Бывавших в странах Юго-Восточной Азии не удивить спецификой их дорожного движения - поскольку подавляющее большинство транспорта в этих странах составляют миллионы мотобайков, то и организация движения отталкивается от их технических возможностей и специфического местного менталитета.
В принципе, побывав в Шри Ланке и Таиланде с их к тому же левосторонним движением, я думал, что готов к восприятию дорожной обстановки во Вьетнаме, к тому же движение там правостороннее, как и у нас - но как же я ошибался ;))
Первое, что понимает пешеход, попавший во Вьетнам - это то, что в этой стране совершенно не действуют привычные нам всем правила перехода дороги ;))
Нет, конечно же, всем хорошо известная дорожная разметка - "зебра" - там присутствует, есть и знаки пешеходных переходов...
Вот только привычки останавливаться перед ними у вьетнамцев нет как класса ;))
Нет, водители автомобилей, конечно, завидев пешехода, ступившего на пешеходный переход, скорее всего, остановятся и пропустят его - но это правило совершенно не действует в отношении многочисленных мотобайкеров, останавливающихся перед переходом только в исключительно крайних случаях, когда деваться им вовсе некуда ;))
В остальных случаях же мотобайки будут плавно обтекать переходящих, даже не тормозя - а потому ступать на переход пешеходу необходимо решительно, твёрдо и не быстро, оставляя многочисленной мотобратии время и дистанцию для манёвра. ;)
Впрочем, обычно поток транспорта на улицах не столь плотен, как на фото ниже, и вполне реально, медленно двигаясь через дорогу, перейти её, при этом вас будет обтекать со всех сторон поток бибикающих байкеров, а сами вы будете обтекать от жары и стресса ;))
Из плюсов таковой организации вьетнамского движения - практическое отсутствие заторов, обычно возникающих перед переходами у нас, и невысокая средняя скорость мотобайкеров - основная масса вьетнамцев движется со скоростями километров 30-40 в час, что, впрочем, не исключает и наличия лихачей (среди которых значительный процент составляют наши соотечественники, как мне показалось) ;))
Исключая часы пик утром, вечером и в обеденный перерыв, поток и вовсе настолько не плотный, что затруднений с переходом обычно не вызывает.
Помимо разнообразных мотобайков, по дорогам двигаются и велорикши - многие из них обзавелись на своих байках электрической мотор-втулкой, и сачкуют, наслаждаясь электротягой.
Вечером этот электроагрегат зажигает кучу светодиодных лент, которыми украшен по всему периметру...
... и рикша превращается в подобие передвижной новогодней ёлки ;))
Впрочем, попадаются и олдскульные агрегаты, использующие исключительно мускульную тягу:
При этом их владельцы ведут себя довольно нагло, в лёгкую занимая автомобильный левый ряд и даже вальяжно меняя полосу движения, как только вздумается рикше.
Среди сторонников мускульного олдскула попадаются и грузовые байки:
Другой особенностью вьетнамского дорожного движения является совершенно наплевательское отношение байкеров к выбору полосы движения.
Если свои, попутные полосы оказываются загруженными - никто не парится по этому поводу, все просто перестраиваются на полосу встречного движения и прут себе дальше, куда надо:
Для движения годится и тротуар - при этом не имеет значения, на попутной или встречной стороне он находится ;))
Вот, обратите внимание - один и тот же практически участок дороги - и по встречке то едут в одну сторону, то в противоположную, а то и то так, то эдак, и даже по диагонали ;))
Довольно специфично движение и на перекрёстках ;))
Совершенно непонятно, каковы приоритеты на кольцевых перекрёстках - глядя на разметку? логично предположить, что кольцо - главное, но вот байкеру на это совершенно наплевать. ;))
Как я понял, первым едет тот, кто наглее, больше или громче бибикает ;))
Есть как бы и регулируемые перекрёстки - но пересекают их байкеры, как толпа пьяных тараканов, кому по какой траектории кажется удобней ;))
В общем - не скучно ;))
Даже в Сайгоне, где движение по сравнению с курортным Нячангом выглядит более организованным и дисциплинированным, на любом перекрёстке при любом сигнале светофора всегда находятся "самые умные", которым больше всех надо проехать именно на красный или по встречке ;))
На маленьких же улочках еще и пешеходы бродят, как вздумается ;))
Еще одной интересной особенностью движения во Вьетнаме является то, что даже если движение плотное, всегда найдутся один или два мотобайкера, которым надо "вот тут недалеко" прокатиться по встречной обочине навстречу потоку ;))
И это далеко не единичное явление ;))
К тому же оно чертовски заразно - вот эти два немца наверняка никогда себе в своих Германиях такого не позволили бы. А во Вьетнаме они легко перестраиваются на вьетнамский лад и весело пилят по встречке ;))
Ну а вьетнамкам так ехать сам Будда велел ;))
Наличие таких "мне не далеко" и вовсе заставляет при переходе улицы вертеть головой на все 360 градусов - это вам не "посмотрите налево, затем направо" ;))
Следующий нюанс вьетнамского движения - это перевозка грузов на мотобайках.
Довольно много народу едет не в одиночку, а везя или пассажира, или какой-либо багаж, причём зачастую довольно любопытный ;))
Пару кресел?
Легко!
Мама-фантомас с дочкой-фантомасом?
А вперёд нагрузим!
Термобудка?
Никаких проблем!
Негабарит?
Ну и что с того? ;))
Говорите, влезет только 1 ящик?
А если четыре надо?
Да без проблем!
Если надо возить еще больше - то есть грузовые мотобайки:
Ограничение обзора?
Нет, не слышали!
Новый год же на носу, как без праздничного дерева встречать? ;)
Негабарит тем более никого не пугает в провинции - навешал, сколько надо - и вперёд
Детей двоих в школу отвезти?
Тоже нивапрос!
Один вперёд, второй - назад, и поехали!
На работу, по делам, на рынок - всё на мотобайке
К слову, обратите внимание, что несмотря на наплевательское отношение к прочим правилам дорожного движения, требование езды в шлеме вьетнамцами исполняется неукоснительно.
Впрочем, злые языки бают, что добились этого вьетнамские власти достаточно простым и весьма эффективным способом - дорожным полицейским раздали бамбуковые палки. которыми они со всей дури "штрафовали" по кумполу тех, кто ездил без шлема - и нация мгновенно восприняла урок ;)))
Как я уже говорил, в 13-миллионном Сайгоне отношение к ПДД более дисциплинированное, чем в курортном Нячанге - что, впрочем, не мешает сайгонцам и сайгонкам разъезжать по тротуарам даже при пустой проезжей части ;)
Однако сигналы светофора более или менее уважают ;))
Впрочем, как еще иначе может быть при такой загруженности широченных сайгонских улиц?
Ночной Сайгон при взгляде с обзорной площадки на 49 этаже финансового центра весь усеян мириадами огней снующих туда-сюда байков...
Даже пробки в Сайгоне - и те специфические, не автомобильные, а мотоциклетные ;))
В общем-то, насмотревшись на все эти "красоты" еще в первый день по приезду во Вьетнам, решил я мотобайка там напрокат не брать, к тому же Вьетнам присоединился к Венской Конвенции о дорожном движении совсем недавно (в 2014), и на его территории действуют российские Водительские удостоверения только нового образца, да и категория А у меня не открыта ;)).