Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Одна палка, два струна - я хозяин вся страна!

Вряд ли кто станет возражать, что одним из столпов национальной самоидентификации является национальная культура и национальные традиции.

Говоря же о национальной культуре и традициях, вряд ли можно обойти вниманием ту её часть, что принято называть "народными инструментами" - ведь именно они, их специфическое звучание и музыкальный строй и придают той или иной мелодии национальный оттенок, благодаря которому мы и различаем разные национальные музыкальные культуры.

Но так ли много между ними различий на самом деле?



Типичный представитель семейства "одна палка-два струна" - кылкобыз. Дерево, кожа, конский волос.

Во время моего октябрьского вояжа в Алматы мне довелось посетить Музей народных инструментов, занимающий здание бывшего Офицерского собрания города Верный.
Вот на примере его экспозиции и порассуждаем о сходстве и различиях.




Экспозиция этого интересного музея весьма разнообразна - в ней свыше сорока типов и разновидностей только чисто казахских народных музыкальных инструментов, одно перечисление названий которых сразу вызывает в памяти глазурованные кобальтовые купола минаретов и медресе, вопли муэдзинов, ароматы пряностей восточного базара, звон колокольцев верблюжьих караванов, специфические звуки восточных мелодий, гортанные заунывные песни и таинственный полумрак помещений гарема, наполненного одалисками, словно сошедшими с полотен Жана Огюста Доминика Энгра (ну, вы люди культурные - вы меня поняли ;))...

Вслушайтесь только в эти названия: домбыра, кобыз, дабыл, жетыген, сырнай, керей, шертер, сабызгы, адырна, сазген, дудыга, токылдак ...

Чувствуете аромат древности, уходящей во тьму веков?
Нет?

Зря - в музее наглядно демонстрируется, что инструменты, мало чем отличающиеся по конструкции, внешнему виду принципу действия от совсем недавно, каких-то 100 лет назад, использовавшихся, были в ходу еще в эпоху неолита:

На фото - "Алтарь шамана" - наскальный рисунок IV-III веков до н.э., изображающий шамана, играющего на музыкальном инструменте, в окружении духов. (Улытау, Жезказганская область)



Собственно, шаман с инструментом, по-видимому, вот:




А этот вот мущщина с солидным "инструментом", ведущий в поводу верблюда - по всей вероятности, сексуально озабоченный дух.



Впрочем, мы отвлеклись, вернемся к нашим баранам, сиречь - инструментам.

Рассматривая различные разновидности казахских музыкальных инструментов, я не мог отделаться от мысли, что они по принципу действия мало чем отличаются от хорошо знакомых нам гитар или скрипок, труб или барабанов:



Из этого ряда выпадают разве что, пожалуй, разновидности шанкобызов - язычковых инструментов, в других культурах известных как хомуз, комус или варган.

Вот кахахские шанкобызы:



А вот - алтайский комус (1) и тувинский хомуз (2):



К слову, в Туве нам говорили, что хомуз отлично выходит из гвоздя - стопятидесятки ;))

У меня сложилось впечатление, что различий гораздо дольше между названиями национальных инструментов, чем в их конструкции или принципе работ.
Те же разновидности варганов распространены практически по всему миру - от Бали и Камбоджи до Древней Руси (на раскопках в Новгороде обнаружено 6 варганов) и Белоруссии.

Казахские глиняные духовые инструменты ускирик (слева) и саз сырнай (справа) напоминают русские свистульки или итальянские окарины:



Впрочем, окарины используются по всему миру — в Латинской Америке, Китае, Корее, Японии, Африке, восточной Европе и многих других местах, включая Новую Гвинею.
Возможно, это один из древнейших духовых инструментов.

Духовые инструменты - слева саз сырнай, выточенный из дерева, в середине - сыбызги, тростниковая дудочка, и деревянный уильдек:



Разновидностей подобных дудок тоже полным-полно по всему миру - начиная от Латинской Америки до территории РФ.

Башкирский курай (2 шт), виден кусочек татарского сурная:



Смычковые инструменты - названия не помню, но выглядят отлично, сильно напоминают скрипки, не правда ли?




Оригинальный многострунный щипквый инструмент в виде натянутого лука - видом специфичен, по принципу действия похож на арфу. не правда ли?




Разные виды казахских шертеров - струнных щипковых инструментов с тремя струнами:



У этого шертера вся дека - кожаная:



И у этого - хотя форма несколько отличается:



Кылкобыз, струнный смычковый инструмент с довольно эротичной формой резонатора:



А этот инструмент называется наркобыз, хотя по виду это всё тот же кылкобыз ;)):



И снова наркобыз - вот кто б объяснил, в чём разница с кылкобызом? ;)




И это - наркобыз.
Шайтан...






А это - домбра,  двухструнный шипковый инструмент, для игры на нём, в отличие от кобызов, не нужен смычок:




Именно на таком играл Джамбул Джабаев (по-казахски - Жамбыл) - народный казахский поэт и исполнитель:



Узнаёте?

Правильно - это, разумеется, волынка, а слева - разновидности альпийских рожков:



Названия этого оригинального ударно-вращательного инструмента я, к сожалению, не запомнил - но сыграть на нём, уверен, смог бы даже я, которому стадо медведей на бронепоезде по ушам проехало ;))
А что там уметь-то?
Знай себе крути туда-сюда - всё остальное сделает момент инерции ;))



Сравните монгольский морин хур (4) и тувинский бызаанчи (3) - смычковые струнные инструменты:



Разве что струн разное количество, да тона у них разные по причине разной толщины струн.
Морин хур монголов будет явно звучать басовитей.

А теперь - струнные, точнее - многострунные.

Парочка жетигенов - щипковых многострунных инструментов - на этом длина струн ограничивается суставными косточками животных:



А на этом жетигене - деревянными колками:



Чадаган - тувинский многострунный инструмент, аналогичный казахскому жетигену по конструкции




Татарская гармонь:




Украинская бандура и русская жалейка (4):



Много ли различий вы видите между бандурой, гуслями и тувинским чадаганом?

Если кто не узнал - жалейка,  домра, бубен, и балалайка - русские народные инструменты.



Много ли отличий от виденных вами ранее? ;))
Разве что одна палка - три струна ;)

Вот, в принципе, и всё о сходстве и различиях в музыкальных инструментах разных народов и культур ;))

Tags: Алматы, история, культур-мультур
Subscribe

Posts from This Journal “культур-мультур” Tag

  • Проституция в Самаре 1929 года

    На диспуте о проституции ("Средне-Волжская коммуна", 06.03.1929): - У нас в Самаре количество проституток не так велико, как многие думают,-…

  • Найден прижизненный портрет Григория Засекина

    В запасниках Самарского Областного Художественного музея, в фонде К.П. Головкина, в 1897 году поступившего в дар самарскому Публичному музею по…

  • Празднование первой годовщины РККА в Самаре

    На идею написания этого поста навёл вот этот редкий снимок, озаглавленный "Парад 23 февраля 1919 года на Соборной площади. Съёмка с высоты 1200…

  • Этнографическая карта окрестностей Самары 1875 года

    Собственно, этнический состав населения Самарсы и окрестностей очевиден (не зря жителей Среднего Поволжья в шутку зовут чумотарами :)), однако…

  • Самара - родина слонов

    Многие коренные самарцы слышали эту популярную в наших краях фразу, большинство из слышавших наверняка в курсе, откуда пошло это выражение,…

  • Быдло империализма

    Пожалуй, всем с детства знакома картина Ильи Репина "Бурлаки на Волге". Репродукции ее видел практически каждый, во многих художественных…

  • Мелодии и ритмы зарубежной эстрады

    С появлением широкополосного интернета, опутавшего не только крупные города, но и небольшие посёлки и даже крупные автострады, послушать любимую…

  • Джиперы и джиперасты

    Сегодняшний пост на тему экологии - о некоторых аспектах отношения "любителей природы" к природе. Не секрет, что среди любителей…

  • Кто ответит за козлов?

    Тему для этого поста подсказал френд vadim_us, в комментарии к одному из моих постов спросивший: Недавно озадачился вопросом - что за…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments