Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

О чем не писала советская пресса: Ереванский троллейбус

Эта история случилась в СССР сорок с лишним лет назад, когда я жил в Ереване и учился в 6-м классе. История, хотя и практически не освещалась в печати, получила в Ереване широкий резонанс - погибло 46 человек, среди которых был и отец одного из моих тогдашних одноклассников.
Поскольку официальная информация была весьма скупа, тем не менее город полнился слухами, впрочем, как я сейчас понимаю, достаточно достоверными, поскольку среди их источников было множество свидетелей этой трагедии.
Мне самому в те времена не раз доводилось проезжать по дамбе Ереванского водохранилища, в том числе и в троллейбусе. и пешком, как до, так и после трагедии, так что места эти мне хорошо знакомы.

16 сентября 1976 года в Ереванское озеро упал рейсовый троллейбус, ехавший через дамбу Ереванского водохранилища.
На дно он ушёл практически камнем: салон залило мгновенно,над ним оказался десятиметровый слой воды.
В троллейбусе в этот момент находились девяносто два человека.

В официальном протоколе было указано, что причиной происшествия стал сердечный приступ водителя троллейбуса. Однако некоторые из спасенных в дальнейшем привели иную версию.


Поврежденный троллейбус вынимают из озера.
Фото – из архива «Фотолур».



Согласно этой версии, в день аварии среди 91 пассажиров был бывший заключенный (не исключали, что он мог быть знакомым водителя).
Когда троллейбус проезжал по дамбе, он подошел к водителю и приказным тоном потребовал остановить троллейбус. А водитель довольно грубо ответил, что троллейбус - не такси, и он не собирается следовать чьему-то капризу. Разозлившийся пассажир ударил по голове водителя металлической трубой, и тот потерял сознание и управление…



Та самая дамба, с которой в воду упал троллейбус

Рассказывает Пушкин Серобян, полковник Генеральной прокуратуры и, одновременно, председатель Федерации подводного спорта Армянской ССР:

Самой важной частью всей этой истории было следующее: как в такой стране, как Советский Союз, троллейбус мог упасть в озеро? Это считалось невозможным, и поэтому всех свидетелей инцидента заставили молчать.

Я написал статьи для газет «Советский спорт», «Армянский физкультурник», где пытался хоть как-то рассказать об этом случае, представить подвиг нашего спортсмена Шаварша. Однако из КГБ меня предупредили, чтобы я не вмешивался в эти дела.

Через некоторое время после происшествия газета «Вечерний Ереван» опубликовала статью о том, что сыновья высокопоставленных чиновников удостоились наград за спасение людей. Выяснилось, что эти молодые люди участвовали в спасении людей в день аварии. Шаварш нырял, вынимал людей из воды, а эти двое помогали им добираться до берега. В статье не приводилось никаких подробностей, и было чрезвычайно обидно видеть, что сыновья чиновников удостаиваются оценки и внимания, в то время как Шаварш, который был настоящим героем этой истории, оставался в тени. О подвиге Шаварша люди узнали годы спустя.




На фото - Шаварш Карапетян

Шаварш Карапетян:

В тот день я был со своим братом Камо. Мы тренировались на территории озера с членами нашей команды и тренером. Когда перед нашими глазами троллейбус упал в воду, звук был такой, как будто произошел взрыв.

В троллейбусе было 92 человека. Конечно, он не был предусмотрен на такое количество людей, однако в «часы пик» было принято оставлять задние двери открытыми, и некоторые молодые люди ездили в «подвешенном» состоянии.

46 из 92 были спасены, а 46, к сожалению, скончались.

Я смог достать из воды 20 человек - некоторые смогли самостоятельно добраться до берега, а некоторым помогли спасатели. Хочу отметить, что без единения людей ничего бы не получилось.

Троллейбус достали из-под воды всего за 45 минут, это был исключительный случай. В спасательных работах приняли участие сотрудники водоспасательной станции, гребцы байдарок и каноэ, медики Скорой помощи. Оператор крана, который не умел плавать, прыгнул в воду, чтобы спасти человека.

Я поднимал людей, передавал их Камо, Камо помогал им добраться до лодок, на которых людей доставляли до берега (расстояние было около 25 метров), где сотрудники водоспасательной станции (в том числе и мой тренер, который 16 лет работал спасателем) и медики оказывали первую помощь.




Отец Шаварша :

Шаварш спас 22 человека, несмотря на то, что официально объявили о 20 спасенных. Двое из спасенных сразу удалились с места происшествия и не были отмечены в списках.

Потом к озеру подъехал подъемный кран, чтобы извлечь троллейбус из воды. Для этого надо было «пристегнуть» тросы к троллейбусу. Один из милиционеров поручил своим сотрудникам сделать это, однако они не смогли. Шаварш и тут взял инициативу в свои руки. Он сломал последнее стекло троллейбуса, обвязал корпус тросами, и троллейбус извлекли.


Отрывки из решения Бюро ЦК КП Армянской ССР «Об обстоятельствах аварии троллейбуса, имевшей место 16 сентября 1976 года в г. Ереван»:

16 сентября 1976 года в 18:10 часов на проезжей части дамбы Ереванского водохранилища произошла авария троллейбуса троллейбусного парка №1 Управления городского электротранспорта исполкома Ергорсовета.

По данным министерства здравоохранения, в результате аварии троллейбуса погибло 46 человек, в том числе водитель. 10 пассажиров после спасения доставлены в медицинские учреждения, 8 из которых после оказания помощи выписаны. Двое находятся на лечении. Около 10 пассажирам была оказана помощь бригадами скорой помощи на месте.

Семьям погибших Советом Министров оказана материальная помощь.

Обстоятельства аварии

16 сентября 1976 года водитель С. Манучарян приступил к работе в 14:40 часов, выполнял маршрут №15 (Южный аэропорт – 15 квартал Шаумянского массива). В 18:10 часов троллейбус, идущий со стороны 3-го участка к-та им. Кирова, двигался во втором ряду проезжей части дамбы Ереванского водохранилища со скоростью 50-60 км/час, резко свернул направо и, перескочив (под углом примерно 45 градусов) тротуар и примыкающий к нему откос, погрузился в воду.

Данные следствия и показания свидетелей подтверждают, что как спереди, так и слева и справа мешающих движению троллейбуса факторов не было. Кроме того, троллейбус должен был двигаться по первому ряду, так как этот ряд был свободен.
По технически условиям, данная марка троллейбуса может развивать скоростью до 60 км/час на горизонтальной дороге без резкого торможения и резких поворотов. Однако для 15-го маршрута, длина которого 24 км и время оборота 1,28 часа, установлена эксплуатационная скорость (с вычетом времени на остановки) 24 км/час.

Согласно акту комиссии по осмотру технического состояния троллейбуса, все узлы и агрегаты троллейбуса в момент совершения аварии находились в технически исправном состоянии.




Причина аварии

По материалам предварительного следствия, авария произошла в результате грубого нарушения правил дорожного движения водителем троллейбуса Манучаряном. Согласно заключению экспертов по судебно-медицинской экспертизе трупа, смерть Манучаряна наступила вследствие закрытия дыхательных путей водой – утопления. Судебно-химическим исследованием трупа алкоголь не обнаружен.

Водитель Манучарян Сергей Григорьевич по работе и по поведению характеризуется отрицательно. Несколько раз Манучарян был лишен водительских прав, а также 2 раза был уволен с работы – за неявку по неуважительной причине. Несмотря на все это, руководство троллейбусного парка №1 сочло возможным в ноябре 1971 года выдать ему право на вождение троллейбуса 2-го класса, в июле 1973 года – 1-го класса, а 30 июня 1976 года приказом разрешить работать на перегруженных маршрутах.

Сопутствующим аварии фактором является отсутствие на дамбе оградительных устройств. Проектом проезжей части, составленном институтом «Ереванпроект», предусмотрено возвышение тротуара от проезжей части каменным бордюром высотой 15 см. В настоящее время этот бордюр оказался утопленным в толще новых слоев асфальтового покрытия.

Институт «Армгидропроект» в 1966 году выдал чертеж металлической ограды дамбы (в основном для пешеходов), строительство которой не было осуществлено. Исполком Ергорсовета своим распоряжением от 8 апреля 1970 года «О мероприятиях по выполнению постановления бюро ЦК КП Армении» поручил архитектурно-планировочному управлению совместно с Ереванпроектом «Рассмотреть вопрос об устройстве надолбов и сооружений, обеспечивающих безопасный проезд транспорта по дамбе Ереванского озера и по мосту «Раздан». Это поручение не выполнено.

С целью ликвидации серьезных недостатков в работе городского электротранспорта и обеспечения его безопасного движения, комиссия считает необходимым осуществление следующих мероприятий:

1) Обязать Управление электротранспорта Ереванского горсовета:
а) совместно с органами ГАИ МВД Армянской ССР до конца текущего года инвентаризировать все электротранспортные средства с целью определения их технической готовности и установить строжайший контроль над выполнением графиков предупредительных ремонтов, а также технического осмотра перед выпуском троллейбусов и трамвайных вагонов на линию;
б) пересмотреть состав инженерно-технических работников и ремонтных бригад трамвайно-троллейбусных парков, укомплектовав их высококвалифицированными работниками;
в) в срок до 1 апреля 1977 года с участием представителей Госавтоинспекции провести аттестацию водителей электротранспорта с целью лишения прав вождения лиц, не внушающих доверия;
2) Исполкому Ереванского городского Совета: изучить состояние уличной сети, разработать и осуществить в течение 1976-1978 годов мероприятия по устройству на дамбе Ереванского водохранилища и на других опасных для движения городского пассажирского транспорта участках оградительных и других устройств, обеспечивающих безопасность движения;
3) Поручить прокуратуре Армянской ССР ускорить расследование причин, приведших к аварии троллейбуса, и предать дело на рассмотрение Верховного Суда Армянской ССР.
4) Привлечь к строгой партийной ответственности главного инженера Управления городского электротранспорта т. Караджяна Р. за неудовлетворительное руководство и контроль над работой троллейбусного парка №1.
5) За низкий уровень трудовой и производственной дисциплины, допущение к работе водителя Манучаряна, неоднократно совершавшего транспортно-дорожные происшествия, что привело к аварии троллейбуса с человеческими жертвами, снять с работы директора троллейбусного парка №1 т. Аванесяна И. и главного инженера т. Мерангуляна Э., привлечь т. Аванесяна И. к строгой партийной ответственности.



Главный инженер ЗАО «Водные сооружения» Вагаршак Вагаршакян:

Первоначально Ереванское озеро создавалось в качестве водохранилища для нужд орошения.



Водохранилище было построено в 1966 году на реке Раздан, на месте села Новый Когб. Жители села были переселены. Если сегодня снизить уровень воды, можно будет увидеть остатки старого моста.


Старый мост через Раздан, затопленный после заполнения водохранилища

Объем общего выпуска воды из Ереванского водохранилища может достичь 286 кубометров в секунду. У водохранилища есть пять шлюзов.



Вид на Ереванское озеро с фонтаном и дамбу


Вот такая вот история...



Вид на Арарат с берега Ереванского озера. На дальнем берегу - та самая дамба


Источники (текст, фото):
www.mediamax.am
16 сентября: подвиг Шаварша Карапетяна
Tags: СССР, забытая история, как это было, случай из жизни
Subscribe

Posts from This Journal “как это было” Tag

  • "Юнкерсы" над Самарой

    Вы не ошиблись - речь пойдёт именно о немецких самолётах "Юнкерс", которые, как оказалось, неоднократно наведывались в Самару в 20-х годах…

  • Озеро Паршино и хутор Паршенский

    Посвящается памяти моего родного дяди Владимира Михайловича, недавно безвременно преставившегося (на снимке - с собакой Альмой) Пару лет назад я…

  • Николай II в Самаре

    Это здание - единственное сохранившееся в Самаре до наших дней из тех, что император Николай II изволил посетить во время своего визита в Самару 1…

  • По Жигулёвским горам с проф. Преображенским

    Как и было обещано вчера, сегодня мы с вами совершим под руководством проф. П.А. Преображенского путешествие по Жигулёвским горам. Описание этого…

  • Краеведение в Самаре середины 1920-х г.г.

    Самара 1920-х волею судеб оказалась временем расцвета краеведения - в ней одновременно трудились таки столпы самарского краеведения, как Константин…

  • Кухмистерская фон Вакано в начале XX века и сегодня

    На днях в Самаре произошло довольно знаковое и давно ожидаемое многими любителями истории и краеведами событие - в отреставрированном здании…

  • Алексеевский мост

    Про историю моста через реку Самара в пос. Алексеевка я как-то писал, но тогда меня интересовал, в первую очередь, когда-то существовавший старый…

  • Южный мост

    Сегодня речь пойдёт об истории строительства второго куйбышевского моста через реку Самару - Южного. На снимке - Общий вид Южного моста перед пуском…

  • Как строили Старый мост

    Автомобильный мост через реку Самара по ул. Главной в Самаре иногда называют Старым мостом. Наиболее распространенная информация в интернете…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments