Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Два "Фантома"

Увидеть достаточно близко американские истребители мне доводилось дважды.
Крайний раз это был Northrop F-5 Freedom Fighter в музее Жертв Войны в Хошимине:



Первая же моя встреча с американскими истребителями произошла еще во "времена застоя", в далёкие 1970-е, когда я жил в Ленинакане.

Помню, сидели мы на кухне, чай пили - и вдруг слышим рёв авиационных двигателей, подбегаем к окну - и видим только дымные хвосты уходящей к горам пары реактивных истребителей.

Увиденное сильно удивило, конечно - поскольку в Ленинакане истребителей сроду не водилось, на грунтовом аэродроме с улучшенным (стальными полосами с дырками) покрытием полосы только изредка приземлялись транспортные Ан-12, да вертолёты - в основном, Ми-4 и Ми-8.

Это мы с отцом знали абсолютно точно - во-первых, часто мимо аэродрома на рыбалку ходили, во-вторых, отец у меня служил в редакции гарнизонной газеты, и о дислокации частей ВВС, ПВО и их самолётном парке был достаточно осведомлён.

Не успел я тогда осмыслить увиденное, как нарастающий рёв двигателей раздался снова - теперь я уже успел выскочить на балкон, и прямо перед моими глазами, на бреющем полёте, на высоте чуть выше нашей пятиэтажки, метрах в трёхста от меня пронеслась пара истребителей камуфляжной раскраски.

То, что это не "наши", сомнений не было - в тогдашнем самолётном парке Родины я более или менее разбирался, да и неоткуда было им у нас взяться - ближайший аэродром Бакинского округа ПВО находился в Грузии, а истребительной авиации в окрестностях Ленинакана, как я уже говорил, не было.

Конечно, за давностью лет и собственному малолетству (я тогда только в 3-й класс пошел) мне трудно уверенно утверждать, что это были за самолёты.

В то время я уже ходил в авиамодельный кружок, интересовался авиацией, да к тому же отец моего одноклассника, командир дивизиона С-75 ПВО Ленинаканского гарнизона, подарил мне книжку "Иностранные военные самолёты", в которой были приведены силуэты всех известных на тот момент самолётов "потенциального противника".

Мне показалось, что горизонтальное оперение истребителей было опущено книзу, или, как принято говорить у авиаторов, имело отрицательный угол поперечного V.
Из данного факта вытекает, что это была одна из модификаций F-4E Phantom:


Фото из Интернета

... или RF-4C Phantom II компании McDonnell Douglas:


Фото из Интернета

Однако дальше интересней.
Сейчас, вспоминая этот случай, я долго копался в "этих интернетах", пытаясь навести справки обо всех инцидентах, связанных с нарушением воздушной границы СССР в Закавказье в 1970-х годах.

Вот что удалось нарыть:

28 ноября 1973 года разведывательный самолёт RF-4C «Фантом II» ВВС Ирана вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье.
Перехвативший его истребитель МиГ-21СМ безуспешно израсходовал свои ракеты, после чего пилот Геннадий Елисеев совершил сверхзвуковой воздушный таран.
Экипаж иранского самолёта (иранец и американец) катапультировался и был задержан советскими военными. Лётчик Геннадий Елисеев погиб. За перехват нарушителя он был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).


Что в найденном описании инцидента соответствует тому, что помню об инциденте с двумя самолётами я?
Насколько помню, действительно была осень.
Самолёты были очень похожи на "Фантом" или "Фантом II".

А что здесь не срастается с тем, что видел я?
Я абсолютно уверен, что самолётов было два, и что второй был вовсе не наш истребитель, а точно такой же "Фантом", шедший в едином строю с первым - примерно на одной высоте и чуть позади, примерно на полкорпуса.


Однако про инциденты с двумя самолётами НАТО в Закавказье есть только такая информация:

24 августа 1976 года пара истребителей-бомбардировщиков F-100 «Супер Сейбр» ВВС Турции вторглась в воздушное пространство СССР.
Один из них был сбит советским зенитно-ракетным комплексом — пилот катапультировался и приземлился на территории Турции.


F-100 Super Sabre:


Фото из Интернета

Что интересно - 24 августа 1976 года я уже жил в Ереване.

Конечно, теоретически можно предположить, что сработал эффект "ложных воспоминаний" - и дату события я мог попутать, и с типом самолётов ошибиться, либо вообще принял один самолёт за пару...
Однако можно ли безоговорочно доверять информации из интернета по этим инцидентам?

Ведь даже по второму инциденту - тому, что с двумя истребителями - есть еще одна версия:

«24 августа 1976 года два истребителя ворвались в воздушное пространство Армении со стороны Игдира.
Мы не успели предупредить вторжение, пока дивизионы подключились, Ф-5 уже были над Эчмиадзином, нельзя было их упускать.
Системы С-75 не были такими гибкими. На 10 км первый дивизион выпустил первую ракету, хотя нужно было сразу три. Через несколько секунд выпустил еще две.
До границы было 11 км, а встреча с ракетой произошла через 15 км, то есть уже на территории Турции»


То есть - одни источники говорят о паре "Супер Сейбров", другой - о Ф-5.
Какой из них отражает действительно произошедшие события?

Конечно, начальник штаба бригады вполне мог или попутать "Супер Сейбры" с "Ф-5", или запамятовать - но откуда тогда информация о "Супер Сейбрах"?
Ведь самолёт по данным обоих источников упал в Турции, и идентифицировать его тип советские военнослужащие не могли.

Потому вполне мог это быть, конечно, и уже упоминавшийся Northrop F-5 Freedom Fighter, снятый мной во Вьетнаме:



Однако еще раз вызывая в памяти виденное, я практически убеждён, что то, что я видел, имело место в Ленинакане, а не в Ереване - просто потому. что отлично помню, на фоне какого пейзажа всё происходило и что во время события было довольно прохладно, что вполне соответствует ноябрю в Ленинакане, но никак не августу в Ереване.

Таким образом, наиболее вероятная версия того, что же мне удалось видеть в Ленинакане в 1973 году, должно было выглядеть примерно так:

28 ноября 1973 года пара разведывательных самолётов RF-4C «Фантом II» ВВС Ирана вторглись в воздушное пространство СССР.
Самолёты парой на бреющем полёте совершили облёт Ширакской котловины в районе города Ленинакан, затем разделились - один ушёл за границу, а второй продолжал разведывательный полёт в сторону территории Грузии, где и был сначала обстрелян, а затем и протаранен вылетевшим на перехват истребителем МиГ-21СМ под управлением пилота Геннадия Елисеева:

Воздушный бой происходил над территорией Грузинской ССР. Получив приказ на уничтожение нарушителя, Елисеев выпустил по нему две ракеты Р-3, одну он пустил вдоль курса полета самолета противника как предупреждение.
Тот не отвернул. Елисеев ударил второй ракетой на поражение, но она потеряла цель в облаках. А пушку заклинило.

С земли поступил приказ остановить неприятеля любой ценой.
Было неизвестно, какое оборудование и вооружение нес самолет-нарушитель и какова была его цель.
И Елисеев решился на последний аргумент.
Он взял противника на таран, ударив его самолет снизу. Советский капитан погиб, а экипаж RF-4C катапультировался и был взят в плен на земле. Позже их обменяли на наших разведчиков. Этот случай — первый в истории авиации воздушный таран на сверхзвуковом самолете.

Экипаж «Фантома» (иранский майор Шокухния, впоследствии погибший в ирано-иракской войне, и американский полковник Джон Сондерс) катапультировался, был задержан пограничниками и освобождён через 16 дней.
МиГ Елисеева после тарана врезался в гору, пилот погиб.


В принципе, версия вполне себе правдоподобная - докладывать о том, что самолётов-нарушителей было два, и один безнаказанно ушёл, вряд ли нашлись бы охотники.


Хотя могу допустить, что всё-таки путаю я - и пара истребителей была видена мной над Ереваном в августе 1976 года.
Но вот что видел пару истребителей и были они "не наши" - тут я готов ручаться.
Загадки, интриги, расследования...


Источники:

Андрей Сидорчик: Воздушная война. Как СССР уничтожал самолёты НАТО - Аргументы и факты, 24/11/2015
ЭХО, История одной провокации, Август 19, 2017
Википедия, Геннадий Елисеев
Tags: Ленинакан, СССР, забытая история, загадки истории, случай из жизни
Subscribe

Posts from This Journal “загадки истории” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments