Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

А.С. Пушкин в Самарской губернии

Постоянные читатели моего блога наверняка помнят мою прошлогоднюю эпопею, посвященную поискам старинного Почтового тракта, проходившего когда-то в местах, где я теперь живу.

Тогда я уже упоминал вскользь, что есть данные отдельных исследователей, что по этому тракту из Красного Яра через Смышляевку и Алексеевск мог проезжать А.С. Пушкин:

По пути из Симбирска в Оренбург Пушкин проезжал через Алексеевск; случилось это 16 сентября 1833. В том году городом и казачьей командой в нем управлял Д.И.Смирнов, имевший чин зауряд-хорунжего.
Алексеевск упоминается в архивных заготовках Пушкина к "Истории Пугачева".
О нем и в "Летописи" П.И. Рычкова, а также в пушкинском конспекте этого источника.


Исследованием пути, по которому Пушкин мог ехать по Самарской губернии, в своё время занимался известный самарский краевед Анатолий Иванович Носков (А.И. Носков - "Прикосновение к прошлому", Самара, 2006.):



Карта поездки А.С. Пушкина по Поволжью и Приуралью в сентябре 1833 года (А.И. Носков - "Прикосновение к прошлому", Самара, 2006.)

Далее процитирую книгу А.И. Носкова, выделяя жирным шрифтом названия населенных пунктов нынешней Самарской губернии:

16 сентября 1833 года, находясь в пределах Симбирской губернии, Пушкин сделал в дорожной записной книжке (ДЗК) запись: "Нынче калмыки так обрусели, что готовы с живого шкуру содрать. Слова мордвина. 16 сентября" (XVII, 294). Эта запись позволяет точно установить, что пушкин ехал левобережной скотопрогонной и торговой дорогой, так как калмыки в Симбирской губернии жили только на левобережье - в Ставропольскои и Самарском уездах.

Косвенным свидетельством поездки Пушкина по левобережной дороге является зарисовка поэтом в Симбирске Смоленской горы, под которой находилась переправа через Волгу. Рисунок был сделан Пушкиным 15 сентября, в день отъезда с кромки правого берега в ожидании переправы или во время неё.

Действительно, сделать в день отъезда зарисовку с берега, а затем возвратиться по крутой и высокой горе в город, чтобы ехать по правобережной дороге, представляется маловероятным.

Таким образом устанавливается, что Пушкин ехал из Симбирска в оренбург по левобережью, скотопрогонной и торговой дорогой. Маршрут пути Пушкина по этой дороге установлен по генеральной карте Симбирской губернии, входящей в Атлас Российской Империи, составленный В.П. Пядышевым, начатый в 1820, оконченный в 1827, исправленный и изданный в 1834 году.

Переправившись под Симбирском через Волгу, Пушкин проехал (см. карту) через Чувашский Калмаюр, Никольское на Большом Черемшане, Резаново, Бирлю, Мусорку, Еремкино, Старую Бинарадку, Красный Яр на Соку (последние четыре селения находятся на территории нынешней самарской области). Еремкино, Старая Бинарадка были в 1833 году мордовскими деревнями, стояли на территории калмыцкого поселения и, вероятно, в одной из них Пушкин записал слова мордвина о калмыках.

Как шел путь Пушкина из Красного Яра? Здесь опять на помощь приходит пушкинская дорожная запись о Смышляевке.

Смышляевка стояла на почтовом тракте Самара - Оренбург, и из Красного Яра с торговой и скотопрогонной дороги можно было выехать на почтовый тракт кратчайшим путём на Смышляевку. Смышляевка в 1833 году не была почтовой станцией, не значилась в Почтовом дорожнике и на Почтовой карте, которые были у Пушкина в дороге, и ее название для ориентировки в пути пришлось записать в ДЗК.

Мы полагаем, что из Красного Яра Пушкин выехал по проселочной дороге на Смышляевку, а далее продолжал свой путь по почтовому тракту Самара - Оренбург.

На территории нынешней Самарской области поэт проехал по почтовому тракту через станции Алексеевскую, Мочинскую, Федоровку, Борскую, Новинки, Мойскую тож.

Пушкин прибыл в Оренбург утром 18 сентября. Путь в 580 верст он проделал за трое суток, по тем временам очень быстро, затратив на 100 верст в среднем 12.4 часа.
Поэт подолгу нигде не останавливался, возможно, ехал даже ночью. Впечатления Пушкина от дороги передают его слова в письме к жене от 19 сентября из Оренбурга: "Насилу доехал, дорога прескучная, погода холодная..." (XV, 81).


Ну а теперь - посмотрим на путь Александра Сергеевича на старых картах:

План Генерального Межевания Самарского уезда Самарской губернии за 1808 год показывает, как шел просёлок к Смышляевке, а от неё - почтовая дорога к пригороду Алексеевску и Алексеевской почтовой станции:



... и от пригорода Алексеевска через Самаро-Кинельскую стрелку:<




Дорога из Красного Яра шла через Смышляевку, Алексеевск и далее к Мочинской слободе (сейчас - с. Красносамарское) - это отлично демонстрирует карта Стрельбицкого - на ней также видно, что дорога шла через Ново-Семейкино:




Этот же тракт изображен на Карте Самарской губернии 1864 года - на ней же мы видим, что на этом тракте был обозначен мост через реку Большой Кинель:




Сейчас на месте бывшей почтовой дороги на участке от Смышляевки до Алексеевки проходит автодорога Р225, на следующем участке бывшая почтовая дорога идёт с Алексеевской горы в сторону дачного посёлка Советы - а про следующий ее участок с мостом через Большой Кинель я уже вам рассказывал.

За Кинелём бывший почтовый тракт опять совпадает с автодорогой Р225 Самара-Бугуруслан - так что желающие повторить путь поэта могут сделать это с должным комфортом.

P.S.

Всем интересующимся историей Самары и Самарской губернии - рекомендую к прочтению книжку А.И. Носкова "Прикосновение к прошлому", Самара, 2006.

Анатолий Иванович Носков - кандидат экономических наук, профессор, бывший ректор Куйбышевского (Самарского) планового института (с 1970 по 1999), успешно совмещал свои профильные профессиональные исследования с краеведческими и историко-литературными.

Книгу отсканировал мой давний онлайн-френд Kraut, ссылка на pdf дана им на Генеалогическом форуме ВГД.
Tags: Российская Империя, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, карты, книги
Subscribe

Posts from This Journal “загадки истории” Tag

  • ЦРУ о пос. Управленческий и аэродроме Красная Глинка

    Как известно, корни нынешнего ПАО "Кузнецов" растут из опытного завода №2, на котором вскоре после войны при участии интернированных…

  • Lockheed U-2 и НЛО

    Рассекреченная книга американских авторов Грегори В. Педлоу и Дональда Э. Велценбаха "Центральное разведывательное управление и воздушная…

  • Lockheed U-2 над Куйбышевом

    В этом блоге я неоднократно уже рассказывал о шпионских аэрофотоснимках Куйбышева и его окрестностей, начиная от сделанных пилотами Люфтваффе во…

  • Лунный ровер LRV и его следы

    Сторонники теории "лунного заговора" любят демонстрировать фото лунного ровера (Lunar Roving Vehicle, LRV), вокруг которого не видно…

  • Самолеты 18-го завода на американских шпионских снимках

    Года 4 тому назад я уже рассказывал и показывал самолёты, снятые американским спутником-шпионом KeyHole 7 июня 1966 года на площадке заводского…

  • Заброшенная стартовая позиция ЗРК C-125

    Недавно я рассказывал о множестве заброшенных позиций ЗРК С-75, располагавшихся в окрестностях Куйбышева для обеспечения противовоздушной обороны…

  • Две Мордовых поляны

    Урочище под названием Мордова поляна известно многим самарским краеведам, туристам, велосипедистам, лыжникам и просто жителям Красноглинского района…

  • ⚡ Самые популярные записи этого блога за прошлый год

    Немного аналитики, дорогие друзья - что же из того, о чем я пишу в блоге, внезапно оказалось популярным, и почему ;) Честно говоря, многие…

  • Заброшенные позиции ЗРДН С-75

    Я уже не раз обращался в этом блоге к артефактам времен "холодной войны", связанным с советской системой противовоздушной обороны. Первые…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “загадки истории” Tag

  • ЦРУ о пос. Управленческий и аэродроме Красная Глинка

    Как известно, корни нынешнего ПАО "Кузнецов" растут из опытного завода №2, на котором вскоре после войны при участии интернированных…

  • Lockheed U-2 и НЛО

    Рассекреченная книга американских авторов Грегори В. Педлоу и Дональда Э. Велценбаха "Центральное разведывательное управление и воздушная…

  • Lockheed U-2 над Куйбышевом

    В этом блоге я неоднократно уже рассказывал о шпионских аэрофотоснимках Куйбышева и его окрестностей, начиная от сделанных пилотами Люфтваффе во…

  • Лунный ровер LRV и его следы

    Сторонники теории "лунного заговора" любят демонстрировать фото лунного ровера (Lunar Roving Vehicle, LRV), вокруг которого не видно…

  • Самолеты 18-го завода на американских шпионских снимках

    Года 4 тому назад я уже рассказывал и показывал самолёты, снятые американским спутником-шпионом KeyHole 7 июня 1966 года на площадке заводского…

  • Заброшенная стартовая позиция ЗРК C-125

    Недавно я рассказывал о множестве заброшенных позиций ЗРК С-75, располагавшихся в окрестностях Куйбышева для обеспечения противовоздушной обороны…

  • Две Мордовых поляны

    Урочище под названием Мордова поляна известно многим самарским краеведам, туристам, велосипедистам, лыжникам и просто жителям Красноглинского района…

  • ⚡ Самые популярные записи этого блога за прошлый год

    Немного аналитики, дорогие друзья - что же из того, о чем я пишу в блоге, внезапно оказалось популярным, и почему ;) Честно говоря, многие…

  • Заброшенные позиции ЗРДН С-75

    Я уже не раз обращался в этом блоге к артефактам времен "холодной войны", связанным с советской системой противовоздушной обороны. Первые…