Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

Гигантские проекты древности - античные каналы

Впервые о каналах, построенных древними еще во времена античности или даже ранее, я всерьёз задумался во время отдыха в Греции близ городка Неа Потидеа, увидев канал, который на картах обозначался не иначе как "исторический".

Разумеется, я не мог не попытаться выяснить, что ж это за канал такой, кто и когда его строил, и почему он носит название "исторического".



Городок Неа Потидеа расположен на первом мысе п-ова Халкидики - Кассандра, на расстоянии 64 км от г. Салоники. Место это с богатой историей, как античного периода, так и византийского.

Неа Потидеа также известна своим историческим каналом, который разделяет п-ов Халкидики и мыс Кассандра, а также соединяет два залива - Термический и Торонический.




История античного города начинается с VI века до н.э., когда область являлась колонией Коринфа, хотя исторические следы опускаются еще глубже и приводят нас к городу Палини, который находился на этом же месте.
Свое название город получил благодаря древнему поселению "Потидеа", которое основали выходцы из Коринфа в VII веке до н. э.

В древние времена положение городка, благодаря каналу, считалось стратегическим.

Протяженность канала составляет 1250 м, ширина - 40 м . Средняя глубина канала 4,5 м, разброс глубин -  3,5 - 5,5 м.

Со временем строительства канала не все и не совсем ясно. Страбон упоминает Потидейский канал в «Географии», что означает, что канал, безусловно, существовал в его время - до  1-го века н.э.:

Имя полуострова — Паллена; на нем находится перешеек в 5 стадий ширины, через который прорыт канал.
На перешейке расположен основанный коринфянами город Потидея, впоследствии названный Кассандрией по имени того самого царя Кассандра, который восстановил его после разрушения.
Морской путь вокруг этого полуострова 570 стадий. Здесь, как говорят, еще раньше жили гиганты, и страна эта называлась Флегрой


С другой стороны, Фукидид, описывая в 5-м веке до нашей эры Пелопоннесские войны и роль в них Потидеи,  не упоминает Потидейский канал. Ряд источников полагает, что канал был построен в 4-м веке до нашей эры.

В любом случае - данный проект был реализован не менее 2000 лет назад, и до сих пор неплохо сохранился, хотя надо учесть и то, что он подвергался реставрации в XIX веке.


Канал I века н.э., Неа Потидеа, п-в Халкидики, Греция


В "этих интернетах" бродит множество мнений, что древние, с их примитивными технологиями, никак не могли построить столь циклопические сооружения, на строительство которых и теперь требуются годы и огромные ресурсы, голыми руками и без помощи инопланетян.
Я всегда скептически относился к кабинетным представлениям многих наших современников о методах и средствах древних строителей - а потому не мог оставить без внимания такую интересную тему, как древние каналы.



КАНАЛ (лат. canalis — труба, желоб) — искусственное русло, предназначенное для движения воды самотеком.


В Древнем Египте строились каналы и целые оросительные системы для обеспечения водой земельных участков. В северных районах Италии с помощью каналов осушали заболоченные участки и делали их пригодными для земледелия. Для торговли и межгосударственных отношений большое значение стали иметь судоходные каналы, строительство которых проводилось по приказу фараонов, царей и императоров.

Поскольку наиболее масштабными подобными проектами были именно судоходные каналы. то о них я вам сегодня и расскажу.

Римские каналы

Римляне строили ценные внутренние каналы: еще в 109г. до н. э. - в консульство Марка Эмилия Скавра был проведен канал от реки По к Падуе, а немного позже, в консульство Мария — канал (Fossa Mariana) в обход дельты реки Рона.

При императоре Траяне был прорыт пятикилометровый канал между Римом и Тирренским морем.
Императором Августом был сооружен
канал в устье реки По у Равенны, названный Ров Августа (fossa Augusta).


Во времена Нерона было начато строительство Истмийского канала для соединения Коринфа с морем. (Совр. Коринфский канал имеет длину 6,3 км.при ширине 25 м и глубине 8,8 м.)


Современный Коринфский канал. При Нероне удалось прорыть менее 1/5.

Фото из Интернета


Цитата:

Склонность Нерона к авантюрным и дающим волю воображению проектам была видна лучше всего на примере плана создать канал через Коринфский перешеек – плана, который был безуспешно начат в правление трех предшествующих ему императоров и продолжен не столь давно императором Калигулой. Если бы построить такой канал, корабли могли бы больше не огибать мыс Матапан (Matapan), где часто случались штормы, каждый год уносившие печальную дань человеческих жизней и имущества. Веспасиан, теперь занимающий пост главнокомандующего войсками в Иудее, послал на помощь шесть тысяч еврейских пленников, и по случаю официальной церемонии начала работ была устроена музыкальная программа. Но приверженцы традиций заявили, что предзнаменования были дурные, поскольку весь план является оскорблением воли Божьей. Поэтому Нерон самолично схватил золотую лопату и принялся кидать землю, а затем его примеру последовали другие. Говорили, что, когда канал будет готов, он собирался переименовать Пелопоннес в Неронопоннес – остров Нерона.

Но мудрец Аполлоний из Тианы пессимистично заявляет, что императору не суждено было переплыть Истм, и он оказался прав. Только одна пятая канала была вырыта, начиная от порта Лехея на западном конце, а затем преемники Нерона отказались от этой затеи. Истмийский канал не был открыт до 1893 года. (Проект же Нерона для еще одного гораздо более длинного канала в самой Италии, простирающегося от Неаполиса и Путеол до Остии, остался таким же неосуществленным, хотя ради этого были разрушены знаменитые Цекубские виноградники.)



В Британии римляне также соорудили ряд технически совершенных каналов.


Канал Ксеркса

Сооружались каналы и в военно-стратегических целях.

Во время греко-персидской войны персидский царь Ксеркс
в 480 г. до н. э. приказал прорыть Афонский канал, который позволил усилить сухопутные войска флотом и овладеть Афоном. Вскоре после сооружения Афонский канал пришел в негодность, т. к. практически не использовался.

Геродот в книге 'Греко-персидские войны' так описывает причины строительства и сам процесс постройки Афонского канала (Афон - один из трех длинных мысов полуострова Хпалкидики, как и уже упоминавшаяся в самом начале Кассандра) :

Персы хорошо помнили, как флот Дария, огибая Афон, понес большие потери. Чтобы ничего подобного не повторилось, по приказу Ксеркса три года подряд под

ударами бичей разноплеменные воины должны были прокапывать канал через Афонский перешеек. Персы заставляли копать и самих жителей Афона.

Fossa_Kserks_1.JPG

Мужчина с кнутом в воде


Афон — большая гора, спускающаяся к морю. Там, где гора переходит в материк, она образует перешеек шириной около 12 стадий — равнину с небольшими холмами,
простирающуюся от моря Аканфского до моря, что напротив Тороны. На этом перешейке находится эллинский город Сана, за ним на самом Афоне лежат города,
которые персидский царь захотел превратить из материковых в островные: Дион, Олофикс, Акрофоон, Фисс и Клеоны.

Работы по сооружению канала проводились следующим образом: сначала все землекопы работали вместе; когда же ров стал уже достаточно глубоким, рабочие,
которые находились на дне его, продолжали копать, перебрасывая выкопанную землю стоящим на ступенях, а те в свою очередь еще выше, и так, пока земля не
попадала к стоявшим на самом верху; эти относили ее в сторону. Канал был разделен на участки, где трудились рабочие одной народности. Всем, кроме
финикийцев, осыпающиеся крутые стенки канала доставляли немало трудностей, потому что верхнюю и нижнюю части канала они делали равными. Финикийцы показали
себя сметливее других: верхний край канала они выкопали вдвое шире нижнего, а по мере углубления сужали ров, когда же достигли дна, то ширина его оказалась
такой же, как и у остальных.

Так по желанию царя был построен канал, по которому одновременно могли плыть две триеры на веслах.


Fossa_Kserks.JPG
Канал Ксеркса


Канал Корбулона

Римский полководец Корбулон во время одного из походов по северной Европе отдал своим воинам приказ соединить 37-километровым каналом реки Рейн и Маас.


Гней Домиций Корбулон

Гипсовая копия бюста из Капитолийского музея


Канал (fossa Corbulonis) был прорыт в 47 году  н.э. солдатами Гнея Домиция Корбулона для предотвращения удаления судов от морского берега. Для регулирования уровня воды были возведены дамбы со сливами, в некоторых местах берега́ были укреплены древесиной. После постройки канала стало проще возводить форты на границах Римской империи по берегам Рейна.

Fossa_Corbulonis_map.png

Дендрохронологический анализ , проведенный в 2006 году, показал, что канал был укреплён Адрианом, посетившим этот регион в 120 году. Рядом с каналом в то же время был построен город Форум Адриана.

Канал открыт в 1989 году обнаружением глиняной кладки и обработанного дерева в Лейдсендаме. В римское время канал был предположительно шириной 15 и глубиной 3 метра

Суэцкий канал

Но одним из самых, пожалуй. древних и одновременно крупнейших сооружений подобного типа, надо полагать, следует считать прообраз Суэцкого канала, построенный задолго до своего современного тёзки.


Для греческих и римских мореплавателей особое значение имел канал, который бы связывал Средиземное и Красное моря.

image050.jpg


Античные историки, в частности Страбон и Плиний Старший, сообщают о том, что канал, соединяющий правый рукав Нила с Красным морем, пытались соорудить еще фиванские фараоны эпохи Среднего царства.

Первое достоверное историческое свидетельство соединения Средиземного и Красного морей каналом относится к временам правления фараона Нехо II (конец VII — начало VI в. до н.э.). Уже 40 лет спустя Навуходоносору пришлось бороться с песчаными заносами.


Нехо II


Расширение и усовершенствование канала производилось по распоряжению персидского царя Дария I (Vi-V в.в. до н. э.), завоевавшего Египет, а впоследствии — Птолемея Филадельфа (первая половина III в. до н.э.), а вслед за ним – Траян (108 н. э.).


Дарий I


Однако в 767 г. система каналов, соединявшая Нил с Красным морем, была разрушена по приказу арабского халифа аль-Мансура.
С тех пор никаких работ по восстановлению этого древнего торгового пути не велось.

Длина канала составляла 180 км, ширина — 45 м, глубина — 5 м (современный Суэцкий канал имеет длину 161 км при ширине 120—150 м и глубине 12,5—13 м).

Канал позволил наиболее простым и ближним водным путем связать средиземноморские государства с Африкой, Месопотамией и Индией. В XIX в. на его месте был построен Суэцкий канал длиной 161 км.

Великий Китайский канал

Вода всегда играла огромную роль в жизни земледельческого Китая. При недостатке воды нельзя было обеспечить хороший урожай, поэтому с древних времен здесь развивалось искусственное орошение.
С другой стороны, разливы китайских рек опустошали целые цветущие области. Особенно часто разливалась Хуанхэ (Желтая река).


Эта беспокойная река постоянно «блуждала» по равнине протяженностью в 600 километров с севера на юг, отыскивая себе новые выходы к морю. За 4000 лет произошло семь крупных перемещений ее русла и около 1600 прорывов дамб и опустошающих наводнений. Поэтому уже очень давно возникла необходимость борьбы со
своевольной водной стихией. В начале I в. н.э. живший в Чанъани — тогдашней столице Китая — знаменитый инженер Чжан Жун разгадал причины наводнений в низовьях Желтой реки: он установил связь скорости течения с песчаными наносами. Чем быстрее течет вода, тем с большей силой поток размывает ложе реки, тем глубже оно становится, тем меньше опасность наводнений. Желтая река несет в себе огромное количество песка и ила. Люди, отводящие ее воды для орошения
полей, замедляют течение реки; создаются песчаные наносы, речное ложе постепенно поднимается, и вода выходит из берегов. Поэтому Чжан Жун предложил отвести часть воды из Желтой реки — т.е. выдвинул идею регулирования речных вод. Руководствуясь этим принципом, многие поколения гидротехников с успехом строили заградительные дамбы и использовали энергию самой воды для вымывания песчаных наносов.

Самые большие строительные работы на Желтой реке были предприняты в III в. Они продолжались тридцать лет. За это время было построено более 1500 километров прибрежных насыпей, защищавших близлежащие земли от разливов.
Наряду с задачей обуздания рек, остро стояла проблема безопасности судоходства.
Кроме того, великие реки Китая — Хуанхэ и Янцзы — текут с запада на восток, поэтому еще в давние времена возникла потребность проложить водный путь, который соединил бы север и юг страны. Так начато было строительство Великого Китайского канала.
Более 2400 лет назад его первый участок соединил реки Янцзы и Хуанхэ, а затем многие поколения строителей довели водный путь от Хуанхэ до Желтой реки.
Первый в мире контурный (использующий рельеф местности) судоходный канал был построен в Китае в III в. до н.э. Автором этого уникального гидротехнического сооружения был инженер Ши Лу, построивший его по приказу императора Цинь Шихуанди.

Строительство канала было вызвано необходимостью снабжения войск, переброшенных в 219 г. до н.э. на юг страны для покорения народа юэ. Как сообщает известный историк Сыма Цянь, «[Император] приказал военачальникам (Чжао) То и Ту Чжу возглавить войска, отправлявшиеся на боевых лодках в южные районы, чтобы завоевать край ста племен юэ. Он повелел своему надсмотрщику (Ши) Лу вырыть канал, чтобы на землю юэ можно было переправлять зерно».

С VI в. до н.э. велись работы по строительству Волшебного канала, соединившего север и юг Китая. Этот канал называли священным, его хранителем считался дракон.
Волшебный канал, длина которого немногим более 32 км, необычен тем, что соединяет две реки, текущие в противоположных направлениях. Это дало возможность осуществлять круглогодичное судоходство по внутренним водным путям общей протяженностью в две тысячи километров (от 40 до 22 параллели). Баржи, таким образом, доходили от широты Пекина, расположенного на севере страны, до Кантона (Гуанчжоу) и до моря на юге (туда, где сейчас находится Гонконг).

Волшебный канал стал связующим звеном в этой системе китайских рек. В 70 г. китайцы приступили к строительству Великого канала, который был завершен лишь в XIII в. и включил в себя ряд более ранних каналов. Трудность сооружения канала заключалась втом, что река Сян, берущая начало в горах Хайян, течет на север, а река Ли — на юг. В районе маленькой деревушки Синань расстояние между этими реками, текущими здесь среди известняковых холмов, не превышает 5 км.
Однако недостаточно было просто соединить их, требовалось иное. Канал можно было прорыть через седловину между холмами. Обе реки отличаются бурным течением, поэтому вдоль реки Сян пришлось соорудить для прохода судов обводной канал длиной 2,4 км с меньшим падением русла, чем у реки.
Для обеспечения навигации воды реки Ли были направлены в другой канал протяженностью 22 км. Укротив таким образом обе реки, строители смогли наконец соединить их каналом длиной 5 км. Поперек реки Сян насыпали дамбу, разделившую русло на два потока — большой и малый, и отвели в сторону его большую часть. За насыпью устроили водосливы. В районе Синани через канал, глубина которого составляла 1 м, а ширина 4,5 м, перекинули несколько мостов. Благодаря системе водосливов и
разделения потоков только треть воды реки Сян попадала в соединительный канал, и он не переполнялся.

В самом начале VII в. Великий канал был продолжен на юг до города Ханчжоу. В XIII в., когда Пекин стал столицей Китая, канал подвели к Пекину. Так Великий канал обрел свой нынешний вид.
Он берет свое начало на севере в районе Пекина, тянется на юг до Ханчжоу, пересекая реки Хуанхэ, Хуайхэ и Янцзы, и опоясывает весь Восточный Китай.

Считается, что протяженность канала составляет 1782 км (от Тунсяня до Ханчжоу), хотя по поводу этой цифры в разных источниках приводятся различные сведения. Глубина русла составляет 3—9 м, а ширина в отдельных местах — до 30 м. В средневековом Китае Великий канал имел огромное значение для хозяйственных и культурных связей между севером и югом страны. Поскольку он был проложен по горизонталям водораздела, падение русла было практически нулевым.
К IX в. на нем было построено 18 шлюзов, и в X—XI вв. число людей, необходимое для буксировки барж, сократилось. Канал продолжает действовать и в наши дни.

Tags: античные мегасооружения, загадки истории, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments