Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Categories:

Окопы Самарского Укрепленного Района у станции Тургеневка

Эта поездка была предпринята нами более семи лет назад - тогда же, по горячим следам, впечатления о ней я изложил на велосамарском форуме.
Поскольку на сегодня ЖЖ является моей единственной блог-площадкой, дабы не потерять давным-давно собранную и размещенную на других площадках информацию, потихоньку дублирую старые свои посты сюда.



Мой кинельский знакомый Игорь, сам увлекающийся историей родного края, давно уже звал меня съездить в совхоз "Комсомолец" - показать на местности окопы, оставшиеся, как он считал, от 25-й Чапаевской дивизии - именно так ему в детстве рассказывали старшие, показывая эти места, но все у нас как-то не получалось - то одно, то другое, то погода не шепчет, то времени нет...

Но вот, наконец, все срослось, и мы втроем - Игорь, Рич (куда ж без него?) и я - едем в Тургеневку, несмотря на осеннюю распутицу.

Машину оставляем у околицы, дальше идем по раскисшей грунтовке пешком - хоть машина, скорей всего, и пройдет, толкать её в наши планы сегодня не входит ("чем круче вжип, тем дальше за трактором бежать" (с) ;))).

Под небольшим углом к железной дороге возле станции Тургеневка расположена небольшая высота, поросшим лесом уступом обрывающаяся в сторону станции.

Вид на позиции от станции

От железной дороги высоту отделяет от 600 до 1100 метров поросшего бурьяном поля, местами заболоченного.

Проходим по лесу километра полтора - и вот они, полузаплывшие за 90 (на тот момент) с лишним лет траншеи окопов.

Отрыты они на северо-восточном склоне высотки, на боевом гребне чуть ниже вершины, идут вдоль склона зигзагом.
Сейчас склон сильно зарос лесом - но, очень возможно, 90 лет назад тут деревьев и вовсе не было.

Окопы разбиты рельефом (поперечными овражками) на 4 независимые части, фланговые позволяют поставить под перекрестный огонь подходы к центральной группе траншей.


Изображение

Траншеи идут зигзагом, в один ряд, не позволяя простреливать более 8-10 метров траншеи - чувствуется, что рыли их не дилетанты, а люди, прошедшие империалистическую и имеющие боевой опыт.

Изображение

Созранность профиля траншеи невысокая - но чего еще желать за столько-то лет?

Изображение


Самая протяженная, центральная, траншея прикрывает идущую со стороны станции на возвышенность грунтовую дорогу,

Изображение

Разумеется, сама дорога, идущая перпендикулярно склону, простреливается фланговым перекрестным огнем с высоты.

Примерная протяженность окопов по фронту - чуть более километра.
Местами конфигурация траншеи как бы намекает на позицию пулеметчика.
Вот, например, что увидел бы я, будучи первым номером пулеметного расчета и лежа за "Максимом":

Изображение

Вспоминаю, что прицельная планка винтовки Мосина обр. 1891 года размечена до 2000 метров, а пулемета Максима обр. 1910 го­да - так на все 2500 метров, что позволяет держать под обстрелом станцию и прилегающие к ней пути, особенно на левом фланге, откуда до ж/д - всего около 600 метров.

Фактически участок железной дороги попадает в диапазон эффективной дальности пулемета "Максим" обр. 1910 года:



Пулемет "Максим" :
Опыт боевого применения пулемета Максима показал, что чаще всего он используется для стрельбы на дальности 800-1000 метров,

Местами видны шурфы "черных археологов":

Изображение

Кто-то явно знает об этих местах больше, чем мы...
Или, наоборот, гораздо меньше - ибо искать тут, по моим понятиям, совершенно нечего, поскольку позиции практически не были использованы, ибо Колчака разбили на дальних подступах к ним ;)).

Огромная прямоугольная яма как бы намекает на то, что здесь когда-то мог быть блиндаж для размещения личного состава позиций укрепрайона:

Изображение

Пёс с интересом исследует остатки траншеи - хотя, кроме мышей, там вряд ли что можно вынюхать ;):

Изображение

Так кто же и когда вырыл эти немаленькие сооружения?

Чапаевцы из 25-й дивизии, бравшие Самару в октябре 1918 года?

Изображение

Фото из Интернета


За прошедшие с момента посещения этих сооружений годы я не раз возвращался к вопросу их происхождения - и на сегодня я практически уверен, что эти траншеи - часть сооружений кинельского участка Самарского Укрепленного Района, и строили их под руководством Д.М. Карбышева осенью 1918 - зимой 1919 года для защиты от прорыва колчаковцев к Самаре и Сызрани.
Разумеется, Кинель, как крупный эелезнодорожный узел, тоже не остался без прикрытия.

К этому же Самарскому Укрепленному Району принадлежат и сооружения, расположенные на окраине станции Кинель, которые мы с Игорем обследовали этим летом.

Сохранность и у тех, и у других - примерно одинаковая, что в принципе, логично, однако Тургеневские совершенно не видно на космоснимках, поскольку они сейчас заросли лесом.


Через год исполнится сто лет, как были построены эти земляные сооружения - но до сих пор они никому не интересны, хотя, я полагаю, при определенном желании местных властей вполне можно было бы сделать из них если уж не местную туристическую достопримечательность, то хотя бы объект для исторических экскурсов интересующейся историей края молодёжи.
Хотя о чём это я?..

Tags: Д.М. Карбышев, Кинель, Колчак, Самара, гражданская война, заброшенные объекты, забытая история, загадки истории, изследования, история, линия Карбышева, окопы, самарский укрепрайон
Subscribe

Posts from This Journal “самарский укрепрайон” Tag

  • И снова Самарский Укрепрайон

    Не так давно я уже возвращался к неоднократно освещаемой мной ранее теме сооружений Самарского Укрепленного Района, или Самарского УР,…

  • Самарский УР или Ново-Закамская линия?

    В прошлом посте я вскользь упомянул об обнаруженном нами в воскресенье загадочном рукотворном объекте на Самаро-Кинельской стрелке - посреди…

  • Артиллерийские позиции штабс-капитана Василенко

    Как-то, лет несколько назад, я рассказывал на форуме Велосамары об обнаруженных нами неподалеку от ст. Тургеневка окопах, как оказалось, бойцов…

  • Линия Карбышева - 6

    Продолжаю сбор материалов по Самарскому укрепленному району (линии Карбышева). Предыдущие посты на ту же тему: Линия Карбышева, Линия…

  • Линия Карбышева - 5

    Продолжаю сбор материалов по Самарскому укрепленному району (линии Карбышева). Предыдущие посты на ту же тему: Линия Карбышева, Линия…

  • Линия Карбышева - 4

    Продолжаю поиски материалов по Самарскому укрепленному району (линии Карбышева). Предыдущие посты на ту же тему: Линия Карбышева, Линия…

  • Линия Карбышева - 3

    Продолжаю свою старую тему про Самарский укрепрайон, начатую в постах Линия Карбышева и Линия Карбышева-2. Мне в руки попали фрагменты карты,…

  • Линия Карбышева

    На данные о существовании Линии Карбышева на Самарской Луке, или, по-иному, Самарского укрепленного района, построенного в 1918 году, я впервые…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments