 1939 года стал известен под использовавшимся в нацистской Германии обозначением Panzerkampfwagen 38(t) или Pz.Kpfw.38(t).
Под этим обозначением танк в различных модификациях выпускался после оккупации Чехословакии и принимал активное участие в начальной стадии Второй мировой войны.



Первые девять машин нулевой серии покинули цеха завода ЧКД, который немцы переименовали в БММ - Богемско-Моравскую машиностроительную фабрику, 22 мая 1939 года.

При 9,7-тонной массе LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой «Шкода» А-7 с длиной ствола в 47,8 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда в 762 м/с, а также двумя 7,92-мм пулемётами vz.37. Боекомплект состоял из 72 орудийных выстрелов и 2700 пулемётных патронов.

На танке использовался двигатель «Прага» ЕРА, шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 125 л с. при 2200 об/мин. Такая мощность позволяло танку развивать скорость до 48 км/ч на шоссе и около 20 км/ч по пересечённой местности. Запас хода составлял 230 км.

Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач (пять скоростей вперёд и одна – назад) и многодисковым главным фрикционом сухого трения.

Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25, бортовой – 15, кормы –12. крыши – 10, днища – 8 мм. Бронезащита башни колебалась в пределах 15–25 мм.
Таким образом, по своим тактико-техническим характеристикам лёгкий LT vz.38 не уступал, а частично даже превосходил немецкий средний танк Pz.III первых поколений.

Чешские танки в составе немецких танковых подразделений участвовали в польской и французских кампаниях. На 1 июня 1941 года в наличии насчитывалось 779 Pz.Kpfw.38(t).

На 22 июня 1941 года в танковых дивизиях вермахта, направленных в СССР, насчитывалось 660 единиц Pz.Kpfw.38(t), что составляло примерно 19 % от общего числа танков, участвовавших в нападении на СССР.



Против советских танков Т-34 и КВ-1 лёгкие Pz.38(t) оказались совершенно бессильны.
Но и танки БТ-7 оказались для Pz.38(t) весьма грозным противником.

Так, 24 июня экипаж танка БТ-7 из 5-й танковой дивизии полковника Фёдорова из состава 3-го мехкорпуса в составе старшего сержанта Найдина и красноармейца Копытова уничтожил 12 немецких Pz.38(t).

По состоянию на 10 сентября 1941 года в строю 7-й немецкой танковой дивизии осталось 62 танка Pz.38(t), безвозвратные потери при этом составили 59 машин.

На эту же дату в 8-й танковой дивизии имелось 78 боеготовых (безвозвратно потеряно 20 танков).

В 12-й танковой дивизии на 26 августа оставалось в строю 42 Pz.38(t) (47 машин этого типа были уничтожены).

На 25 августа в 19-й танковой числилось в строю 57 исправных Pz.38(t) (безвозвратные потери 21 танк), а в 20-й – 52 (безвозвратные потери 37 танков).

В боях на советско-германском фронте Pz.Kpfw.38(t) активно участвовали до середины 1942 года, когда почти все они были потеряны, либо вышли из строя по техническим причинам.

Весной 1943 года Pz.38(t) были практически изъяты из боевых танковых частей Восточного фронта. Так, перед началом Курской битвы они имелись только в 8-й и 20-й танковых дивизиях – три и девять единиц соответственно.

Всего же на 1 июля 1943 года в Вермахте насчитывалось 204 боеготовых танка этого типа. По состоянию на октябрь 1944 года (этим месяцем заканчивается статистика по Pz.38(t) в Вермахте) имелось ещё 229 этих боевых машин.

Источники:

PzKpfw 38(t) Praga
Фотографии сделаны во время моего посещения Паркового комплекса истории техники имени К. Г. Сахарова в тольятти 8 июня 2009 года.
Tags: забытая история, история, техника
Subscribe

Posts from This Journal “техника” Tag

  • Про "Титан"

    Для тех, кто интересуется судьбой батискафа - как выглядит "взрывная имплозия", или, на русском техническом - потеря устойчивости оболочкой…

  • Ледокол "Красин"

    Мои ровесники практически наверняка слышали о ледоколе "Красин", летом 1928 года спасшем часть экипажа потерпевшего аварию дирижабля…

  • Первая легковая машина в Кинельском районе

    Автомобиль из когда-то статусной и редкой вещи давно уже стал чем-то вроде образца довольно обычной бытовой техники, используемой чисто для…

  • Бумажный "Орлик"

    Я неоднократно писал в блоге о чехословацком бронепоезде "Орлик" (вернее, как минимум двух его разных разновидностях с одним и тем же…

  • Скоростные суда на Волге вчера и сегодня - от "Метеора" к "Валдаю"

    Те из вас, кто застал СССР и кому случалось бывать на крупных советских реках, наверняка помнят скоростные суда на подводных крыльях. Волжские (и не…

  • БПК «Славный»

    В военно-морском параде в Ленинграде на Неве 7 ноября 1989 года принял участие большой противолодочный корабль «Славный» проекта 61МП,…

  • ТПК межконтинентальной баллистической ракеты УР-100 в Самаре

    Все самарцы да и многие гости нашего города знают, что наш город на протяжении многих десятилетий тесно связан с авиационной и ракетно-космической…

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Станковый пулемет системы Максима обр.1910 г.

    Попалась мне тут интересная архивная фотография: Станковый пулемет образца 1910 г. 1915 г. Сызранский филиал ГБУСО «ЦГАСО». Ф. 63.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments