Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Сделано в СССР - карманные фонари

Ничего себе, до чего техника дошла...
(с) м/ф "Зима в Простоквашино"



Сей пост, собственно, по большей части - про эволюцию в фонарном деле ;).

В середине 80-х мы с Виталей по случаю купили в одном из симферопольских магазинов по чудо-фонарику ФАР-1, сделанных на основе шахтёрской "коногонки".

Выглядел этот шикарный по тем временам фонарь вот так:

Фас, профиль... (с) А. Папанов ;))



Внутреннее устройство агрегата для тех, кто понимает ;)):


Нас он привлёк сразу тремя, как сейчас принято выражаться, конкурентными преимуществами - огромным запасом автономной работы, мощнейшей по тем временам криптоновой лампой аж с двумя нитями накала - на 1А и на 0.5А, лёгким и ёмким (SIC!!!) для того времени щелочным никель-кадмиевым аккумулятором 3ШНК-10-О5.


Кстати, и аккумуляторы 3ШНК-10-О5, и сами фонари такого типа до сих пор выпускаются, и их можно купить (собственно, потому фонарь и попал в мою рубрику "Сделано в СССР" ;))

Весил фонарик всего ничего - чуть больше двух килограммов (вам смешно, да? ;)), а габаритами был с приличную "толстую" книжку:

Габаритные размеры - 240×74×220 мм.
Масса фонаря - не более 2,5 кг.


Вот вам для примера остальные технические характеристики более поздней модели, ФАР-3:

Фонарь аккумуляторный ручной ФАР-3

ФАР-3 фонарь аккумуляторный ручной предназначен для работы в качестве переносного светового прибора местного освещения.

Фонари ФАР-3 используются различными отраслями промышленности, транспорта и связи, а также служат для индивидуального пользования.

Технические характеристики ФАР-3:

Освещенность, создаваемая фонарем:
- в начале разряда - не менее 120 лк;
- в конце разряда - не менее 90 лк.

Номинальная емкость - 12 А·ч.
Напряжение батареи - 3,6 В.

Продолжительность непрерывного горения лампы фонаря ФАР-3:
- на нить накала 1 А - не менее 7 ч;
- на нить накала 0,5 А - не менее 14 ч.


Конечное напряжение батареи:
- при заряде - не более 4,8 В;
- при разряде - не менее 2,9 В.

Ток заряда - 0,37 А.
Время заряда - от 36 ч до 40 ч.

Материал корпуса - полиамид.

Батарея состоит из трех герметичных щелочных никель-кадмиевых аккумуляторов.
Наработка батареи - 500 циклов.

В качестве источника света применена лампа рудничная с двумя нитками накала - Р3,75-1+0,5.
Зарядное устройство помещено внутрь корпуса фонаря и подключается к сети с помощью шнура-соединителя.

Габаритные размеры - 240×74×220 мм.
Масса фонаря - не более 2,5 кг.

Условия эксплуатации:

Температура окружающего воздуха для ФАР-3 - от -20° С до +50° С.
Климатическое исполнение - умеренный климат.


Обычными для тех времен фонарями, которыми пользовались туристы и прочие любители активного отдыха, были фонарики, рассчитанные на маломощные 2.5В электролампочки накаливания мощностью 0.375Вт или 0.525Вт (2.5В или 3.5В, 0.15А) .



Соответственно, светил такой фонарик не особо ярко, да и не особенно долго.
В зависимости от типа используемых элементов питания - плоских угольных батарей 3336Л (4.5В) или же угольных же элементов 373 (1.5В):




... в ходу были или достаточно легкие и компактные плоские фонари под 3336Л, помещавшиеся в нагрудный карман, но светившие не очень долго:



... или более ёмкие, но достаточно громоздкие и тяжелые круглые фонари под пару элементов 373:



Как альтернативный источник света, не требующий вообще никаких элементов питания, в ходу у туристов был еще и фонарь типа "жучок", источником электроэнергии в котором служила динамо-машина с ручным (верней, кистевым) приводом:



Я сам такой с собой в походы таскал в качестве НЗ - если что, то всегда можно было "нажужжать" себе немного электрического света ;)).

Стоит ли говорить, что светимость у всех перечисленных фонариков была так себе, разве что что б в темноте ноги не переломать.

Потому, получив аж целых 120 люкс, сиречь - 120 люмен на освещенный им квадратный метр, в течении примерно 7-8 часов от ФАР-1, мы с Виталей были неизмеримо счастливы, несмотря на 2 с половиной килограмма веса ;))

Что б вы понимали - обычный фонарик имел лампочку накаливания на 0.525 ватта, а наше двухсполовинойкилограммовое чудо выдавало аж 3.6 ватта, что, как вы понимаете, давало световой поток в 7 раз выше и позволяло освещать его лучом объекты, расположенные за сотню-другую метров ;)

Фонарики были тут же усовершенствованы нами путем замены обычного тумблера, питавшего только одну нить накала, на трехпозиционные, позволявшие включать или одноамперную, или полуамперную нить, соответственно, менялась мощность луча фонаря и время его непрерывной работы.

Виталя пошел еще дальше и где-то раздобыл переключатель четырехпозиционный, позволявший еще и обе нитки сразу задействовать ;)

После такой доработки мы таскали эти фонари с собой везде - и в байдарочные походы, и в велопокатушки по Крыму и Уралу, и в ПВД по области - несмотря на габариты и вес, мы полагали разумным находить для них место в рюкзаке.

Отчасти поэтому мне иногда смешно читать разборки современных туристов, клянущих аксессуары, которые на пару десятков граммов тяжелее их собственных ;))


А теперь я таскаю китайский налобник на трех светодиодах XML T6, каждый мощностью по 2 Вт и общей отдачей до 3 х 300 люмен (китайцы на Али пишут про 6000-8000 лм - но это их особые, "китайские", люмены ;)):

Главным параметром Cree XM-L является световой поток.
Для модели Т6 минимальное значение светового потока равно 280 лм.
При этом ток составляет 0.7А.
При увеличении тока до 1 А минимальный световой поток будет 388 лм, соответственно, при 1.5 А – 551 лм, при 2А – 692 лм.


И всё это - в габаритах не солидного библиотечного тома, а небольшой записной книжки - всяко сравнимо по габаритам с теми фонариками на "квадратных" батарейках, о которых я говорил выше



Черт их китайский знает, конечно, какие там в их фонаре получаются реальные токи и световой поток - но то, что по освещенности локального светового пятна на расстоянии в пару метров мой китайский фонарик близок к освещенности, выдаваемой ксеноновой HID-лампой автомобильной фары - факт, сам сравнивал ;))

Только площадь рассеяния линзой фары больше, и потому световой поток, конечно, у фары мощнее - но для прогулок с собакой налобник всяко достаточно лупит ;))

Впрочем, не только для прогулок с собакой ;))



Эх, нам бы с Виталей такие в те времена ;))


P.S. Пост не о преимуществах китайской модели социализма над советской, как вы понимаете ;))



Источник фото, кроме двух последних - Его Величество Интернет.
Последние - мои собственные.

Tags: как это было, сделано в СССР, туризм
Subscribe

Posts from This Journal “сделано в СССР” Tag

  • Артефакты одной высокоразвитой цивилизации прошлого

    Свой первый и единственный космический полёт советский многоразовый орбитальный самолет «Буран» (изделие 11Ф35) системы…

  • ☢ 38 лет назад...

    Утром 26 апреля 1986 года из вагона скорого поезда "Вильнюс-Москва" я вышел размяться на перрон вокзала станции Минск. Накрапывал тёплый…

  • Машина времени

    Братец подогнал бережно им сохраненное письмо, которое в конце марта 1986 года я посылал ему в Мытищи, где он тогда заканчивал служить срочную. На…

  • Сделано в СССР - АСЖ-58

    Сегодня в моей незаслуженно подзабытой рубрике " Сделано в СССР" я расскажу вам о спасательных жилетах, серийно выпускавшихся в СССР для…

  • Ледокол "Красин"

    Мои ровесники практически наверняка слышали о ледоколе "Красин", летом 1928 года спасшем часть экипажа потерпевшего аварию дирижабля…

  • Первая легковая машина в Кинельском районе

    Автомобиль из когда-то статусной и редкой вещи давно уже стал чем-то вроде образца довольно обычной бытовой техники, используемой чисто для…

  • 65 лет космической эры

    65 лет назад, 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, советский космический аппарат…

  • Автомобильные дороги Куйбышевской области в 1941 г.

    Главное дорожное управление Красной Армии и Военно-топографическое управление Генерального штаба Красной Армии в 1945 году под грифом "для…

  • Мост в Алексеевке в 1963 году

    Благодаря стараниям Евгения Альмяшева (hazelsamara), выкупившего на пару с Максимом Утёнковым ( Группа ВК "Богатый умётЪ") американский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “сделано в СССР” Tag

  • Артефакты одной высокоразвитой цивилизации прошлого

    Свой первый и единственный космический полёт советский многоразовый орбитальный самолет «Буран» (изделие 11Ф35) системы…

  • ☢ 38 лет назад...

    Утром 26 апреля 1986 года из вагона скорого поезда "Вильнюс-Москва" я вышел размяться на перрон вокзала станции Минск. Накрапывал тёплый…

  • Машина времени

    Братец подогнал бережно им сохраненное письмо, которое в конце марта 1986 года я посылал ему в Мытищи, где он тогда заканчивал служить срочную. На…

  • Сделано в СССР - АСЖ-58

    Сегодня в моей незаслуженно подзабытой рубрике " Сделано в СССР" я расскажу вам о спасательных жилетах, серийно выпускавшихся в СССР для…

  • Ледокол "Красин"

    Мои ровесники практически наверняка слышали о ледоколе "Красин", летом 1928 года спасшем часть экипажа потерпевшего аварию дирижабля…

  • Первая легковая машина в Кинельском районе

    Автомобиль из когда-то статусной и редкой вещи давно уже стал чем-то вроде образца довольно обычной бытовой техники, используемой чисто для…

  • 65 лет космической эры

    65 лет назад, 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, советский космический аппарат…

  • Автомобильные дороги Куйбышевской области в 1941 г.

    Главное дорожное управление Красной Армии и Военно-топографическое управление Генерального штаба Красной Армии в 1945 году под грифом "для…

  • Мост в Алексеевке в 1963 году

    Благодаря стараниям Евгения Альмяшева (hazelsamara), выкупившего на пару с Максимом Утёнковым ( Группа ВК "Богатый умётЪ") американский…