Вряд ли кто станет возражать, что одним из столпов национальной самоидентификации является национальная культура и национальные традиции.
Говоря же о национальной культуре и традициях, вряд ли можно обойти вниманием ту её часть, что принято называть "народными инструментами" - ведь именно они, их специфическое звучание и музыкальный строй и придают той или иной мелодии национальный оттенок, благодаря которому мы и различаем разные национальные музыкальные культуры.
Но так ли много между ними различий на самом деле?
Типичный представитель семейства "одна палка-два струна" - кылкобыз. Дерево, кожа, конский волос.
Во время моего октябрьского вояжа в Алматы мне довелось посетить Музей народных инструментов, занимающий здание бывшего Офицерского собрания города Верный.
Вот на примере его экспозиции и порассуждаем о сходстве и различиях.
Экспозиция этого интересного музея весьма разнообразна - в ней свыше сорока типов и разновидностей только чисто казахских народных музыкальных инструментов, одно перечисление названий которых сразу вызывает в памяти глазурованные кобальтовые купола минаретов и медресе, вопли муэдзинов, ароматы пряностей восточного базара, звон колокольцев верблюжьих караванов, специфические звуки восточных мелодий, гортанные заунывные песни и таинственный полумрак помещений гарема, наполненного одалисками, словно сошедшими с полотен Жана Огюста Доминика Энгра (ну, вы люди культурные - вы меня поняли ;))...
Вслушайтесь только в эти названия: домбыра, кобыз, дабыл, жетыген, сырнай, керей, шертер, сабызгы, адырна, сазген, дудыга, токылдак ...
Чувствуете аромат древности, уходящей во тьму веков?
Нет?
Зря - в музее наглядно демонстрируется, что инструменты, мало чем отличающиеся по конструкции, внешнему виду принципу действия от совсем недавно, каких-то 100 лет назад, использовавшихся, были в ходу еще в эпоху неолита:
На фото - "Алтарь шамана" - наскальный рисунок IV-III веков до н.э., изображающий шамана, играющего на музыкальном инструменте, в окружении духов. (Улытау, Жезказганская область)
Собственно, шаман с инструментом, по-видимому, вот:
А этот вот мущщина с солидным "инструментом", ведущий в поводу верблюда - по всей вероятности, сексуально озабоченный дух.
Впрочем, мы отвлеклись, вернемся к нашим баранам, сиречь - инструментам.
Рассматривая различные разновидности казахских музыкальных инструментов, я не мог отделаться от мысли, что они по принципу действия мало чем отличаются от хорошо знакомых нам гитар или скрипок, труб или барабанов:
Из этого ряда выпадают разве что, пожалуй, разновидности шанкобызов - язычковых инструментов, в других культурах известных как хомуз, комус или варган.
Вот кахахские шанкобызы:
А вот - алтайский комус (1) и тувинский хомуз (2):
К слову, в Туве нам говорили, что хомуз отлично выходит из гвоздя - стопятидесятки ;))
У меня сложилось впечатление, что различий гораздо дольше между названиями национальных инструментов, чем в их конструкции или принципе работ.
Те же разновидности варганов распространены практически по всему миру - от Бали и Камбоджи до Древней Руси (на раскопках в Новгороде обнаружено 6 варганов) и Белоруссии.
Казахские глиняные духовые инструменты ускирик (слева) и саз сырнай (справа) напоминают русские свистульки или итальянские окарины:
Впрочем, окарины используются по всему миру — в Латинской Америке, Китае, Корее, Японии, Африке, восточной Европе и многих других местах, включая Новую Гвинею.
Возможно, это один из древнейших духовых инструментов.
Духовые инструменты - слева саз сырнай, выточенный из дерева, в середине - сыбызги, тростниковая дудочка, и деревянный уильдек:
Разновидностей подобных дудок тоже полным-полно по всему миру - начиная от Латинской Америки до территории РФ.
Башкирский курай (2 шт), виден кусочек татарского сурная:
Смычковые инструменты - названия не помню, но выглядят отлично, сильно напоминают скрипки, не правда ли?
Оригинальный многострунный щипквый инструмент в виде натянутого лука - видом специфичен, по принципу действия похож на арфу. не правда ли?
Разные виды казахских шертеров - струнных щипковых инструментов с тремя струнами:
У этого шертера вся дека - кожаная:
И у этого - хотя форма несколько отличается:
Кылкобыз, струнный смычковый инструмент с довольно эротичной формой резонатора:
А этот инструмент называется наркобыз, хотя по виду это всё тот же кылкобыз ;)):
И снова наркобыз - вот кто б объяснил, в чём разница с кылкобызом? ;)
И это - наркобыз.
Шайтан...
А это - домбра, двухструнный шипковый инструмент, для игры на нём, в отличие от кобызов, не нужен смычок:
Именно на таком играл Джамбул Джабаев (по-казахски - Жамбыл) - народный казахский поэт и исполнитель:
Узнаёте?
Правильно - это, разумеется, волынка, а слева - разновидности альпийских рожков:
Названия этого оригинального ударно-вращательного инструмента я, к сожалению, не запомнил - но сыграть на нём, уверен, смог бы даже я, которому стадо медведей на бронепоезде по ушам проехало ;))
А что там уметь-то?
Знай себе крути туда-сюда - всё остальное сделает момент инерции ;))
Сравните монгольский морин хур (4) и тувинский бызаанчи (3) - смычковые струнные инструменты:
Разве что струн разное количество, да тона у них разные по причине разной толщины струн.
Морин хур монголов будет явно звучать басовитей.
А теперь - струнные, точнее - многострунные.
Парочка жетигенов - щипковых многострунных инструментов - на этом длина струн ограничивается суставными косточками животных:
А на этом жетигене - деревянными колками:
Чадаган - тувинский многострунный инструмент, аналогичный казахскому жетигену по конструкции
Татарская гармонь:
Украинская бандура и русская жалейка (4):
Много ли различий вы видите между бандурой, гуслями и тувинским чадаганом?
Если кто не узнал - жалейка, домра, бубен, и балалайка - русские народные инструменты.
Много ли отличий от виденных вами ранее? ;))
Разве что одна палка - три струна ;)
Вот, в принципе, и всё о сходстве и различиях в музыкальных инструментах разных народов и культур ;))