Honzales (honzales) wrote,
Honzales
honzales

Category:

45 лет назад последний человек покинул Луну

Ровно 45 лет назад, 14 декабря 1972 года, в 5:40:56 утра по Гринвичскому времени, последний человек шагнул с поверхности нашего естественного спутника в лунный модуль корабля Apollo-17, и через несколько часов в тот же день, в 22:54:37 по Гринвичу, последний в истории пилотируемый корабль покинул Луну.


Полёт Apollo-17 был заключительным в серии из шести успешных высадок на Луну по программе «Аполлон», и последним из трех миссий J-типа, использовавших Lunar Roving Vehicle, автономный лунный ровер с батарейным питанием, известный также как LRV.


Командир миссии «Аполлон-17» Юджин Чернан отправляется на LRV на первую лунную прогулку на фоне Лунного модуля.
Фото: NASA / Харрисон Шмитт


Экипаж миссии "Аполлон-17", как обычно, состоял из 3 человек:

Eugene A. Cernan, Командир экипажа
Harrison H. Schmitt, пилот Лунного Модуля (LM)
Ronald E. Evans, пилот Командного модуля (CSM)

Самый несчастный человек в экипаже, всё время миссии остававшийся в командном модуле на орбите Луны - это пилот Командного модуля.

Впрочем, Рональд Эванс, пилот КМ Apollo-17, тем не менее, стал одним из всего 24 землян, слетавших к Луне и облетевших её по орбите, да и Луну он видел с расстояния всего в 15 миль - именно таков был периселений лунной орбиты для разделения командного и лунного модулей.

12 человек из 24 долетевших до орбиты Луны смогли высадиться на поверхность нашего спутника и оставить свои следы на лунном реголите.

6 человек прокатились по поверхности Луны на лунных роверах.

Во время полетов Аполлонов-13, -14, -15, -16, -17 третья ступень ракеты Сатурн-5 (S-IVB) после отработки задачи по доставке полезной нагрузки к Луне отстыковывалась от Командного и Лунного модулей, выводилась на траекторию столкновения с Луной и при столкновении с Луной за счёт кинетической энергии её движения происходил кинетический взрыв, влияние которого на Луну регистрировалось сейсмической аппаратурой, оставленной предыдущими экипажами.
Эти данные позволили изучить внутреннее строение Луны.

Столкновение отстыкованного S-IVB миссии Аполлон-17 с поверхностью Луны произошло 10 декабря 1972 года, в 8:32:43 по Гринвичу.
Место падения было примерно в 84 милях к северо-западу от запланированной целевой точки, падение было зафиксировано пассивными сейсмическими датчиками, развернутыми предыдущими миссиями - Apollo 12, 14, 15 и 16.


Однако вернемся к последней на настоящий момент лунной миссии - миссии Аполлона-17.

Маневр выхода на лунную орбиту был завершен в 7:47:23 10 декабря, доставив космический корабль на лунную орбиту с апоселением в 170 и периселением в 52,6 миль.

Примерно через 4 часа 20 минут, орбита была снижена до 59 на 15 миль.

Космический аппарат оставался на этой низкой орбите более 18 часов, за это время была выполнено разделение командного и лунного модулей.

Корректировка орбиты командного модуля была выполнена в 18:50:29 11 декабря, в результате чего орбита стала 70,3 на 54,3 мили.

В 14:35 11 декабря командир и пилот лунного модуля вошли в ЛМ, чтобы подготовиться к спуску на лунную поверхность.

В 18:55:42 по Гринвичу 11 декабря ЛМ был выведен на орбиту с периселением в 6,2 мили.
Примерно через 47 минут начался спуск на лунную поверхность.
Посадка была совершена в 19:54:57 11 декабря, на лунной широте 20 градусов 10 минут на север и долготе 30 градусов 46 минут на восток.

В 2009 году миссия роботизированного Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), направленная на фотографическое картографирование всей поверхности Луны, позволила увидеть с орбиты места посадки всех миссий Apollo, не исключая и Apollo 17.


Посадочная ступень Лунного модуля Apollo 17, оставшаяся на поверхности Луны. Снимок миссии LRO, ширина изображения 102 метра.
Фото: NASA / GSFC / Аризонский государственный университет



Аполлон 17 был последней миссией полета на Луну. Три выхода на поверхность Луны (EVA по терминологии NASA) продолжались в общей сложности 22 часа и 4 минуты.



Место посадки Apollo 17, следы от ровера и экипажа, оставшиеся на поверхности Луны. Снимок миссии LRO.
Фото: NASA / GSFC / Аризонский государственный университет



Первый выход миссии на поверхность Луны начался в 23:54:49 11 декабря, Юджин Чернан ступил на поверхность спутника в 00:01 по Гринвичу 12 декабря.

Первый выход миссии продолжался семь часов и 12 минут, и был завершен в 7:06:42 утра 12 декабря.

Второй выход на поверхность Луны начался в 23:28:06 12 декабря и продолжался семь часов, 37 минут, закончившись в 7:05:02 13 декабря.


На этом снимке, сделанном во время второго выхода в открытый космос 12 декабря 1972, Юджин Чернан стоит возле лунного ровера, разработанного Центром космических полетов им. Маршалла в Хантсвилле, штат Алабама.
Фото: NASA


Последний, или, как обычно говорят пилоты и космонавты, крайний, выход на лунную поверхность начался в 22:25:48 13 декабря и завершился в 5:40:56 утра 14 декабря.

ЛМ стартовал с Луны в 10:54:37 вечера 14 декабря.

После маневра прицеливания верньера, Лунный модуль вышел на орбиту 48,5 на 9,4 миль.

Заключительная фаза вывода Лунного модуля на орбиту стыковки была начата в 23:48:58 14 декабря.
Этот 3,2-секундный маневр поднял орбиту до параметров 64,7 на 48,5 миль.

Командный и Лунный модули состыковались на орбите в 1:10:15.

Лунный модуль был отстыкован в 4:51:31 утра 15 декабря.

Двигатель торможения ЛМ для утилизации его на поверхности Луны был запущен в 6:31:14 утра 15 декабря, столкновение с Луной уже ненужного Лунного модуля произошло 19 минут и 7 секунд спустя примерно в 0,7 мили от запланированной точки на широте 19 градусов, 56 минут на север и долготе 30 градусов, 32 минуты на восток.

Сейсмическая волна от удара была зарегистрировано четырьмя геофонами Apollo 17 и всеми ALSEP (Apollo Lunar Surface Experiments Package) на посадочных площадках модулей Apollo 12, 14, 15 и 16.

Рональд Эванс совершил выход в открытый космос в 8:27:40 17 декабря.
За один час и шесть минут, проведенных вне корабля, он достал с поверхности командного модуля записи лунного эхолота, а также панорамные и картографические кассеты для кинокамер.

В состав миссии Аполлона 17 вошел Харрисон Шмитт - первый ученый-астронавт, который приземлился на Луну.

В результате миссии на поверхности Луны была создана шестая автоматизированная исследовательская станция.
Лунный ровер преодолел 30,5 километров по лунной поверхности.

Лунное время пребывания на поверхности составило 75 часов, а время, проведенное на лунной орбите - 17 часов.

Астронавты собрали 110,4 килограмма, или 243 фунта, образцов лунного грунта.


Посадочный модуль «Аполлона-17» с астронавтами Юджином А. Чернаном, Рональдом Эвансом и Харрисоном Х. Шмиттом в 14:25 по восточному времени 19 декабря 1972 года приводнился в 648 километрах (350 морских миль) к юго-востоку от Американского Самоа.
Фото: NASA


Источник информации и фото:
Официальный сайт NASA


P.S.  Интересно, френды, среди нас есть сторонники теории заговора, не верящие в высадку американцев на Луну? ;)
Tags: заброшенные объекты, забытая история, история, кратер
Subscribe

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Г.И. Успенский в Сколково

    Самарская земля за многие годы видела множество известных писателей и общественных деятелей, кто-то бывал у нас, как А.С. Пушкин, проездом,…

  • Несостоявшаяся железнодорожная ветка Симбирск - Кинель

    Два с половиной года назад с подачи френда leonovvaleri я уже писал о планах строительства железнодорожной магистрали С.-Петербург -…

  • Счастливая корова и начальник ст. Кинель

    Помните эпизод из фильма "Особенности национальной охоты", в котором егерь Кузьмич отправляет свою корову с одной делянки на другую в…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Пропавшая Падовка

    Среди малых рек бассейна реки Самара река Падовка интересна тем, что совершенно точно известно, где расположен её исток, а вот где находится её устье…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

Posts from This Journal “забытая история” Tag

  • Г.И. Успенский в Сколково

    Самарская земля за многие годы видела множество известных писателей и общественных деятелей, кто-то бывал у нас, как А.С. Пушкин, проездом,…

  • Несостоявшаяся железнодорожная ветка Симбирск - Кинель

    Два с половиной года назад с подачи френда leonovvaleri я уже писал о планах строительства железнодорожной магистрали С.-Петербург -…

  • Счастливая корова и начальник ст. Кинель

    Помните эпизод из фильма "Особенности национальной охоты", в котором егерь Кузьмич отправляет свою корову с одной делянки на другую в…

  • Губернский рынок

    Ровно 66 лет назад, 22 июля 1955 года, в Куйбышеве (ныне Самаре) открылся хорошо известный всем жителям города и области Губернский рынок. Об…

  • Приволжская биофабрика №6

    В начале 30-х годов в районе станции Липяги начинается строительство приволжской биофабрики №6 – одной из 10 строившихся в СССР противочумных…

  • Пропавшая Падовка

    Среди малых рек бассейна реки Самара река Падовка интересна тем, что совершенно точно известно, где расположен её исток, а вот где находится её устье…

  • Тени былого - транспортировка баков "Энергии" на ВМ-Т

    Осенью 1982 года на третьем курсе КуАИ мы проходили ознакомительно-производственную практику на Куйбышевском авиационном заводе. Однажды, когда я…

  • Тени былого - причал завода "Прогресс" на р. Самара

    Это всё, что осталось от грузового причала самарского завода "Прогресс", построенного на рубеже 1970-х-80-х для речной транспортировки…

  • Mark V из Харькова

    Танки периода Первой Мировой войны, которые затем использовались у нас во время Гражданской, интересовали меня с детства - не знаю почему, но мне…