Таррако (Tarraco) - древнее название римского города, современное название которого - Таррагона (Каталония, Испания).
Таррако - самое старое римское поселение на Пиренейском полуострове, основанное еще во время Второй Пунической войны.
Эта местность была заселена еще в доримские времена иберийцами, которые вели торговлю с греками и финикийцами, которые обосновались на побережье.
Иберийские колонии в основном располагались в долине Эбро.
Таррако впервые упоминается вскоре после прибытия в 218 году до нашей эры в Эмпорион, самую древнюю древнегреческую колонию на Пиренейском полуострове, Гнея Корнелиуса Сципиона Кальвуса.
Это случилось в начале Второй Пунической войны, которая привела к завоеванию Испании Римской Империей.
Макет средневековой Таррагоны - города-крепости.
Во времена Римской Империи Тарракон стал столицей римской провинции Ближняя Испания, а после объединения с Галисией — провинции Тарраконская Испания.
В 44 году до н. э. Юлий Цезарь сделал город центром римской провинции, переименовав его в Колонию Юлия Урбис Триумфалис Таррако.
После успешного завершения Кантабрийской войны в Террако зимовал Октавиан Август, построивший в городе многочисленные здания в честь своей победы.
Будущий римский император Септимий Север несколько лет жил здесь и исполнял роль главы римской администрации.
До наших дней сохранилось довольно много сооружений римского периода, которые мне удалось увидеть во время посещения Испании в 2006 году.
Римский амфитеатр — сооружение, предназначенное для боев гладиаторов, театральных представлений и публичных казней, вмещало до 12 000 зрителей.
Датируется вторым веком нашей эры.
Здесь в 259 году была проведена первая на Пиренейском полуострове публичная казнь христиан.
Таррако, как и многие древние города, оставался заселенным и медленно разбирался своими собственными жителями на строительные материалы.
Несмотря на это, амфитеатр, расположенный недалеко от берега моря и долгое время используемый в качестве карьера, сохранил большую часть своей первоначальной структуры.
Как и римский Колизей, таррагонский амфитеатр может похвастаться своими подземельями - впрочем, подземельями они уже давно быть перестали, утратив растащенные жителями по камням перекрытия.
Любой желающий сейчас может представить себя римским патрицием, свободным гражданином или рабом на галёрке ;))
Впрочем, в свободном доступе, как обычно, только места для рабов и женщин - первые ряды, предназначавшиеся для патрициев, огорожены ;))
В этом сооружении по центру, видимо, помещался древнеримский аналог кулис, а позднее на этом месте помещалась христианская церковь.
Выше амфитеатра, на холме, расположились остатки крепости римского периода:
Как видим, для строительства чаши амфитеатра римские строители использовали рельеф местности, срубив мешающие части скалы - впрочем, это была типичная технология строительства того времени, подобные решения я видел и в иалоазиатских Ликийских Мирах, и в набатейской Петре:
В 259 г. н.э., во времена преследования христиан императором Валерианом, городской епископ Фруктуус и его деканы, Аугуриус и Эвлогиус, были сожжены заживо в этом амфитеатре.
В последующие годы часть камней, из которых он был сложен, была использована для того, чтобы построить базилику в память о трёх сожжённых мучениках.
Их могилы в арене театра были раскопаны, а к церкви пристроили специальные погребальные мавзолеи, куда поместили останки.
В монолите из римского бетона - пуццолана - я обнаружил торчащий обрубок дерева - возможно, римского периода:
Один из двух входов (или выходов?) из амфитеатра:
Выше амфитеатра - остатки крепости, изначально римской, но позднее многократно перестроенной в средневековье:
Башни крепости соседствуют с остатками древнеримского цирка.
Цирки в Древнем Риме были по сути ипподромами, так как предназначались для гонок на колесницах.
Возничие соревновались на «бигах» и «квадригах», то есть на колесницах, запряженных двумя или четырьмя лошадьми.
Тут же проходили театральные представления, выступления акробатов, и другие увеселения для горожан. Таррагона была центром римской провинции, где специально разводили породистых лошадей для скачек, так как представления в цирке были очень популярны.
Возничим посвящали произведения искусства, в частности, разноцветные изящные мозаики, а также поэтические эпитафии на надгробьях. Свою популярность цирк не утратил и после того, как гладиаторские бои были запрещены.
Посещение цирковых представлений было массовым и с развитием христианства. Таррагонский цирк давал представления около трех веков, вплоть до 5 века, а возможно и позже.
На фото - макет средневековой Таррагоны, когда часть цирка уже была застроена:
Цирк города имел внушительные размеры и вытянутую форму (325 на 115 м). Д
орожки были разделены каменным барьером. Одновременно в цирке могли поместится до 30 тысяч зрителей. При строительстве цирка использовали бетон, каменную и кирпичную кладки.
Сегодня большая часть римского цирка скрыта под землей, и над ним построены городские здания, в частности, мэрия Таррагоны.
Сейчас по подземельям цирка может пройтись любой желающий.
Археологами были обнаружены 12 арок для старта колесниц и руины специальных сараев для их хранения.
Тут были трибуна для судей, триумфальная арка для победителей гонок и императорская трибуна, сделанная из мрамора.
Помещения цирка были сильно разрушены в 1813 году, когда войска французской армии осаждали Таррагону.
По этому длинному подземному коридору водили лошадей в подземные стойла, в котороых их держали перед гонками:
Арка для колесниц
Одна из подземных "парковок" для колесниц:
А это, если память мне не изменяет, подземное стойло с источником естественного освещения:
свет проникает через вертикальную шахту в куполе сооружения:
Башня "Дворца Пилата", или Башня Претория.
Дворец Пилата был построен приблизительно в 70 году нашей эры во времена правления Августа Цезаря.
Ее еще называют дворцом Августа или башней Пилата. Она четырехугольная и имеет высоту более 20 м.
От римлян сохранилось только каменное основание башни, надстроенное в средние века.
В 14 веке башня была перестроена для католоно-арагонских королей Пере III и Хайме II, которые использовали здание в качестве своей резиденции.
С того времени до наших дней сохранились лишь некоторые элементы. В частности это готические окна, зубцы и арочные своды.
С 1171 года в течение некоторого времени здание использовал норманнский дворянин граф Таррагонский Роберт Бордет в качестве своей резиденции, где он проживал вместе со своей семьей.
В 1813 году Королевский дворец был практически полностью разрушен, за исключением отдельно стоящей башни, которую, в принципе и называют в настоящее время «Дворец Пилата».
Это место в течение некоторого времени использовалось для содержания заключенных, и лишь с середины двадцатого века Дворец стал частью археологического музея.
Знаменита Таррагона и своей старинной крепостью.
Считается, что часть фундаментов крупных циклопических стен крепости имеет еще доримское происхождение.
Затем крепость достроили римляне, а затем в течение столетий крепость неоднократно перестраивалась, но к началу наполеоновских войн уже пришла в упадок.
Крепость Таррагона была взята приступом 29 июня 1811 года Луи-Габриэлем Сюше, наполеоновским маршалом.
Следы штурмов и осад до сих пор видны на стенах и башнях крепости.
Местами крепостные стены выглядят как лоскутное одеяло, состоящее из участков, выполненных в разное время и по разным технологиям.
Заплатки на башне с вертикальными бойницами - машикули:
Основание стен их диких необработанных мегалитов вполне может быть доримским:
Некоторые камушки явно весом с десяток тонн:
А вот подземелья под ожной из стен - явно римские. с куполом из римского кирпича:
Внутри городских кварталов попадаются римские развалины из огромных блоков:
Сразу видно, что у этого дома была богатая на события история ;))
Посреди старого города возвышается колокольня Кафедрального собора:
Первый храм на холме в римской колонии Тарракон был посвящён Юпитеру, верховному богу римлян.
С 382 года на этом месте был христианский храм вестготов (один из первых на Пиринеях), позже мечеть.
В 1154 году у Таррагоны появился первый католический епископ — Бернат Торт, монах-августинец из Авиньона. Первый кафедральный собор располагался в здании ещё римской постройки и был посвящён святой Фёкле.
Доподлинно неизвестно, когда был заложен новый романо-готический собор, но, согласно историческим хроникам, не ранее 1171 года.
Первоначально собор был задуман как крепостное сооружение с крепкими стенами, зубцами и бойницами. Окна собора располагались высоко, чтобы быть вне досягаемости противника (нынешние крупные окна в абсиде собора были прорублены лишь три столетия спустя). Собор был однонефным, с большой абсидой и расположенными рядом ризницей и трапезной.
Однако во время строительства планы неоднократно менялись. Это было связано и со сменой архитекторов, и с высокой стоимостью работ, и с эпидемией чумы. Собор возводился более 150 лет, освящение его состоялось в 1331 году, строительство было закончено ещё позже — к 1350 году. Благодаря этому в архитектуре собора сочетаются черты романского и готического стиля, что придаёт ей яркую самобытность.
В XIV—XVIII веках к собору пристраивались часовни в различных стилях — готические, ренессансные и барочные.
Улочки старой Таррагоны узкий и извилистый, как и полагается средневековому городу:
На некоторых улочках с трудом разъедутся два всадника - а что еще нужно для города-крепости? ;)
В 2000 году археологическая ансамбль Таррако был объявлен объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вот такая она - древняя, но вечно молодая Таррагона...